ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 654
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9, или космос, или вселенная. С такой позиции формируется представление о глобальной этике, которая должна стать фундаментом нового сообщества людей.
Идеи русского космизма - это, прежде всего, идеи гуманизма. В связи с этим, еще раз уточним это понятие. Гуманизм (от лат. гуманитас – человечность) – мировоззрение антропоцентризма, объясняющее ценностный подход во взглядах на мир. Гуманизм как термин введен в научный оборот немецкой философией Х1Х в. Имелось в виду мировоззрение, направленное против всех форм отчуждения и самоотчуждения. Более всего, термин разрабатывался И.Кантом, согласно которому, человек другого человека - только цель, но никогда не средство. В учении французского мыслителя-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра человек «обречен» на свободу и тотальную ответственность за мир.
Таким образом, гуманизм есть некая интенция (лат. напряжение, устремление) человека на уяснение своего подлинного потенциала и воссоздание самого себя. Очевидно, что идеи космизма значительно дополнили и расширили это понятие.
2 Планетарные идеи В. Вернадского. Ноосфера.
В XX в., как считал Вернадский, закончились разрозненные, часто независимые друг от друга исторические процессы. Он полагал, что теперь “мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты".
Вернадский писал: "Материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры — неуклонно и быстро углубляется и усиливается”. Такое единство создается научной мыслью: “Она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований …Научная мысль и та же научная методика, единые для всех, сейчас охватили все человечество, распространились по всей биосфере и превращают ее в ноосферу”10.
В.И. Вернадский (1863—1945)—основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, ему принадлежат известные труды по философии естествознания. Он написал книгу с примечательным названием “Научная мысль как планетное явление” (1938 г.). Конечно в годы “принудительного единомыслия” книга (как и прочие работы) не была опубликована. Идеологическая критика представляла Вернадского как мистика и виталиста.
Вернадский писал, что, к сожалению, на место веры в единство человечества выступают “преходящие социальные, государственные представления... появляется новая по существу социальная форма жизни
, резко неблагоприятно отражающаяся, даже идеологически, на свободе научного искания”. Мысль, в то же время, не терпит насилия, в ее основе лежит “свободное искание правды”11.
Размышления о будущем человечества привели Вернадского к выводу о том, что всякая идеология, построенная на неизменных истинах, не может соответствовать действительности. Будущее покажет, что Homo sapiens не есть завершение создания, что он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее. Его предки имели менее совершенный мыслительный аппарат, его потомки будут иметь более совершенный, чем он имеет.
Вернадский придавал большое значение именно научной мысли, поскольку она оказалась силой, создающей единство, вселенскость человечества, и выявилась как геологическая сила. Он размышлял о значении философской мысли Востока, о взаимном обогащении различных, культурных традиций, Востока и Запада. Научную мысль он считал явлением космическим — “планетным”.
Человек как всякое живое природное тело неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты — биосферой, строение которой определяется ее организованностью. По Вернадскому, вещество состоит из семи разнообразных и тесно взаимосвязанных частей (живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество, радиоактивное вещество, рассеянные атомы, вещество космического происхождения).
Земная оболочка, биосфера, имеет свои размеры и обусловлена существованием в ней живого вещества. Живое вещество есть совокупность живых организмов.
Между косной безжизненной частью (косными природными телами) и живыми организмами идет непрерывный материальный и энергетический обмен (материально выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом). В этом токе атомов и в связанной с ним энергии резко проявляется планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является той земной оболочкой, которая принимает космическую энергию, космические излучения непрерывно и, прежде всего энергию Солнца, поддерживающего динамическое равновесие, организованность: “биосфера живое вещество”.
Равновесие в мире обусловлено организованностью биосферы и живого вещества. Живое вещество по объему и весу — незначительная часть биосферы. Косное, неживое вещество резко преобладает. Но геологически живое вещество — самая большая сила биосферы, она создает биосферу и изменяет ее, развивая огромную свободную энергию. Живое вещество
биосферы резко отличается от косного вещества, и в своем процессе никогда не идет вспять.
Благодаря эволюции живого возникла новая геологическая сила - “научная мысль социального человечества”. “В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы: под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”12.
В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Биосфера резко изменилась. “Ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс”13.
Человек, по Вернадскому, не случайное явление, а неизбежное проявление длящегося миллиарды лет природного процесса. Поэтому рассуждения о приближении варварства и гибели цивилизации, самоистреблении человечества он считал несерьезными и ненаучными. “Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является”.
Геологический эволюционный процесс отвечает “биологическому единству и равенству всех людей”. Это — закон природы и против него нельзя идти безнаказанно. Вернадский писал все это в 1941 г., не сомневаясь в поражении идеологии расизма и тоталитаризма.
