ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 649
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где наблюдается всё большая взаимозависимость и взаимодействие в мире. В сфере, которая касается непосредственно культуры, весьма часто действуют самые разные тенденции: от принятия глобальных изменений до конфронтации с ними. В некоторых случаях нарастает и культурный изоляционизм.
Право на самоопределение – одна из императивных норма международного права, что обусловливает обязательное её выполнение. Право на самоопределение призвано способствовать равноправию народов всего мира, оно провозглашается одним из главных инструментов решения национального вопроса и предотвращения вооруженных конфликтов. Многие ученые придерживаются подхода, основанного на признании в качестве субъекта права на самоопределение только государств. Однако, во всех документах, являющихся источниками международного права, сказано, что данным правом обладает «народ». Проблема же заключается в том, что нет универсально принятого определения понятия «народ», а потому неясным остается вопрос об условиях реализации права на самоопределение. Бывшему председателю Комиссии по правам человека при президенте РФ С.А. Ковалеву принадлежат слова: «Кто это – народ, имеющий право на самостоятельную государственность? И кто это – общность, которая таким правом еще не обладает или никогда не будет обладать? Совершенно не определен субъект права на самоопределение, а ведь в некотором смысле если нет субъекта, то нет и права». Что же есть народ? Исследователями отмечается, что трудности в определении субъекта права на самоопределение возникали и при разработке Устава ООН. «Окончательная формулировка была следующей: «...[термин] «нации» используется применительно ко всем политическим образованиям, государствам и негосударствам, в то время как [термин] «народы» относится к группам людей, которые могут составлять или не составлять государства или нации».
Ответ: Региональные культуры существуют в определенном географическом ареале Масштабы ареала могут быть различны Есть случаи, когда региональная культура совпадает с Национальной (например, культура Кореи) Н Но, как правило, региональные культуры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатических и второго условиями, особенностями жизни и тт. д.
Самыми крупномасштабнымы регионами Земли, в которых исторически сложились различные культуры, являются \"Запад\" и \"Восток\", \"Север\" и \"Юг\"
Запад и Восток Что означают Эти понятия?
Понятия \"восточная культура\" и \"западная культура\" достаточно условны. Различия между ними улавливаются скорее интуитивно, чем строго логически формулируются. Это объясняется неоднородностью данных культур по своему содержанию, что ведет к бедности их обобщенных характеристик Причем, восточная культура в этом плане более неоднородно и пестрого: есть Восток буддийского, Восток Мусульманский, Восток арабский; существуют значительные различия в образе жизни народов Индии, Китая, Японии и т п. Культура же Запада объединена одной религией - христианством, и различия в образе жизни между этими странами не столь существенны.
В течение долгого времени проблема \"Восток - Запад\" рассматривалась с позиции европоцентризма, по которой утверждалось, что человеческая культура развивается по единой восходящей линии, и Запад достиг г более высокого уровня, чем Восток. Под культурфилософской и мировоззренческое установке европоцентризма, Европа, присуще ей духовный уклад являются центром мировой культуры и цивилизации. Вера в прогресс человеческих знаний, восходящая к эпохе Просвещения, укрепляла представление об однонаправленно, монолинейном движении истории Прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Сложилось представление, что у истоков истории различные народы НЕ ни были разделены в духовном и религиозном смысле и Лишь впоследствии единая культура распалась на множество самостоятельных ареалов Уже е Гегель ставил вопрос о причине того, что восточные народы, уйдя от Своих человеческих истоков, остались за пределами магистральной линии истории.
Итак, проблема \"Восток - Запад\" имеет различные аспекты В настоящее время все более утверждается мысль о различных путях развития культуры в различных регионах Земли С Этой точки зрения, Восток и Запад - две мощные ветви человеческой культуры, Которые развиваются одновременно, но по-разному.
По мнениям многих исследователей, Восток и Запад характеризуются различными типами мировоззрений Если восточное основано на самоизоляции человека от мира
, уходе во внутреннюю духовную жизнь, то западное направлено на познание человеком внешнего мира и активное воздействие на него В западной философии утверждается идея бытия, в восточной - идея небытия Истинное знание в западной философии мыслится как постижение истины и логическое ее оформлению. "Восточный ум пренебрегает Этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов Избрав Этот путь, он не нуждается в п промежуточных посылках Тонкие Неуловимый изгибы мысли, как бы по мановению Волшебного жезла, приводят его сразу к новому ярком представлении, в которого он никогда бы не мог дойти путем холодного ло гического рассуждения".
Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.
Проблема взаимодействия культур
Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.
Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.
Уровни взаимодействия культур
Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов (таких, как китайцы). Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия:
Этнический уровень взаимодействия культур
В этом взаимодействии проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам — усилению контактов, распространению двуязычия, увеличению числа смешанных браков, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания. При этом более малочисленные и однородные этнические группы более настойчиво защищают свою особость.
Поэтому культура этноса, обеспечивая его стабильность, выполняет не только этноинтегрирующую функцию, но и этнодифференцируюищую, что выражается в наличии специфических для данной культуры ценностей, норм и стереотипов поведения и закрепляется в самосознании этноса.
