ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общество
Один из основоположников современной генетики Томас Хант Морган утверждал, что у человека есть два процесса наследственности:

  1. через половые клетки;

  2. путем передачи опыта из поколения в поколение посредствам примера, речи и письма (сигнальная наследственность или соц. преемственность).

Второй процесс и есть культура.
2. Становление культурологии как науки (культурология в системе социо-гуманитарных дисциплин)

В 40-е гг. ХХ в. американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975 гг.) предложил изучить культурные явления в рамках специальной области научного знания. Для обозначения этой науки ученый предложил термин «культурология». Он писал: «Культурология изучает взаимодействие не (человеческих) индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий)».

Культурология (лат. cultura – «воспитание», «образование» + греч. logos – «слово», «учение»).

Культурологиянаука о сущности культуры, законах развития культуры, методах познания культуры.

Культурология – гуманитарная наука, изучающая динамику развития и функционирования культуры, способы постижения её сущности, и закономерности существования в ней человечества.

Становление культурологии как науки происходит в ХVII-ХVIII вв. в эпоху Нового времени и идет путем объединения четырех социо-гуманитарных дисциплин:

  1. культуроведение, которое описывает достижения разных культур;

  2. культурогенез, который изучает вопросы происхождения культур;

  3. культурософия, которая изучает смысл культуры и возможные перспективы ее развития;

  4. социология культуры, которая описывает функции культуры.

Развитие культурологии в России происходило благодаря деятельности российских ученых: Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и др.

Термин «культурология» прочно закрепился в России. На западе термин «культурология» не привился. В Европе и Америке основными науками о культуре являются:

  1. социальная антропология (Англия) - изучающая социальные институты различных народов и культурная антропология (США) - исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей;

  2. социология – наука об обществе и закономерностях его существования.


Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества;

  1. семиотика – наука о знаковых системах культуры;

  2. этнопсихолингвистика - наука, изучающая психологические типы представителей разных этносов. По мнению В.В. Красных, её предметом является национальный дискурс во всей совокупности своих проявлений и факторов, обусловливающих его специфику;

Законы культуры отличаются от законов природы и законов материальной жизни человека, поэтому Методкультурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, внутреннюю логику. Обращаясь к иным смысловым мирам, можно глубже постичь свою собственную культуру.

Предметом культурологии является исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности. Передается из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.

Объектом культурологии являются те же культуры, которые интересуют социологов и историков, но предметом культурологи является не простое описание достижений той или иной культуры, а особенности ее рождения, становления, дальнейшего развития и судьбы культуры.

К основным задачам культурологии относятся:

• наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;



• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

• определение места и роли человека в культурных процессах;

• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

• изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

• исследование развития отдельных культур.
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать следующие элементы:

• факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

• связи между элементами культуры;

• динамику культурных систем;

• способы производства и усвоения культурных феноменов;

• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

• культурные коды и коммуникации между ними.

Итак, культурология – это молодая наука, находящаяся еще на стадии становления. Большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие у дисциплины четко определенного предмета исследования, который просматривается в других научных дисциплинах – истории, социологии, психологии, антропологии, искусствоведении и др.

Методы культурологических исследований

Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология. Сложность изучения культуры обусловлена её динамичностью и широким охватом практически всей деятельности человека. По этой причине культура рассматривается как исторически развивающийся реальный социальный процесс и как теоретико-методологическая модель, которая функционирует по определенным общим законам. Т.о. выделяется диалектический принцип единства исторического и логического анализа.

Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов в методологии ее изучения и комплексный анализ, который интегрирует в себе:

А) как традиционные методы исследования – философский, социологический, аксиологический или ценностный;

Б) современные методы изучения культуры – психологический, семиотический, системно-структурный, информационный, статистический, математический и другие.


Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.

Структурный метод - исследует структуру культурной системы, её взаимосвязи между элементами и частями.

Функциональный метод исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.

Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.

На выявления различных типов культур направлен типологический метод. На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур.

Философский метод способствует выявлению сущности наиболее общих закономерностей функционирования культуры как универсального способа бытия человека в мире.

Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, широко применяя для изучения культурных процессов многообразные социологические методики.

Аксиологический метод акцентирует внимание преимущественно на ценностных отношениях людей, рассматривая культуру как систему материальных, социальных и духовных ценностей.

Психологический метод обращает внимание на специфику восприятия, механизма закрепления и хранения в памяти общества или индивида культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

Системно-структурный анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

Семиотический подход характеризует явления культуры со стороны их знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного события, факта, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.


Информационный метод рассматривает культурные явления как носители специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

Дискриптивный метод представляет собой описание и систематизацию первичных данных о культурных событиях и ситуациях. Позволяет выявить аналитическую сущность изучаемого явления культуры.

При обращении к тому или иному методу важно понимание его специфичности и, следовательно, определенной ограниченности. С другой стороны, каждый из названных методов может быть использован в различных направлениях анализа культуры: формационном, цивилизационном, концептуально-мировоззренческом, концептуально-историческом, регионально-территориальном, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции.

Все многообразие культурологических концепций, можно свести к нескольким основным направлениям: социально-историческому, социологическому, психоаналитическому, естественно-историческому, структурно-семиотическому. Рассмотрим каждое из них.

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам. Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека. Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.

Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).

Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:

1) усвоенных элементов сознания, поведения;

2) вкусов и привычек;

3) языков и других средств коммуникации.

Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих принятых ею параметрах:

1) культурных норм;