У Вернадского есть прекрасные мысли о соотношении власти и культуры. Так, крупные недостатки сталинской власти в начале второй мировой войны он оценивал как “результат ослабления ее культурности". В это время в тюрьмах, ссылке были лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Он писал, что формируется опасная традиция политики понижения морального и умственного уровня партии по сравнению со средним уровнем страны. В партии, писал, несмотря на усилия, производимые через полицейскую организацию, всю проникнутую преступными и буржуазными по привычкам элементами, усилился элемент воров и тому подобных элементов. Сизифова работа их очищения не может быть реально сильной. В особенности потрясла Вернадского судьба Н. И. Вавилова.
В своей последней работе “Несколько слов о ноосфере” он писал, что идеалы демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. То, что все человечество встало на пути фашизма, отвечает объективному природному процессу.
Главным ограничителем мысли Вернадский считал "недостаток рабочести”, как он выражался. Из русских мыслителей он особенно ценил Л. Н. Толстого, т. к. в его учении обнаружил глубокие, самые сокровенные для человечества идеи. Первая идея состоит в формуле: “основою жизни — искание истины”; вторая идея — поиск этой истины должен быть настойчивым, он не допускает каких-либо уступок. Отрицание всякого лицемерия и фарисейства и составляет основную силу учения, т. к. при этом наиболее сильно проявляется личность, и эта личность получает общественную силу воздействия. Вернадский называл Толстого анархистом в том смысле, что он ценил науку (= искание истины), но не университеты etc. Как и сам Вернадский, Толстой не зависел ни от литературной, ни от научной догмы. В этом плане Вернадский подчеркивал вред христианства, воздействующего на сознание и убеждающего верующих в его ограниченности.
Вернадский полагал, что задача людей творить ноосферу. Эта деятельность заключается в свободном поиске истины и в высказывании ее без оглядок на общественное мнение, без лицемерия и фарисейства. Он писал: “Необходимо формирование понимания того, как должна быть устроена жизнь человека, того, к каким последствиям и из каких принципов исходят предлагаемые или совершаемые меры по отношению к человеку”. Это есть цель культурного знания и культурного созидания14.
Итак, в своей концепции ученый полагался на рационализм и научное знание. Он считал, что будущее – за учеными и наукой и был против догматизма во всех его проявлениях. Вернадский предполагал, что в научной работе, в деятельности по формированию ноосферы важная роль принадлежит именно России и мыслителям.
3. Современная цивилизация и русский космизм
Бурное развитие технологии привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.
Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека - достаточно подробно рассматривалась А.Л.Чижевским, который полагал, что наше научное мировоззрение ещё далеко от исторического представления о значении для органического царства космических излучений. Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины. Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что жизнь есть результат случайной игры только земных сил. Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это конечно не означает, что состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней, но активность Солнца способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению.
Идеи русского космизма - это, прежде всего, идеи гуманизма. В связи с этим, еще раз уточним это понятие. Гуманизм (от лат. гуманитас – человечность) – мировоззрение антропоцентризма, объясняющее ценностный подход во взглядах на мир. Гуманизм как термин введен в научный оборот немецкой философией Х1Х в. Имелось в виду мировоззрение, направленное против всех форм отчуждения и самоотчуждения. Более всего, термин разрабатывался И.Кантом, согласно которому, человек другого человека - только цель, но никогда не средство. В учении французского мыслителя-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра человек «обречен» на свободу и тотальную ответственность за мир.
Таким образом, гуманизм есть некая интенция (лат. напряжение, устремление) человека на уяснение своего подлинного потенциала и воссоздание самого себя. Очевидно, что идеи космизма значительно дополнили и расширили это понятие.
2 Планетарные идеи В. Вернадского. Ноосфера.
В XX в., как считал Вернадский, закончились разрозненные, часто независимые друг от друга исторические процессы. Он полагал, что теперь “мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты".
Вернадский писал: "Материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры — неуклонно и быстро углубляется и усиливается”. Такое единство создается научной мыслью: “Она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований …Научная мысль и та же научная методика, единые для всех, сейчас охватили все человечество, распространились по всей биосфере и превращают ее в ноосферу”10.
В.И. Вернадский (1863—1945)—основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, ему принадлежат известные труды по философии естествознания. Он написал книгу с примечательным названием “Научная мысль как планетное явление” (1938 г.). Конечно в годы “принудительного единомыслия” книга (как и прочие работы) не была опубликована. Идеологическая критика представляла Вернадского как мистика и виталиста.
Вернадский писал, что, к сожалению, на место веры в единство человечества выступают “преходящие социальные, государственные представления... появляется новая по существу социальная форма жизни
, резко неблагоприятно отражающаяся, даже идеологически, на свободе научного искания”. Мысль, в то же время, не терпит насилия, в ее основе лежит “свободное искание правды”11.
Размышления о будущем человечества привели Вернадского к выводу о том, что всякая идеология, построенная на неизменных истинах, не может соответствовать действительности. Будущее покажет, что Homo sapiens не есть завершение создания, что он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее. Его предки имели менее совершенный мыслительный аппарат, его потомки будут иметь более совершенный, чем он имеет.
