Файл: Программа учебной дисциплины ен 03. Экология по специальности спо 23. 02. 07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||||
Раздел 1. Введение | | 2 | | | | |||||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК1,2,3,4,6,9 Л1,2,4,6 МП1,2,3 П1,5 | | |||||
1. | Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем | | ||||||||
2. | Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. | | ||||||||
Раздел 2. Экология как научная дисциплина | | 6 | | | | |||||
Тема 2.1. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала | 2 2 2 | | ОК1,2,3,5,7,10 Л1,2,4,6 МП 1,3 П1,3,5 | | |||||
1. | Организмы и среда их обитания | 3 | | |||||||
2. | Социальная экология | 2 | | |||||||
3. | Прикладная экология | 2 | | |||||||
Раздел 3.Среда обитания человека и экологическая безопасность | | 12 | | | | |||||
Тема 3.1. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала | 9 | 1 | ОК1,2,3,5,9,11 Л1,2,3,4,6,7 МП1,2, 3,4 П1,2,3,4,5,6 | | |||||
1. | Среда обитания человека | | ||||||||
2. | Городская среда | 1 | | |||||||
3. | Проблемы утилизации промышленных и твёрдых бытовых отходов в городе | 2 | | |||||||
4. | Городская квартира и требования к её экологической безопасности | 2 | | |||||||
5. | Сельская среда | 3 | | |||||||
6. | Окружающая среда и здоровье человека | 2 | | |||||||
Контрольная работа № 1 по теме «Среда обитания человека и экологическая безопасность» | 1 | | | |||||||
Практическое занятие №1. Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 2 | | | |||||||
Раздел 4. Концепция устойчивого развития | | 8 | | ОК1,2,3,5,11 Л1,2,4,6,7 МП1,2,3 П1,2,3,4,5 | | |||||
Тема 4.1. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 6 | | | ||||||
1. | Возникновение концепции устойчивого развития | 2 | | |||||||
2. | Решение экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | 2 | | |||||||
3. | Экологический след и индекс человеческого развития | | 3 | | | |||||
Практическое занятие №2 Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 2 | | | | ||||||
Раздел 5. Охрана природы | | 8 | | | | |||||
Тема 5.1. Охрана природы | Содержание учебного материала | 7 | | ОК1,2,3,5,6,10 Л1,2,3,4,6,7 МП1,2, 3,4 П1,2,3,4,5 | | |||||
1. | Природоохранная деятельность | 2 | | |||||||
2. | Экологические проблемы России | 2 | | |||||||
3. | Природные ресурсы и их охрана. Природные ресурсы Забайкальского края | 2 | | |||||||
Контрольная работа №2 по теме «Концепция устойчивого развития» | 1 | | | |||||||
| Всего | 36 | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Экология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники;
- доска;
- таблицы по экологии;
- методические пособия для кабинета экологии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор, принтер, сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Титова Е.В. Экология: учебник для студентов СПО–М: издательский центр «Академия». 2019.-208 с.
2.Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользовани — М., 2017.-240 с.
3.Титова Е.В., Скворцова П.М. Экология: практикум, учебное пособие для студентов СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2020-98с.
Дополнительные источники:
-
Козачек А.В. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для студентов СПО, - Ростов-на –Дону: Феникс, 2008. – 442
Интернет-ресурсы:
-
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов). -
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения). -
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ.
Основные показатели оценки результата (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля |
П1 сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, связях в системе «человек—общество—природа»; | (Приложение) К1- критерии оценки контрольной работы К2- критерии оценки и практической работы | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) |
П2 сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
П3 владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
П4 владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
П5 сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; | оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
П6 сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; | - оценка выполнения практических занятий № 1,2 | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; | - оценка выполнения практических заеятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) | |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития. Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; МП4 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; | -оценка выполнения практических занятий № 1-2 | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | - оценка выполнения практического занятия № 1 -оценка контрольной работы №2 | |
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; Л4 умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | - оценка выполнения практических занятий № 1,2 | |
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; Л4 умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; | | оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) |
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; МП4 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; | | - оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования) |
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | | оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования |
ОК10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий. Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; П3 владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; | | оценка выполнения практического занятия№ 1 -оценка контрольной работы №2 |
ОК11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда. Л4 умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; | | оценка выполнения практических занятий № 1-2 - контрольные работы (в форме тестирования |
5. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
| |
| |
Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА | |
Общая экология | Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере |
| |
| |
Социальная экология | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека |
Прикладная экология | Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. Знать основные направления развития прикладной экологии |
| |
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
| |
| |
Среда обитания человека | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды |
| |
Городская среда | Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного местообитания современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города |
Сельская среда | Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности |
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ | |
| |
Возникновение концепции устойчивого развития | Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие». |
| |
Устойчивость и развитие | Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде |
| |
| |
ОХРАНА ПРИРОДЫ | |
| |
Природоохранная деятельность | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
| |
Природные ресурсы и их охрана | Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране |
Приложение
К1 – критерии оценки контрольной работы (в форме теста):
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
К2- критерии оценки практической работы
Отметка «5» ставится, если студент:
1.Правильно определил цель работы.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений и правил ТБ.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.
Отметка «4» ставится, в случаях, если:
1. студент проводил опыт в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. допущено два-три недочета.
3.эксперимент проведен не полностью.
5.в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если:
1. Студент правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2. В ходе проведения работы и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Работа проводилась в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
Отметка «2» ставится, если:
1. Студент не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №12 от 22.01.2021года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 28-о от 02.02.2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ»
по специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Учебная нагрузка:
Обязательная- 36 часов
2021г.
Рабочая программа ЕН.03 Экология разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1568, зарегистрированного Министерством юстиции РФ от 26.12.2016 №44946
Организация разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчики: Оробей О.Н..- преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол №___ от____________
Председатель ПЦК___________ /___________/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________О.Н. Рослякова
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
| |