ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Договор страхования и международные торговые обыкновения
Обязанности по заключению договора страхования предусматривают термины CIF и CIP согласно ИНКОТЕРМС-2000, в соответствии с которыми продавец должен страховать товар в пользу покупателя. Страхование по условиям CIF и CIP должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующихся хорошей репутацией, в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям страхования грузов, разработанным Объединением лондонских страховщиков, или условиям любого подобного сборника. При этом страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в договоре купли-продажи цену плюс 10% (то есть 110%) и должно быть заключено в валюте договора купли-продажи. Период времени, на который распространяется страхование, отсчитывается с момента сдачи груза перевозчику и продолжается до прибытия товара в место назначения, то есть охватывает период перевозки товара из страны продавца в страну покупателя.
Отечественное законодательство не препятствует российским страховщикам и страхователям использовать Правила страхования, разработанные Объединением лондонских страховщиков, и подобные им сборники в своей практике. Согласно п. 3 ст. 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединениями страховщиков стандартные формы договора по отдельным видам страхования. Необходимо, однако, обратить внимание на следующие обстоятельства.
Как уже отмечалось, страхование по условиям CIF и CIP должно покрывать цену товара (которая включает стоимость перевозки и страхования) плюс 10% (то есть 110%). Согласно п. 2 ст. 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость). В противном случае договор считается ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость (ст. 951 ГК РФ). Однако правило п. 2 ст. 947 ГК РФ применяется только в случае, если иное не предусмотрено договором страхования.
Согласно ст. 259 КТМ РФ при страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). В случае, если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость (п. 3).
Таким образом, при буквальном прочтении российского закона, если стороны согласно ИНКОТЕРМС страхуют товар на 110%, договор должен быть в части 10% признан недействительным. Однако этого не происходит, чему обычно дается следующее объяснение: в том случае, когда груз застрахован в силу обычаев делового оборота на 110% или на 120%, что допускается законодательством (ст. 249 КТМ РФ разрешает страховать прибыль, ожидаемую от груза), необходимо исходить из того, что величина превышения размера страховой суммы над страховой стоимостью имущества представляет собой страховую сумму предпринимательского риска. Таким образом, страховое покрытие обеспечивает стоимость груза (100%) и стоимость прибыли, ожидаемой от груза (10%). Это укладывается в рамки схемы, заложенной ГК РФ и КТМ РФ, которые запрещают превышение стоимости объекта страхования над страховой суммой, но допускают такое превышение при страховании от разных страховых рисков.
Следует также учитывать особенности применения известных в коммерческих кругах деловых обыкновений, в отношении которых действует презумпция.
Так, В.А.Мусин приводит пример такого делового обыкновения, когда при перевозке из Южной Америки в Европу шерсть была погружена на палубу и подмочена забортной водой. Суд установил, что перевозка шерсти на палубе допускается деловым обыкновением и обязал страховщика возместить убытки от подмочки шерсти. Однако в другом деле при перевозке из Лондона в Мессину грузовая машина была без ведома страховщика размещена на палубе. В связи с повреждением машины суд освободил страховщика от ответственности, поскольку были нарушены условия перевозки: машина должна была перевозиться в трюме.
В сделках купли-продажи на условиях CIF и CIP применяется страхование в пользу третьего лица - выгодоприобретателя: обязанность страхования лежит на продавце, но товар должен быть застрахован в пользу покупателя. Поскольку выплата страхового возмещения производится после предъявления страхового полиса (см., например, ст. 256 КТМ РФ), страхователь, застраховавший товар в пользу выгодоприобретателя, должен передать последнему страховой полис.
Правила ИНКОТЕРМС предусматривают такую обязанность продавца: он должен застраховать товар на условиях, позволяющих покупателю или иному лицу, обладающему страховым интересом, обратиться непосредственно к страховщику, а также передать покупателю страховой полис или иное доказательство заключения договора страхования (условие А 3 CIF и CIP). Передача полиса покупателю груза осуществляется путем учинения на нем передаточной надписи -индоссамента (ордерного или бланкового). Такой полис действует практически как ценная бумага (хотя он не признается таковой в силу ст. 143 ГК РФ): права по нему может осуществить тот, кто предъявляет его страховщику.
