Файл: Программа учебной дисциплины ен 03. Экология по специальности спо 23. 02. 07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-     разрабатывать рациональную стратегию и тактику обеспечения экологической безопасности в рамках своей профессиональной деятельности

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-     принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

-     условия устойчивого состояния экосистем;

-     принципы и методы рационального природопользования;

-     методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

-     методы экологического регулирования;

-     организационные и правовые средства охраны окружающей среды[1];

-     сущность и основные понятия экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта;

-     особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;

-     негативные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду[2]

Учебная дисциплина «Экология» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.

 

ПК 5.3

 

Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

ПК 6.1

Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере


 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

общей учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Общий объем учебной нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

 

     лабораторные работы

0

     практические занятия

8

     контрольные работы

 

     консультации

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1. Теоретическая экология

8

 

Тема 1.1. Общая

экология

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего специалиста по ремонту и обслуживанию двигателей, агрегатов и систем автомобиля.

 

2

 

 

 

2

 

 

1

 

1

2.Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления изделий для транспортной отрасли. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники энергии.

3.Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения.

4. Экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практические занятия: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: разработка таблицы: «Экологические системы Пермского края»

2

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 2. Промышленная экология

26

 

Тема 2.1 Экологические проблемы эксплуатации автомобильного транспорта

Содержание учебного материала

 

 

Экологическая оценка выбросов токсичных веществ.  Загрязняющие вещества, выбрасываемые в воздух автотранспортом. Зависимость выбросов токсичных веществ автомобилями от режима движения. Загрязнение окружающей среды при эксплуатации дороги.

2

 

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

 

Практические занятия: не предусмотрено

-

 

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

 

Тема 2.2

Регламентация

Воздействия автотранспорта на

окружающую среду

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Нормирование выбросов токсичных веществ с отработанными газами автомобилей. Экологические стандарты ЕВРО.

Эксплуатационные материалы и их воздействие на экологическую систему.

Мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды при эксплуатации АС. Совершенствование конструкций и рабочего процесса двигателей. Устройства и приборы для нейтрализации вредных веществ отработанных газов. Использование малотоксичных топлив. Правила малотоксичной эксплуатации двигателей.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работа:

8

Расчет выбросов от автомобильного транспорта

4

Ознакомление с интенсивностью транспортного потока на улицах города

4

Самостоятельная работа:

Работа с занимательными актами: Анализ современных методов борьбы с экологическими проблемами

Сообщение (с презентацией) и (или) карта знаний «Современные катализаторы»

5

Тема 2.3

Экологическая безопасность использования электрооборудования автомобилей

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Источники экологической безопасности. Аккумуляторные батареи. Системы зажигания.

Правила экологической безопасности эксплуатации электрооборудования. Правила безопасного использования аккумуляторных батарей. Правила безопасного использования систем зажигания двигателя.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.4 Прочие источники экологической опасности автотранспортных средств и снижение их влияния на экосистемы

Содержание учебного материала

8

 

Экологическая безопасность использования ходовой части автомобилей.

Шум и низкочастотные вибрации.

Гидравлические системы.

Тормозные системы.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха автомобилями.

4

 

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

 

Практическая работане предусмотрено

 

 

Самостоятельная работа: не предусмотрено

 

 

Тема 2.5

Принципы охраны

водной среды

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.6

Твердые

отходы

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.7

Экологический

менеджмент

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 5.3, 6.1

 

Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно-производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности.

Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: Мини исследование: Современная переработка мусора

2

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды

14

 

Тема 3.1. Юридические и

экономические

аспекты

экологических основ

природопользования

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 3.2.

Экологическая

стандартизация и

паспортизация

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 5.3, 6.1

 

Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов. Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности. Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт предприятия.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 4. Международное сотрудничество

5

 

Тема 4.1.

Государственные и

общественные

организации по

предотвращению

разрушающих

воздействий на

природу

Содержание учебного материала

3

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работане предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Промежуточная аттестация

1

 

Всего:

54

 




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.

            Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

            В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

            В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника» входят:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

- информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения


 

1.2.1.   Печатные издания