Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научная сущность процесса прогнозирования состоит в следующем:
Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на определенный временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (до 5–10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Второе традиционно составляет основу финансовой политики (государства, крупных корпораций). Главная цель финансового прогнозирования состоит в определении потребности субъекта прогнозирования в финансовых ресурсах в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.
Методы финансового планирования и прогнозирования
Методы корпоративного финансового планирования — это способы и приемы плановых расчетов. Финансовое планирование в компании (на предприятии, в организации) осуществляется с помощью нескольких методов.
Методы корпоративного финансового планирования
Метод экстраполяции: на основе анализа показателей за предыдущий период определяются тенденции отдельных параметров определяются тенденции отдельных параметров (величина роста или снижения) и темпы изменения переносятся на планируемые показатели.
Метод срока оборачиваемости: определяется коэффициент оборачиваемости активов, продолжительность одного оборота, затем прогнозируется эти же показатели на перспективу.
Метод бюджета денежных средств: определяются направления поступлений и расходов денежных средств, затем определяется прирост или снижение кассовых остатков, учитывается скорость поступления и расходования денежных средств, обосновываются периоды и составляется финансовый план.
Метод предварительных (прогнозных) балансов
: выполняется анализ изменений отдельных показателей и составляется прогноз с учетом корректировок.
Расчетно-аналитический метод: на основе полученных финансовых показателей прогнозируется их уровень на будущий период. Метод применяется при отсутствии финансово-экономических нормативов, а взаимосвязь показателей может быть косвенной.
Нормативный метод: на основе существующих норм определяются потребность в денежных средствах и источниках их формирования (пример – банки), а также нормы амортизации, тарифы, налоги и проч.
Балансовый метод: устанавливается корреляция между имеющимися в наличии финансовыми ресурсами и фактической потребностью в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана, платежного баланса и проч.
Методы математического моделирования: позволяют определить количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину и динамику. Эта связь моделируется, т.е. описывается с помощью математических символов и приемов.
Источниками информации для составления финансовых планов являются:
Выделяют три типа моделей корпоративного финансового планирования:
По срокам корпоративное финансовое планирование подразделяют на:
Практика финансового планирования проходит несколько стадий, последовательное и логическое соблюдение которых позволяет процессу планирования быть эффективным:
Стадия 1 - предпосылки. Собирается информация и составляется прогноз будущего положения предприятия. Выявляются как возможности, так и угрожающие факторы.
Стадия 2 - постановка и уточнение проблем. Определяются уровни притязаний (например, темп роста производства должен быть не меньше 5 % в год). Затем, исходя из текущей политики предприятия, прогнозируются результаты (получили, например, темп роста 1 % в год). Полученные результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются разрывы. Далее осуществляется поиск стратегий, позволяющих ликвидировать обозначившиеся разрывы.
Стадия 3 - долгосрочная стратегия. Для ликвидации разрывов между желаемыми и прогнозными значениями показателей разрабатываются новые стратегии «продукт - рынок». Например, определяются возможности развития новых производств, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив, вертикальной интеграции. Изучаются возможности расширения производства, снижения издержек. Здесь может использоваться матрица «рост - доля рынка». Эта стадия планирования является наиболее важной.
Стадия 4 - среднесрочные планы. Они разрабатываются на базе принятой долгосрочной стратегии. Намечаются среднесрочные проекты и их хронологическая последовательность. В свою очередь на их основе определяются стратегические цели и разрабатываются планы отделений компаний. Затем составляются сводные среднесрочные планы, в том числе и финансовый.
Стадия 5 - краткосрочное планирование. Основные задачи - конкретизация показателей среднесрочных планов на текущий год и оценка выполнения относительно долгосрочных планов и текущего, краткосрочного плана.
Основные этапы корпоративного финансового планирования:
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:
Особое значение для компании имеет стратегический финансовый прогноз, он разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.
Задачи финансового прогнозирования на уровне государства:
Результатом финансового прогнозирования являются финансовые прогнозы. В зависимости от периода они подразделяются на:
В ходе составления финансовых прогнозов развития государства и формирования государственной финансовой и социально-экономической политики применяются различные методы:
В широком смысле финансовое прогнозирование — это процесс составления и реализации прогнозов, связанных с осуществлением финансовых операций.
Совершенствование системы финансового планирования и прогнозирования
В современных экономических условиях проблемы финансового планирования можно условно разделить на две группы.
