Файл: Программа учебной дисциплины ен 03. Экология по специальности спо 23. 02. 07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- разрабатывать рациональную стратегию и тактику обеспечения экологической безопасности в рамках своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- условия устойчивого состояния экосистем;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;
- методы экологического регулирования;
- организационные и правовые средства охраны окружающей среды[1];
- сущность и основные понятия экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта;
- особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;
- негативные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду[2]
Учебная дисциплина «Экология» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
ПК 5.3 | Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. |
ПК 6.1 | Определять необходимость модернизации автотранспортного средства. |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
общей учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;
самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Общий объем учебной нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
консультации | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 9 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Теоретическая экология | 8 | | |
Тема 1.1. Общая экология | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего специалиста по ремонту и обслуживанию двигателей, агрегатов и систем автомобиля. | 2 2 1 1 | ||
2.Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления изделий для транспортной отрасли. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники энергии. | |||
3.Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения. | |||
4. Экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | - | ||
Практические занятия: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: разработка таблицы: «Экологические системы Пермского края» | 2 | ||
Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle | 1 | | |
Раздел 2. Промышленная экология | 26 | | |
Тема 2.1 Экологические проблемы эксплуатации автомобильного транспорта | Содержание учебного материала | | |
Экологическая оценка выбросов токсичных веществ. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в воздух автотранспортом. Зависимость выбросов токсичных веществ автомобилями от режима движения. Загрязнение окружающей среды при эксплуатации дороги. | 2 | | |
Лабораторная работа: не предусмотрено | - | | |
Практические занятия: не предусмотрено | - | | |
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | | |
Тема 2.2 Регламентация Воздействия автотранспорта на окружающую среду | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Нормирование выбросов токсичных веществ с отработанными газами автомобилей. Экологические стандарты ЕВРО. Эксплуатационные материалы и их воздействие на экологическую систему. Мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды при эксплуатации АС. Совершенствование конструкций и рабочего процесса двигателей. Устройства и приборы для нейтрализации вредных веществ отработанных газов. Использование малотоксичных топлив. Правила малотоксичной эксплуатации двигателей. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | - | ||
Практическая работа: | 8 | ||
Расчет выбросов от автомобильного транспорта | 4 | ||
Ознакомление с интенсивностью транспортного потока на улицах города | 4 | ||
Самостоятельная работа: Работа с занимательными актами: Анализ современных методов борьбы с экологическими проблемами Сообщение (с презентацией) и (или) карта знаний «Современные катализаторы» | 5 | ||
Тема 2.3 Экологическая безопасность использования электрооборудования автомобилей | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Источники экологической безопасности. Аккумуляторные батареи. Системы зажигания. Правила экологической безопасности эксплуатации электрооборудования. Правила безопасного использования аккумуляторных батарей. Правила безопасного использования систем зажигания двигателя. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | - | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Тема 2.4 Прочие источники экологической опасности автотранспортных средств и снижение их влияния на экосистемы | Содержание учебного материала | 8 | |
Экологическая безопасность использования ходовой части автомобилей. Шум и низкочастотные вибрации. Гидравлические системы. Тормозные системы. Плата за загрязнение атмосферного воздуха автомобилями. | 4 | | |
Лабораторная работа: не предусмотрено | | | |
Практическая работа: не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа: не предусмотрено | | | |
Тема 2.5 Принципы охраны водной среды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Тема 2.6 Твердые отходы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Тема 2.7 Экологический менеджмент | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 5.3, 6.1 |
Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно-производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности. Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: Мини исследование: Современная переработка мусора | 2 | ||
Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle | 1 | | |
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | 14 | | |
Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 5.3, 6.1 |
Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов. Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности. Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт предприятия. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle | 1 | | |
Раздел 4. Международное сотрудничество | 5 | | |
Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01-11, ПК 6.1 |
Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности. | |||
Лабораторная работа: не предусмотрено | - | ||
Практическая работа: не предусмотрено | - | ||
Самостоятельная работа: не предусмотрено | - | ||
Промежуточная аттестация | 1 | | |
Всего: | 54 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.2.1. Печатные издания