Вернадский придавал большое значение именно научной мысли, поскольку она оказалась силой, создающей единство, вселенскость человечества, и выявилась как геологическая сила. Он размышлял о значении философской мысли Востока, о взаимном обогащении различных, культурных традиций, Востока и Запада. Научную мысль он считал явлением космическим — “планетным”.
Человек как всякое живое природное тело неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты — биосферой, строение которой определяется ее организованностью. По Вернадскому, вещество состоит из семи разнообразных и тесно взаимосвязанных частей (живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество, радиоактивное вещество, рассеянные атомы, вещество космического происхождения).
Земная оболочка, биосфера, имеет свои размеры и обусловлена существованием в ней живого вещества. Живое вещество есть совокупность живых организмов.
Между косной безжизненной частью (косными природными телами) и живыми организмами идет непрерывный материальный и энергетический обмен (материально выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом). В этом токе атомов и в связанной с ним энергии резко проявляется планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является той земной оболочкой, которая принимает космическую энергию, космические излучения непрерывно и, прежде всего энергию Солнца, поддерживающего динамическое равновесие, организованность: “биосфера живое вещество”.
Равновесие в мире обусловлено организованностью биосферы и живого вещества. Живое вещество по объему и весу — незначительная часть биосферы. Косное, неживое вещество резко преобладает. Но геологически живое вещество — самая большая сила биосферы, она создает биосферу и изменяет ее, развивая огромную свободную энергию. Живое вещество
биосферы резко отличается от косного вещества, и в своем процессе никогда не идет вспять.
Благодаря эволюции живого возникла новая геологическая сила - “научная мысль социального человечества”. “В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы: под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”12.
В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Биосфера резко изменилась. “Ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс”13.
Человек, по Вернадскому, не случайное явление, а неизбежное проявление длящегося миллиарды лет природного процесса. Поэтому рассуждения о приближении варварства и гибели цивилизации, самоистреблении человечества он считал несерьезными и ненаучными. “Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является”.
Геологический эволюционный процесс отвечает “биологическому единству и равенству всех людей”. Это — закон природы и против него нельзя идти безнаказанно. Вернадский писал все это в 1941 г., не сомневаясь в поражении идеологии расизма и тоталитаризма.
У Вернадского есть прекрасные мысли о соотношении власти и культуры. Так, крупные недостатки сталинской власти в начале второй мировой войны он оценивал как “результат ослабления ее культурности". В это время в тюрьмах, ссылке были лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Он писал, что формируется опасная традиция политики понижения морального и умственного уровня партии по сравнению со средним уровнем страны. В партии, писал, несмотря на усилия, производимые через полицейскую организацию, всю проникнутую преступными и буржуазными по привычкам элементами, усилился элемент воров и тому подобных элементов. Сизифова работа их очищения не может быть реально сильной. В особенности потрясла Вернадского судьба Н. И. Вавилова.
В своей последней работе “Несколько слов о ноосфере” он писал, что идеалы демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. То, что все человечество встало на пути фашизма, отвечает объективному природному процессу.
Главным ограничителем мысли Вернадский считал "недостаток рабочести”, как он выражался. Из русских мыслителей он особенно ценил Л. Н. Толстого, т. к. в его учении обнаружил глубокие, самые сокровенные для человечества идеи. Первая идея состоит в формуле: “основою жизни — искание истины”; вторая идея — поиск этой истины должен быть настойчивым, он не допускает каких-либо уступок. Отрицание всякого лицемерия и фарисейства и составляет основную силу учения, т. к. при этом наиболее сильно проявляется личность, и эта личность получает общественную силу воздействия. Вернадский называл Толстого анархистом в том смысле, что он ценил науку (= искание истины), но не университеты etc. Как и сам Вернадский, Толстой не зависел ни от литературной, ни от научной догмы. В этом плане Вернадский подчеркивал вред христианства, воздействующего на сознание и убеждающего верующих в его ограниченности.
Вернадский полагал, что задача людей творить ноосферу. Эта деятельность заключается в свободном поиске истины и в высказывании ее без оглядок на общественное мнение, без лицемерия и фарисейства. Он писал: “Необходимо формирование понимания того, как должна быть устроена жизнь человека, того, к каким последствиям и из каких принципов исходят предлагаемые или совершаемые меры по отношению к человеку”. Это есть цель культурного знания и культурного созидания14.
Итак, в своей концепции ученый полагался на рационализм и научное знание. Он считал, что будущее – за учеными и наукой и был против догматизма во всех его проявлениях. Вернадский предполагал, что в научной работе, в деятельности по формированию ноосферы важная роль принадлежит именно России и мыслителям.
3. Современная цивилизация и русский космизм
Бурное развитие технологии привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.
Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека - достаточно подробно рассматривалась А.Л.Чижевским, который полагал, что наше научное мировоззрение ещё далеко от исторического представления о значении для органического царства космических излучений. Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины. Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что жизнь есть результат случайной игры только земных сил. Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это конечно не означает, что состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней, но активность Солнца способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению.