ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, философия культуры, как часть философии опирается на массив специально-научного знания, и в частности на данные наук о природе, математики, синергетики, психологии, антропологии, этнографии, этнологии, социологии, истории и т.д.

С другой стороны, философия культуры, то есть философско культурологическое знание, как часть теории культуры тесно взаимодействует с другим видом культурологического знания, которое можно назвать культурологией, то есть наукой о культуре.

Термин – «культурология», как и сама наука о культуре, появились сравнительно недавно. Впервые его употребил в 1909 немецкий химик и философ В. Освальд. Есть сведения и о том, что этот термин фигурирует в одной из статей русского поэта и культурфилософа Андрея Белого (1913 г.).

В работах культурологов, последователей этого пути осмысления культуры, мы встречаем понимание культуры как мира «возделанной» личности, чьё сознание и поведение мотивируется личными и социальными интересами.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. “Культура не существует вне человека”.

Параметр сравнения

Подход

Философский

Антропологический

Социологический

Интегралистский

Краткое определение

Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности

Система артефактов, знаний и верований

Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей

Метасистема деятельности

Существенный признак

Универсальность/всеобщность

Символический характер

Нормативность

Комплексность

Типичный структурный элемент

Идеи и их материальное воплощение

Артефакты, верования, обычаи и т.д.

Ценности, нормы и значения

Предметные и организационные формы

Главная функция

Креативная (творение бытия человеком или для человека)

Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей

Латентность (поддержание образца) и социализация

Воспроизводство и обновление самой деятельности

Приоритетный метод исследования

Диалектический

Эволюционный

Структурно-функциональный

Системно-деятельностный


Вывод: “Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи её от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.”

(П. Сорокин - “Человек. Цивилизация. Общество”).

В работах Западно-Европейских культурологов, изучение культуры сводится к изучению того или иного исторического периода или иного исторического типа культурыпервобытной, античной, средневековой, ренессансной и т.д. (Я. Буркхард, Э. Тэйлор, К. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, И. Хейзинга, М.Бахтин, А. Гуревич).

В нашей стране проблеме общей теории культуры посвятили свои монографии П. Гуревич, Б. Ерасов, Л. Коган, Ю. Яковец, Драч и др.

Приведем несколько существующих определений культуры:

КУЛЬТУРА – это

  • специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Элиот);

  • общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (из книги Клайда Клакхона «Зеркало для человека» (Kluckhohn C. Mirror for Man), введение в антропологию);

  • формы поведения, привычные для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);

  • сотворённая человеком часть окружающей среды (М. Херскович);

  • то, что отличает человека от животного (В. Оствальд);

  • Культура охватывает 4 вида деятельности – религиозную, политическую, общественно-экономическую, культурную «в узком значении», т.е. научную, художественную и техническую (Н.Я. Данилевский).

Вывод: Представителям разных отраслей знания культура раскрывается определённой своей стороной.

В 1952 году американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон провели обзор известных к тому времени концепций и определений культуры. Были проанализированы более 150 определений, каждое из которых отражало важную сторону этого понятия. В 1963 году их книга была переиздана, и авторы значительно расширили перечень определений, включив в нее несколько новых интерпретаций. Этот анализ дает достаточно адекватное представление о типах и способах определения понятия культуры, которые авторы разделили на шесть основных групп:

  1. описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого подхода считается знаменитый антрополог Э. Тайлор;

  2. исторические определения, в которых акцент делается на процесс социального исследования, традиции. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром;

  3. нормативные определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (антрополог К. Уислер) или на представления об идеалах и ценностях (философ Т. Карвер, социолог У. Томас);

  4. психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (социологи У. Саммер и А. Келлер, либо на процесс научения (антрополог Р. Бенедикт), либо на формирование привычек (социолог К. Янг);

  5. структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном;

  6. генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее происхождения (социологи П. Сорокин, Г. Беккер).


Т.о. Крёбер и Клакхон предложили исчерпывающий и утомительный обзор и частичный анализ огромного множества существующих определений и формулировок понятия культуры, стремясь создать их продуктивный синтез. Ими была предложена теория паттернов поведения в культуре. "Культура состоит из паттернов поведения и для поведения, эксплицитных и имплицитных, приобретаемых и передаваемых посредством символов, конституирующих характерное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (то есть исторически созданных и отобранных) идей и свойственных им символов; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой - как обуславливающие элементы будущего действия"

Сегодня под культурой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура как общечеловеческий феномен всегда реализуется, прежде всего, в национально-этнических формах. Т.о. ядром культуры становится Национальный менталитет, самосознание, специфический способ «переживания жизни» (О. Шпенглер), характерный для того или иного этноса. Если данное ядро исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура формирует менталитет человека, поэтому он рассматривается, как часть мира культуры, как принадлежность субкультурного феномена, который в значительной мере моделирует специфику его сознания и определяет его поступки, в том числе и в сфере художественной жизни.

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал Л.Н.Гумилев (1908 - 1992). Гумилев придерживается принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: "этноса" и "пассионарности". Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:


1) подъем пассионарности;

2) пассионарный перегрев;

3) медленный спад;

4) фаза надлома;

5) инерционный или цивилизационный период.

После этого этнос или распадается или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса.

Гумилев применяет теорию этногенеза к анализу истории разных народов. Большое внимание уделяет рассмотрению русской истории. Согласно его концепции в истории России имели место два взрыва пассионарности. Первый произошел в I - II вв. н. э. и привел к появлению славянского этноса. Тогда на исторической сцене появились славяне, и среди них - русичи. В фазе надлома славяне раскололись на отдельные племена и народы (чехи, поляки, сербы, болгары). Часть древних славян дошла до рубежа Днепра и озера Ильмень. Эта часть стала этнической основой древнерусской народности.

Ментальность - в отечественной науке её понимают как «относительную целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества».1 Именно «картина мира» определяет поведение человека, индивидуальное и коллективное2.

(Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). Учение Николая Коперника, творца гелиоцентрической системы мира, было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости. Отсюда началось освобождение естествознания от теологии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как избраннице божьей и о привилегированном положении человека во вселенной.
Теория нанесла удар церковной легенде о сотворении мира богом, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии солнечной системы.

Сознание – сложный механизм позволяющий человеку отражать действительность. Благодаря сознанию возникла Культура. Когда человек смотрит на мир, он видит, чувствует, осязает, слышит и всё это превращается в его сознании в образы. Образы формируются в мысли, слова, понятия. Попытка осознать образы доступные его душе, понять как они сосуществуют друг с другом помогает создать свою модель мира (концепцию мировоззрения человека).

По своему составу Культура многоэлементна и разнородна. Поэтому осмысливать этот феномен, нужно в реальной целостности и полноте конкретных форм её существования. Охватить культуру единым взором, постичь её строение, функционирование и законы её развития попытался осуществить Гегель.

В мировой культурологии нет единого понимания культуры. Существует более 300 различных определений того, что есть культура. Многозначность этого понятия вынуждены отмечать современные культурологи России: П. Гуревич, Б. Ерасов, М. Каган.


II.

заученные формы человеческого поведения и деятельности
Культура – специфическое явление человеческой жизни, которая пронизывает все, что делает человек, и включает в себя пять основных элементов:


I. искусственные:

порядки и объекты

III.

обретенные знания

К = + + +



IV.

ценности

V.

символы окружающего мира


+

Почему так много определений культуры? Потому что человек сложен и его суть не исчерпывается одним определением.
Природа Человек Культура