В зависимости от различных внутренних и внешних факторов взаимодействие культур на этническом уровне может принимать различные формы и приводить к четырем возможным вариантам этнокультурных контактов:
Право на самоопределение – одна из императивных норма международного права, что обусловливает обязательное её выполнение. Право на самоопределение призвано способствовать равноправию народов всего мира, оно провозглашается одним из главных инструментов решения национального вопроса и предотвращения вооруженных конфликтов. Многие ученые придерживаются подхода, основанного на признании в качестве субъекта права на самоопределение только государств. Однако, во всех документах, являющихся источниками международного права, сказано, что данным правом обладает «народ». Проблема же заключается в том, что нет универсально принятого определения понятия «народ», а потому неясным остается вопрос об условиях реализации права на самоопределение. Бывшему председателю Комиссии по правам человека при президенте РФ С.А. Ковалеву принадлежат слова: «Кто это – народ, имеющий право на самостоятельную государственность? И кто это – общность, которая таким правом еще не обладает или никогда не будет обладать? Совершенно не определен субъект права на самоопределение, а ведь в некотором смысле если нет субъекта, то нет и права». Что же есть народ? Исследователями отмечается, что трудности в определении субъекта права на самоопределение возникали и при разработке Устава ООН. «Окончательная формулировка была следующей: «...[термин] «нации» используется применительно ко всем политическим образованиям, государствам и негосударствам, в то время как [термин] «народы» относится к группам людей, которые могут составлять или не составлять государства или нации».
-
Региональные различия в культуре. Проблема диалога культур. Постиндустриальное общество и массовая культура: сущность, виды и жанры масс-культа. Функции массовой культуры, контркультуры.
Ответ: Региональные культуры существуют в определенном географическом ареале Масштабы ареала могут быть различны Есть случаи, когда региональная культура совпадает с Национальной (например, культура Кореи) Н Но, как правило, региональные культуры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатических и второго условиями, особенностями жизни и тт. д.
Самыми крупномасштабнымы регионами Земли, в которых исторически сложились различные культуры, являются \"Запад\" и \"Восток\", \"Север\" и \"Юг\"
Запад и Восток Что означают Эти понятия?
Понятия \"восточная культура\" и \"западная культура\" достаточно условны. Различия между ними улавливаются скорее интуитивно, чем строго логически формулируются. Это объясняется неоднородностью данных культур по своему содержанию, что ведет к бедности их обобщенных характеристик Причем, восточная культура в этом плане более неоднородно и пестрого: есть Восток буддийского, Восток Мусульманский, Восток арабский; существуют значительные различия в образе жизни народов Индии, Китая, Японии и т п. Культура же Запада объединена одной религией - христианством, и различия в образе жизни между этими странами не столь существенны.
В течение долгого времени проблема \"Восток - Запад\" рассматривалась с позиции европоцентризма, по которой утверждалось, что человеческая культура развивается по единой восходящей линии, и Запад достиг г более высокого уровня, чем Восток. Под культурфилософской и мировоззренческое установке европоцентризма, Европа, присуще ей духовный уклад являются центром мировой культуры и цивилизации. Вера в прогресс человеческих знаний, восходящая к эпохе Просвещения, укрепляла представление об однонаправленно, монолинейном движении истории Прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Сложилось представление, что у истоков истории различные народы НЕ ни были разделены в духовном и религиозном смысле и Лишь впоследствии единая культура распалась на множество самостоятельных ареалов Уже е Гегель ставил вопрос о причине того, что восточные народы, уйдя от Своих человеческих истоков, остались за пределами магистральной линии истории.
Итак, проблема \"Восток - Запад\" имеет различные аспекты В настоящее время все более утверждается мысль о различных путях развития культуры в различных регионах Земли С Этой точки зрения, Восток и Запад - две мощные ветви человеческой культуры, Которые развиваются одновременно, но по-разному.
По мнениям многих исследователей, Восток и Запад характеризуются различными типами мировоззрений Если восточное основано на самоизоляции человека от мира
, уходе во внутреннюю духовную жизнь, то западное направлено на познание человеком внешнего мира и активное воздействие на него В западной философии утверждается идея бытия, в восточной - идея небытия Истинное знание в западной философии мыслится как постижение истины и логическое ее оформлению. "Восточный ум пренебрегает Этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов Избрав Этот путь, он не нуждается в п промежуточных посылках Тонкие Неуловимый изгибы мысли, как бы по мановению Волшебного жезла, приводят его сразу к новому ярком представлении, в которого он никогда бы не мог дойти путем холодного ло гического рассуждения".
Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.
Проблема взаимодействия культур
Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.
Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.
Уровни взаимодействия культур
Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов (таких, как китайцы). Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия:
-
этнический; -
национальный; -
цивилизационный.
Этнический уровень взаимодействия культур
В этом взаимодействии проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам — усилению контактов, распространению двуязычия, увеличению числа смешанных браков, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания. При этом более малочисленные и однородные этнические группы более настойчиво защищают свою особость.
Поэтому культура этноса, обеспечивая его стабильность, выполняет не только этноинтегрирующую функцию, но и этнодифференцируюищую, что выражается в наличии специфических для данной культуры ценностей, норм и стереотипов поведения и закрепляется в самосознании этноса.
В зависимости от различных внутренних и внешних факторов взаимодействие культур на этническом уровне может принимать различные формы и приводить к четырем возможным вариантам этнокультурных контактов:
-
прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений; -
усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре; -
убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры; -
обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Например, культура айнов практически полностью поглощена японской культурой, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях.