Файл: Сущность органов местного самоуправления Понятие и сущность органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года в ст. 34 устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. Закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан;

Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.

Законодатель определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:

- может избираться на муниципальных выборах;

- может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образом:

- на численность жителей менее 1000 человек – 7 депутатов и более;

- на численность жителей от 1000 до 10 000 человек – 10 депутатов и более;

- на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек – 20 депутатов и более;

- на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек – 25 депутатов и более;

- на численность жителей свыше 500 000 человек – 35 депутатов и более.

Следует отметить, что закон 1995 г. Не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований. До настоящего времени численность депутатов предоставленных органов местного самоуправления зависела от муниципального образования и составляла от 5 до 60 человек.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:


Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относятся:

  1. Финансовый контроль;



  1. Избрание главы города и его заместителя;



  1. Учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них;



  1. Принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;



  1. Формирование избирательной комиссии города;



  1. Определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками;



  1. Принятие концепции развития, утверждение плана города, правил застройки на территории города;



  1. Внесение в органы государственной власти области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской думы;




  1. Определение порядка формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;



  1. Принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;



  1. Принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;



  1. Согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Структура представительного органа местного самоуправления внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:

- руководящее звено председатель;

- функционально-отраслевые подразделения комиссии;

- территориальные структуры или политические фракции;

- рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:

А) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;

Б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;

В) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

Г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т.п.


В соответствии с Конституцией РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года ст. 35 расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процесс его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий. Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года ст. 35 содержит перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:

  1. Роспуск представительного органа муниципального образования законодательными органами государственной власти субъекта РФ;



  1. Самороспуск;



  1. Вступление в силу решения соответствующего суда о неправомочности состава депутата, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;



  1. Преобразование муниципального образования.

Следует отметить, что закон 2003 г. Содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган является обязательным элементом в системе органов местного самоуправления. Данный орган в процессе взаимодействия с другими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно, реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местного самоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. В общем и целом представительный орган напоминает представительные органы субъектов РФ и самой Российской федерации. А именно, черты данного органа имеют сходство с функциями представительного органа РФ и субъекта РФ (избираемость, положение среди других органов власти своего уровня). С другой стороны, имеются существенные отличия, - предметы ведения представительного органа местного самоуправления существенно ограничены по сравнению с органами субъекта РФ и Российской Федерации. Должен соблюдаться принцип субординации (хоть и не входят органы местного самоуправления в структуру органов государственной власти, они не должны быть полностью независимы). Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительными и иными органами местного самоуправления.


2.2 Система местной администрации

Глава администрации как руководитель аппарата.

Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года ст. 37 определяет местную администрацию как исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяет уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

А) непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

Б) издает распоряжения по вопросам организации работ местной администрации;

В) определяет структуру местной администрации, которая затем утверждает представительным органом муниципального образования;

Г) определяет штаты и численность местной администрации;

Д) несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

Согласно уставам муниципальных образований органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года ст. 37 определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации: глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок, установленный уставом муниципального образования.

Данный контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловлены статусом главы администрации муниципального образования.

Закон закрепляет, что законами субъектов Российской Федерации определяются обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.