Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
В единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) заносятся сведения о разрешениях на допуск работ по сферам коммерческой деятельности. Кроме того, индивидуальный предприниматель обязан предоставлять сведения в орган ФНС по наличии членства саморегулируемой организации (СРО).
Необходимые данные для включения ИП в ЕГРИП, ФНС комплектует из поданных заявлений, соответственно, любая корректировка, либо изменение данных может повлечь за собой создания заявления нового образца для регистрации индивидуального предпринимателя [2].
Для того, что бы физическое лицо могло зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ему необходимо предоставить заявление о государственной регистрации по форме, в соответствии с приказом ФНС России № ММВ-7-6/25. Обязательно необходимо предъявить квитанцию об оплате государственной пошлины. На сайте ИФНС заявитель может самостоятельно заполнить образец квитанции и распечатать ее.
С заявлением подается паспорт заявителя, либо документ, удостоверяющий личность. Закон не запрещает заниматься предпринимательской деятельностью несовершеннолетним лицам, в данном случае, заявитель должен предоставить письменно согласие родителей, законных представителей на ведение деятельности. Такое согласие должно быть нотариально оформлено. При определенных видах деятельности (например, воспитательная работа, работа с детьми), заявитель предоставляет справку в ИФНС об отсутствии судимости [7].
Орган, ответственный за регистрацию, вправе требовать дополнительные документы, которые не указаны в утвержденном перечне. Заявление о государственной регистрации заполняется по форме Р21001. Данный документ оформляется самостоятельно, но подписывается при сотруднике ФНС по месту регистрации. На сегодняшний день, актуальны услуги различных консалтинговых фирм, которые помогают в оформлении, сдаче документов. Заявитель может предоставлять документы как лично в регистрирующий орган, так и почтой [2].
В случаях самостоятельного предоставления документов индивидуальным предпринимателем, в орган ФНС подается недописанное заявление, подписи ставятся в присутствии специалиста ФНС. После того, как заявитель предоставил полный пакет документов, сотрудник налоговой службы выдает расписку, в которой указан реестр сданных документов. До 1 января 2016 года срок регистрации составлял пять рабочих дней, на сегодняшний день срок сокращен до трех дней со дня подачи заявления [9]. В обязанности регистрирующего органа входит проверка правильности оформления документов и достоверность вносимой информации. С 01 января 2017 года вступило изменение в силу на основании Приказа ФНС России от 12 сентября 2016 года за № ММВ-7-14/481,согласно которого больше не будут выдаваться свидетельства о государственной регистрации.
Заявление о переходе на УСН составляется по форме 26.2-1 и заявление на получение патента ИП по форме 26.5-1.Так, патентная система налогообложения до сих находится на стадии формирования, эксперты в области налогообложения пытаются лучше ее адаптировать под современные рыночные условия посредством проведения модернизации и практического внедрения в налоговый механизм. Стоимость патента на каждый приобретаемый вид деятельности будет составлять от пятисот рублей до пяти тысяч рублей. На каждый вид деятельности приобретается только один патент, количество патентов может быть неограниченной на одного предпринимателя[14].
ПСН упрощает налогообложение индивидуальных предпринимателей. Переход с ЕНВД на патентную систему является добровольным до 2018 года. Под новую патентную систему подпадают 50 видов деятельности. Стоимость патента на каждый приобретаемый вид деятельности будет составлять от пятисот рублей до пяти тысяч рублей. На каждый вид деятельности приобретается только один патент, количество патентов может быть неограниченно на одного предпринимателя[7].
В обсуждениях экспертов постоянно встает вопрос о том, что применение ПСН не позволяет ИП сокращать расходы на выплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, что является главным недостатков в оценке применения системы у индивидуальных предпринимателей.
Многие предприниматели до сих пор не знают о том, что возможно применять ПСН, не уточняют нюансов приобретения патента, отчего вокруг системы возникает множество неоговоренных моментов между налогоплательщиками и службами ФНС. Необходимо часто проводить разъяснительную работу, проводить дни открытых дверей, распространять бесплатную информацию по новым изменениям в применении ПСН [14]. Ниже в таблице рассмотрим достоинства и недостатки применения ПСН.
