Файл: Курсовая работа защищена с оценкой руководитель профессор, др ист наук, доцент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продажа оружия Египту, приведшая к значительному усилению напряженности на Ближнем Востоке, дают английскому правительству основания полагать, что СССР теперь отошел от этой политики. Между тем, если на Ближнем Востоке, вспыхнет война, то неизвестно, как далеко она может распространиться и к каким результатам приведет».90 В ответ Молотов жёстко возразил: « политика Советского Союза не могла привести к какому-либо изменению положения на Ближнем Востоке, поскольку Советский Союз всегда стремился, как здесь, и в других районах, к поддержанию мира и улучшению отношений между государствами. Мы не считаем, продолжал я, что продажа Чехословакией некоторого количества оружия Египту для целей его обороны и притом на обычных коммерческих условиях может дать какой-либо повод для беспокойства с точки зрения поддержания мира».91

Укрепив военный потенциал своей страны с помощью СССР, Насер стал действовать более решительно. 26 июля 1956 года он объявил о национализации и ликвидации англо-французской концессионной компании Суэцкого канала, которая была заключена на 99 лет в 1869 году. Это решение было вызвано отказом Соединенных Штатов от своего обещания Египту финансировать строительство Асуанской плотины, которая жизненно важна для ее экономики.

Решительный шаг Насера привёл к вспышке «Суэцкого кризиса». Франция и особенно Великобритания потеряли свои позиции в регионе Ближнего Востока, который транспортировал две трети нефти. Эти страны немедленно начали секретную подготовку к нападению на Египет. Франция 1 сентября 1956 года предложило участвовать в будущей военной кампании Израилю. Окончательное решение о совместной интервенции против Египта было принято 24 октября. Англия, Франция и Израиль подписали совершенно секретный протокол под кодовым названием «Мушкетер».

Тройной штурм начался 29 октября вторжением израильской армии на Синайский полуостров. Так началась авантюра Израиля против Египта. Советский Союз не смог немедленно отреагировать на возникновение конфликта. Причиной тому, видимо, была тогдашняя тотальная концентрация СССР на решении проблемы ликвидации «контрреволюционного мятежа» в Венгрии. Однако, поскольку Ближний Восток тогда находился в основном в сфере стратегических интересов США, первоначально именно американское руководство, возмущённое неприятным «сюрпризом», в тайне подготовленным в этом регионе странами-союзницами, проявило наибольшую внешнеполитическую активность в связи с синайским конфликтом.
Президент Эйзенхауэр, крайне обеспокоенный перспективой глобальной ядерной войны и реальной угрозой для дел американских нефтяных компаний на Ближнем Востоке, начал действовать решительно и твердо. 31 октября 1956 г. Вашингтон объявил о прекращении государственной помощи США Израилю. Затем госсекретарь США Даллес представил текст резолюции о немедленном сокращении боевых действий против Египта и выводе израильских войск с оккупированных территорий на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН. Заявление Дейлесса оказалось не в состоянии остановить нападение.

5 ноября Советский Союз обратится к лидерам Великобритании, Франции и Израиля с требованием о немедленном прекращении боевых действий в Египте. Председатель Совета Министров СССР написал премьер-министру Израиля письмо о прекращении агрессии со стороны Израиля 92. В тот же день этот призыв прозвучал и в Совете Безопасности ООН. В то же время Советское правительство обратилось к президенту США с предложением о сотрудничестве. Это сотрудничество предполагало совместные военные действия против Израиля, чтобы положить конец его агрессии против Египта. Однако правительство США не приняло советское предложение. Белый дом официально заявил, что вооруженные силы ни СССР, ни других стран не могут вмешиваться в конфликт на Ближнем Востоке без одобрения Совета Безопасности ООН. Тогда СССР обратился в Совет Безопасности с призывом принять резолюцию о прекращении огня в течение 12 часов и о выводе войск Англии и Франции из Египта. Если нападающие не выполнят вовремя требования Совета Безопасности, СССР предлагает Египту вооруженную и иную помощь93. Таким образом, Советскому Союзу удалось остановить боевые действия на Ближнем Востоке. Уже в ночь на 7 ноября 1956 года в Египте началось перемирие. Но агрессоры пытались отсрочить вывод своих войск даже после сообщения Совета Безопасности. Стремясь закрепить достигнутый успех, Хрущев, прибегнул к еще более рискованному внешнеполитическому ходу. 10 ноября появилось сообщение ТАСС: «В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль, вопреки решениям ООН, не выведут всех своих войск с территории Египта и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решений и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта, то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев

, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость»94.

22 декабря 1956 г. закончился вывод британских и французских войск из Египта. С другой стороны, Израиль продолжал упорствовать - очевидно, надеясь аннексировать полосу Газа и острова в заливе Акаба.