Одним из основных условий страхования согласно законодательству России (ст. 930 ГК РФ) и зарубежных стран является наличие у страхователя или выгодоприобретателя страхового интереса. В частности, если речь идет о страховании внешнеторговых грузов, необходимо, чтобы лицо, в пользу которого производится страхование (выгодоприобретатель), имело интерес в сохранении имущества, то есть риск утраты товара должен лежать на нем. Поэтому в качестве страхователей выступают прежде всего собственники грузов.
В то же время с точки зрения действующего законодательства России наличие страхового интереса необходимо связывать не с тем, имеется ли у лица право собственности на груз, а с тем, несет ли лицо бремя риска за груз. Лицо может и не являться собственником товара, но нести риск его утраты, и, следовательно, именно за таким лицом должен признаваться страховой интерес. Поэтому законодатель не связывает страховой интерес с правом собственности на имущество согласно ст. 960 ГК РФ, ст. 257 КТМ РФ при переходе прав на застрахованное имущество от лица, в интересах которого был заключен договор страхования, к другому лицу права и обязанности по договору страхования также переходят к этому другому лицу.
Так, при поставке на условиях CIF и CIP риск утраты товара переходит с продавца на покупателя в момент погрузки товара в порту отправления. Следовательно, с этого же момента покупатель приобретает интерес в сохранении имущества (страховой интерес). При этом момент перехода права собственности может быть определен сторонами или применимым правом иначе, например при передаче товара представителю покупателя в порту назначения. Если товар, поставляемый на условиях CIF или CIP, будет утрачен при перевозке, то с требованием об уплате страхового возмещения к страховщику вправе обращаться покупатель. При этом страховщик не лишен возможности требовать от предъявителя полиса доказательств наличия у него страхового интереса. Таким доказательством может выступить, например, договор купли-продажи, из которого можно установить момент перехода риска с продавца на покупателя.
Договор страхования и перевозка
По договору транспортного страхования груза срок страхования обычно охватывает нахождение груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя. Если утрата застрахованного груза произошла в период перевозки
, страховщик в порядке суброгации вправе предъявить требование к перевозчику, если в утрате груза имеется его (перевозчика) вина. При этом перевозчик будет отвечать перед страховщиком в пределах, предусмотренных транспортным законодательством и международными конвенциями. Поскольку в силу законодательства и международных конвенций перевозчик несет ограниченную ответственность перед грузовладельцем, страхователь (выгодоприобретатель) вправе обратиться к страховщику за возмещением понесенных им убытков, которые не были полностью возмещены перевозчиком.
Следует также отметить, что страхование влияет на стоимость перевозки: перевозчик, вынужденный страховать свою гражданскую ответственность, будет стремиться переложить часть расходов по страхованию на грузовладельца, устанавливая более высокую цену перевозки.
Как отмечает О.Н. Садиков, при некоторых перевозках нет необходимости в осуществлении страхования ввиду незначительных страховых рисков, например при железнодорожных перевозках на небольшие расстояния невысоких по стоимости грузов. По его мнению, связь и взаимодействие ответственности перевозчика и страхователя подчиняются формуле: «Чем строже ответственность транспортных организаций, тем более необходимость страхования перемещается в сферу перевозчика». При этом страхование грузов, которое осуществляет грузовладелец, трансформируется в страхование ответственности транспортных организаций, которое должен производить перевозчик. Таким образом, страхование грузовладельцем груза не означает, что перевозчику не следует страховать свою ответственность за его несохранность, поскольку в конечном счете после выплаты грузовладельцу страхового возмещения страховщик в порядке суброгации обратит свои требования к перевозчику.