Таблица 1 – Плюсы и минусы использования патентной системы налогообложения
ПСН упрощает налогообложение индивидуальных предпринимателей. Переход с ЕНВД на патентную систему является добровольным до 2018 года [13]. Под новую патентную систему подпадают 50 видов деятельности. Индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, освободят от приобретения кассовых аппаратов, соответственно, не будет статьи расходов на обслуживания данной техники. Вышеперечисленные факторы являются очень важными для плательщика налога, так как совокупные отчисления от применения ПСН формирует положительный налоговый имидж не только плательщика, и самой системы ФНС. Получить патент могут индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, поименованные ст. 346.43 НК РФ. Патент приобретается на каждый вид деятельности на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года[13].
В обсуждениях экспертов постоянно встает вопрос о том, что применение ПСН, в отличие от УСН, не позволяет ИП сокращать расходы на выплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, что является главным недостатков в оценке применения системы у индивидуальных предпринимателей. Созданные режимы для ИП уменьшает налоговую нагрузку: такие весовые налоги как: НДС, налог на прибыль, не платятся при использовании ПСН и УСН, система освобождает от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Многие предприниматели до сих пор не знают о том, какой вид налогообложения можно применять, не уточняют нюансов перехода на режим, отчего вокруг системы возникает множество неоговоренных моментов между налогоплательщиками и службами ФНС [9].
Таким образом, необходимо часто проводить разъяснительную работу, проводить дни открытых дверей, распространять бесплатную информацию по новым изменениям в применении для индивидуальных предпринимателей. Вышеперечисленные факторы являются очень важными для плательщика налога - индивидуального предпринимателя, так как совокупные отчисления от применения режимов, формирует положительный налоговый имидж не только плательщика, но и самой системы ФНС [14].
Процесс регулирования налоговой системой секторов малого и среднего бизнеса направлено, с одной стороны на обеспечение казны государства посредством изъятия средств в бюджет, а с другой стороны, должно давать преимущества отдельных налоговым агентам для снижения налоговой нагрузки. Работа налоговых служб направлена на очистку рынка от теневой экономики, а так же обеспечению прозрачности налоговых схем взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих служб.
2.3 Основные положения ведения ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН
Постановление Правительства Российской Федерации №438 от 19.06.2002 «О едином государственном реестре юридических лиц», регламентирует основные положения по утверждению правил ведения ЕГРЮЛ и представлению необходимых сведений. Ответственным органом за ведение реестра, осуществлению процедур получения сведений, относимых в ЕГРЮЛ, отвечает Федеральная налоговая служба [4]. В перечень необходимых сведений входят: полное наименование юридического лица (сокращений не допускается); идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (имеют числовые значения); государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ; наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; адрес (место нахождения) юридического лица.
Для Министерств РФ по налогам и сборам и финансов установлен срок, равный месяцу, в течение которого они предоставляют проект положения, в котором прописан порядок перечисления средств, получаемых в виде платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Минюсту РФ поручено до введения в действие закона «О государственной регистрации юридических лиц» внести об организации государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Министерство РФ по налогам и сборам до истечения шести месяцев со дня введения указанного выше закона, устанавливает порядок и сроки исключения из ЕГРЮЛ информации, которая устарела и мероприятий по ликвидации устаревшей документации [4].
Правила ведения ЕГРЮЛ не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ, разработаны в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «Об информации, информатизации и защите информации» [13]. Правила ведения ЕГРЮЛ устанавливают порядок и срок предоставления сведений, размер взимаемых средств за их предоставление, пояснение случаев, по которым плата за предоставление сведений не взимается. В правилах указывается список государственных органов. куда обязательно должны предоставляться сведения, их полный информационный состав. Государственный реестр является федеральным ресурсом по предоставлению информации, ведется ФНС, ее регистрирующими органами на территориях субъектов РФ.
Государственный реестр содержит: записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами; записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом; документы, представленные в регистрирующий орган [2].
Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра. Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с ФЗ о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, на основании: документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством; документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов [4].
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра [13].
В единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) заносятся сведения о разрешениях на допуск работ по сферам коммерческой деятельности. Кроме того, индивидуальный предприниматель обязан предоставлять сведения в орган ФНС по наличии членства саморегулируемой организации (СРО).
Необходимые данные для включения ИП в ЕГРИП, ФНС комплектует из поданных заявлений, соответственно, любая корректировка, либо изменение данных может повлечь за собой создания заявления нового образца для регистрации индивидуального предпринимателя [2].
Для того, что бы физическое лицо могло зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ему необходимо предоставить заявление о государственной регистрации по форме, в соответствии с приказом ФНС России № ММВ-7-6/25. Обязательно необходимо предъявить квитанцию об оплате государственной пошлины. На сайте ИФНС заявитель может самостоятельно заполнить образец квитанции и распечатать ее.