В результате Израилю, оказавшемуся под советско-американским политическим давлением, не оставалось ничего другого, как объявить о выводе своих войск с оккупированных территорий 1 марта 1957 года.

Предупреждение, предпринятое Кремлём в отношении Израиля, было отнюдь не формальным. Оно выразилась в виде конкретных дипломатических и торговых санкций. В послании от 5 ноября 1956 года Булганин жёстко предостерёг премьер-министра Израиля Бен-Гуриона: «…Правительство Израиля, действуя в качестве орудия внешних империалистических сил, продолжает безрассудную авантюру (агрессию против Египта), бросая вызов всем народам Востока, ведущим борьбу против колониализма…выполняя чужую волю, действуя по указанию извне. Правительство Израиля преступно и безответственно играет судьбой мира, судьбой своего народа. Оно сеет такую ненависть к государству Израиль среди народов Востока, которая не может не сказаться на будущем Израиля и которая поставит под вопрос само существование Израиля как государства. Учитывая сложившуюся обстановку, Советское правительство приняло решение предложить своему послу в Тель-Авиве (А. Н. Абрамову) покинуть Израиль и немедленно выехать в Москву…»95

После ухода Израиля с Синая и сектора Газа его отношения с СССР нормализовались, но торговые соглашения были разорваны. После Суэцкого кризиса СССР расширил свое присутствие на Ближнем Востоке. Стремление СССР остановить тройную агрессию Израиля, Великобритании, Франции показало арабским странам, что только Советский Союз является их союзником. Сближение Советского Союза и арабских стран еще больше повлияло на отношения между Советским Союзом и Израилем.

2.2 Отношения между странами после Синайской кампании и до разрыва 1967 года

Отношения между Израилем и Советским Союзом после Синайской компании 1956 года нормализовались. Следует отметить, что Синайская кампания оказала значительное влияние на изменение двусторонних отношений между Израилем и Советским Союзом.

Основные направления советской внешней политики по отношению к Израилю и всему конфликту на Ближнем Востоке формировались под влиянием нескольких факторов. Один из них связан с особенностями мироустройства, сложившегося с середины 1950-х годов. Этот порядок характеризовался разделением мира на два военно-политических блока во главе с СССР и США. В ходе продолжающейся «холодной войны» они
стремились перенести соперничество в регионы, где опасность прямого военного противостояния была значительно снижена. Таким регионом стал Ближний Восток.

Советский Союз продолжал занимать проарабскую позицию, поскольку Советский Союз верил в способность арабских союзников изменить политический баланс на Ближнем Востоке в свою пользу. Эта политика продолжалась до тех пор, пока Советский Союз и Соединенные Штаты боролись за контроль на Ближнем Востоке.


После арабо-израильского конфликта 1956 года лидеры Советского Союза рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, затем Соединенных Штатов, и стремились получить стратегическое преимущество над западными странами, отрезав их от источников сырья и рынков сбыта третьего мира.

Не только борьба сверхдержав повлияла на развитие отношений между Советским Союзом и Израилем. Существовала взаимосвязь между положением евреев в Советском Союзе и состоянием израильско-советских отношений. Израиль требовал разрешения на свободную иммиграцию советских евреев, что приводило к нежелательным политическим и экономическим последствиям в отношениях между государствами. Своеобразие политики Израиля и Советского Союза способствовало постоянному увеличению разногласий во мнениях, что впоследствии привело к новому разрыву дипломатических отношений.

После Синайской кампании Хрущев в феврале 1957 года приказал прекратить экспорт нефти в Израиль. Не только действующие соглашения были расторгнуты на длительный период, но и те, которые планировались в соглашениях 1957 и 1958 гг. Это было связано с тем, что Израиль имел возможность использовать топливо в своих военных целях.

Тем не менее, Израиль неоднократно выражала готовность установить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех сферах. Таким образом, в 1957–1958 годах представители Израиля продолжали политический диалог с Советским Союзом. 17 июля 1958 г. По инициативе Бен-Гуриона состоялась встреча с послом СССР в Израиле М.Ф. Бодров. Эта встреча способствовала восстановлению израильско-советских отношений. Во время разговора с послом Бен-Гурион затронул три вопроса.

Во-первых, необходимость создания дружеской атмосферы в отношениях между странами. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику. Эта встреча способствовало тому, что советские средства массовой информации прекратили угрозы в адрес Израиля, однако оценка политики Израиля оставалась прежней.

Второй вопрос, который затронул Бен-Гурион – это продажа советского вооружения Израилю. Он полагал, что такое сотрудничество, приведет к сближению СССР и Израиля.

В-третьих, проблема созыва международной конференции по заключению мира между Израилем и арабскими странами. Бен-Гурион предложил, чтобы эта конференция была созвана по инициативе СССР. Это свидетельствовало о готовности Израиля включить Советский Союз в процесс установления мира на Ближнем Востоке.