С заявлением подается паспорт заявителя, либо документ, удостоверяющий личность. Закон не запрещает заниматься предпринимательской деятельностью несовершеннолетним лицам, в данном случае, заявитель должен предоставить письменно согласие родителей, законных представителей на ведение деятельности. Такое согласие должно быть нотариально оформлено. При определенных видах деятельности (например, воспитательная работа, работа с детьми), заявитель предоставляет справку в ИФНС об отсутствии судимости [7].
Орган, ответственный за регистрацию, вправе требовать дополнительные документы, которые не указаны в утвержденном перечне. Заявление о государственной регистрации заполняется по форме Р21001. Данный документ оформляется самостоятельно, но подписывается при сотруднике ФНС по месту регистрации. На сегодняшний день, актуальны услуги различных консалтинговых фирм, которые помогают в оформлении, сдаче документов. Заявитель может предоставлять документы как лично в регистрирующий орган, так и почтой [2].
В случаях самостоятельного предоставления документов индивидуальным предпринимателем, в орган ФНС подается недописанное заявление, подписи ставятся в присутствии специалиста ФНС. После того, как заявитель предоставил полный пакет документов, сотрудник налоговой службы выдает расписку, в которой указан реестр сданных документов. До 1 января 2016 года срок регистрации составлял пять рабочих дней, на сегодняшний день срок сокращен до трех дней со дня подачи заявления [9]. В обязанности регистрирующего органа входит проверка правильности оформления документов и достоверность вносимой информации. С 01 января 2017 года вступило изменение в силу на основании Приказа ФНС России от 12 сентября 2016 года за № ММВ-7-14/481,согласно которого больше не будут выдаваться свидетельства о государственной регистрации.
Заявление о переходе на УСН составляется по форме 26.2-1 и заявление на получение патента ИП по форме 26.5-1.Так, патентная система налогообложения до сих находится на стадии формирования, эксперты в области налогообложения пытаются лучше ее адаптировать под современные рыночные условия посредством проведения модернизации и практического внедрения в налоговый механизм. Стоимость патента на каждый приобретаемый вид деятельности будет составлять от пятисот рублей до пяти тысяч рублей. На каждый вид деятельности приобретается только один патент, количество патентов может быть неограниченной на одного предпринимателя[14].
ПСН упрощает налогообложение индивидуальных предпринимателей. Переход с ЕНВД на патентную систему является добровольным до 2018 года. Под новую патентную систему подпадают 50 видов деятельности. Стоимость патента на каждый приобретаемый вид деятельности будет составлять от пятисот рублей до пяти тысяч рублей. На каждый вид деятельности приобретается только один патент, количество патентов может быть неограниченно на одного предпринимателя[7].
В обсуждениях экспертов постоянно встает вопрос о том, что применение ПСН не позволяет ИП сокращать расходы на выплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, что является главным недостатков в оценке применения системы у индивидуальных предпринимателей.
Многие предприниматели до сих пор не знают о том, что возможно применять ПСН, не уточняют нюансов приобретения патента, отчего вокруг системы возникает множество неоговоренных моментов между налогоплательщиками и службами ФНС. Необходимо часто проводить разъяснительную работу, проводить дни открытых дверей, распространять бесплатную информацию по новым изменениям в применении ПСН [14]. Ниже в таблице рассмотрим достоинства и недостатки применения ПСН.
Таблица 1 – Плюсы и минусы использования патентной системы налогообложения
Плюсы ПСН | Минусы ПСН |
1. Освобождение от уплаты налогов (НДФЛ, налога на имущество физических лиц, НДС). | 1.«Авансовая» система оплаты патента. ИП оплачивает патент целиком или 1/3 его часть в зависимости от срока выдачи патента не позднее 25 дней с момента его получения. Так, оплатив всю сумму сразу, ИП не имеет возможности быстро получить доход, т.е. нужно страховать себя такими издержками, как оплата налога без подтверждения дохода, вне зависимости, был он или нет. |
2. Налоговая декларация не предоставляется ИП в налоговые органы | 2. При ПНС расходы, и даже часть расходов не возмещается. Компенсаций по понесенным затратам нет |
3.Период действия патента свободный | 3. Если количество нанятых работников или доход будут расти, то ИП может потерять право использовать ПСН. Размер налога приходится на дату приобретения патента, а в случае утраты права на патент, сумма приобретения за него не подлежит возврату. |
4.Можно приобретать неограниченное количество патентов | 4.Применение ПНС не освобождает от уплаты взносов в пенсионный фонд и на ОМС |
5. Снимается обязанность применения ККТ. Но документом, подтверждающим факт от покупателя, может служить товарный чек, квитанция об оплате. | 5. Патент могут применять только ИП, другие формы организации обществ этого права не имеют. |
6. Приобретение патента может свободно сочетаться применением таких режимов налогообложения, как: УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход). | 6. На каждый вид деятельности приобретается один патент. |
ПСН упрощает налогообложение индивидуальных предпринимателей. Переход с ЕНВД на патентную систему является добровольным до 2018 года [13]. Под новую патентную систему подпадают 50 видов деятельности. Индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, освободят от приобретения кассовых аппаратов, соответственно, не будет статьи расходов на обслуживания данной техники. Вышеперечисленные факторы являются очень важными для плательщика налога, так как совокупные отчисления от применения ПСН формирует положительный налоговый имидж не только плательщика, и самой системы ФНС. Получить патент могут индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, поименованные ст. 346.43 НК РФ. Патент приобретается на каждый вид деятельности на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года[13].
В обсуждениях экспертов постоянно встает вопрос о том, что применение ПСН, в отличие от УСН, не позволяет ИП сокращать расходы на выплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, что является главным недостатков в оценке применения системы у индивидуальных предпринимателей. Созданные режимы для ИП уменьшает налоговую нагрузку: такие весовые налоги как: НДС, налог на прибыль, не платятся при использовании ПСН и УСН, система освобождает от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Многие предприниматели до сих пор не знают о том, какой вид налогообложения можно применять, не уточняют нюансов перехода на режим, отчего вокруг системы возникает множество неоговоренных моментов между налогоплательщиками и службами ФНС [9].
Таким образом, необходимо часто проводить разъяснительную работу, проводить дни открытых дверей, распространять бесплатную информацию по новым изменениям в применении для индивидуальных предпринимателей. Вышеперечисленные факторы являются очень важными для плательщика налога - индивидуального предпринимателя, так как совокупные отчисления от применения режимов, формирует положительный налоговый имидж не только плательщика, но и самой системы ФНС [14].
Процесс регулирования налоговой системой секторов малого и среднего бизнеса направлено, с одной стороны на обеспечение казны государства посредством изъятия средств в бюджет, а с другой стороны, должно давать преимущества отдельных налоговым агентам для снижения налоговой нагрузки. Работа налоговых служб направлена на очистку рынка от теневой экономики, а так же обеспечению прозрачности налоговых схем взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих служб.
2.3 Основные положения ведения ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН
Постановление Правительства Российской Федерации №438 от 19.06.2002 «О едином государственном реестре юридических лиц», регламентирует основные положения по утверждению правил ведения ЕГРЮЛ и представлению необходимых сведений. Ответственным органом за ведение реестра, осуществлению процедур получения сведений, относимых в ЕГРЮЛ, отвечает Федеральная налоговая служба [4]. В перечень необходимых сведений входят: полное наименование юридического лица (сокращений не допускается); идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (имеют числовые значения); государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ; наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; адрес (место нахождения) юридического лица.
Для Министерств РФ по налогам и сборам и финансов установлен срок, равный месяцу, в течение которого они предоставляют проект положения, в котором прописан порядок перечисления средств, получаемых в виде платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Минюсту РФ поручено до введения в действие закона «О государственной регистрации юридических лиц» внести об организации государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Министерство РФ по налогам и сборам до истечения шести месяцев со дня введения указанного выше закона, устанавливает порядок и сроки исключения из ЕГРЮЛ информации, которая устарела и мероприятий по ликвидации устаревшей документации [4].
Правила ведения ЕГРЮЛ не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ, разработаны в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «Об информации, информатизации и защите информации» [13]. Правила ведения ЕГРЮЛ устанавливают порядок и срок предоставления сведений, размер взимаемых средств за их предоставление, пояснение случаев, по которым плата за предоставление сведений не взимается. В правилах указывается список государственных органов. куда обязательно должны предоставляться сведения, их полный информационный состав. Государственный реестр является федеральным ресурсом по предоставлению информации, ведется ФНС, ее регистрирующими органами на территориях субъектов РФ.
Государственный реестр содержит: записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами; записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом; документы, представленные в регистрирующий орган [2].
Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра. Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с ФЗ о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, на основании: документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством; документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов [4].
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра [13].