Проблемы эффективности и точности финансового планирования на предприятии обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы не зависят от предприятия и объясняются тем, что в условиях неустойчивой экономической ситуации, высокой конкуренции вследствие колебания цен плановые показатели могут существенно отклоняться от фактических, а именно:
Для выявления внутренних факторов, снижающих эффективность финансового планирования на предприятии узких мест важно знать какие базовые показатели оказывают решающее влияние на снижение эффективности финансового планирования. Для определения критических показателей используется метод изолированного влияния факторов на изменение интегрального показателя эффективности финансового планирования. Влияние факторов, оценивается в зависимости от того, насколько они снизили оценку эффективности планирования по сравнению с максимальной, т.е. по факторам раскладывается не сама оценка эффективности, а разность между максимальной и фактической оценками.
Фактором, в наибольшей степени снижающим эффективность финансового планирования является себестоимость продаж. Далее по уменьшению степени влияния следуют коммерческие и управленческие расходы, прочие расходы, выручка. Наименьшее влияние оказывает показатель «прочие доходы». Следовательно, наиболее серьезной задачей повышения эффективности финансового планирования на предприятии является выполнение плановых показателей себестоимости продукции, а также коммерческих и управленческих расходов.
-
Основано на теоретико-познавательном аспекте. -
Имеет прикладное значение в менеджменте. -
Выполняет предсказательную функцию, которая реализуется:
-
в дескриптивной форме; -
имеет определенное предназначение; -
позволяет описывать возможности и условия их реализации; -
позволяет принять оптимальное решение из множества перспектив.
-
Выполняет предсказательную функцию, реализующуюся:
-
в прескриптивной форме; -
на основе информации (как исторической, так и прогностической); -
имеющей определенное предназначение; -
обеспечивающую целенаправленную деятельность.
Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на определенный временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (до 5–10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Второе традиционно составляет основу финансовой политики (государства, крупных корпораций). Главная цель финансового прогнозирования состоит в определении потребности субъекта прогнозирования в финансовых ресурсах в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.
Методы финансового планирования и прогнозирования
Методы корпоративного финансового планирования — это способы и приемы плановых расчетов. Финансовое планирование в компании (на предприятии, в организации) осуществляется с помощью нескольких методов.
Методы корпоративного финансового планирования
Метод экстраполяции: на основе анализа показателей за предыдущий период определяются тенденции отдельных параметров определяются тенденции отдельных параметров (величина роста или снижения) и темпы изменения переносятся на планируемые показатели.
Метод срока оборачиваемости: определяется коэффициент оборачиваемости активов, продолжительность одного оборота, затем прогнозируется эти же показатели на перспективу.
Метод бюджета денежных средств: определяются направления поступлений и расходов денежных средств, затем определяется прирост или снижение кассовых остатков, учитывается скорость поступления и расходования денежных средств, обосновываются периоды и составляется финансовый план.
Метод предварительных (прогнозных) балансов
: выполняется анализ изменений отдельных показателей и составляется прогноз с учетом корректировок.
Расчетно-аналитический метод: на основе полученных финансовых показателей прогнозируется их уровень на будущий период. Метод применяется при отсутствии финансово-экономических нормативов, а взаимосвязь показателей может быть косвенной.
Нормативный метод: на основе существующих норм определяются потребность в денежных средствах и источниках их формирования (пример – банки), а также нормы амортизации, тарифы, налоги и проч.
Балансовый метод: устанавливается корреляция между имеющимися в наличии финансовыми ресурсами и фактической потребностью в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана, платежного баланса и проч.
Методы математического моделирования: позволяют определить количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину и динамику. Эта связь моделируется, т.е. описывается с помощью математических символов и приемов.
Источниками информации для составления финансовых планов являются:
-
договоры с контрагентами, содержащие взаимные обязательства; -
отчетность компании и результаты ее анализа; -
прогнозы и перспективы продукции по оценкам маркетинга; -
нормативные документы, определяющие производственные возможности компании или технические требования к оборудованию и продукции; -
документы и формы, обеспечивающие учетную политику.
Выделяют три типа моделей корпоративного финансового планирования:
-
разработка финансовых разделов бизнес-планов (текущее планирование); -
бюджетирование; -
составление финансовых прогнозов (прогнозирование).
По срокам корпоративное финансовое планирование подразделяют на:
-
Стратегическое от 2 до 5 лет. -
Текущее (тактическое) в пределах одного года. -
Оперативное, на срок менее одного года (с разбивкой по любым периодам в зависимости от сферы деятельности компании). Оперативное финансовое планирование представляет собой вид краткосрочного планирования. Его назначение заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия. Оперативное финансовое планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, маневрировать источниками финансирования. -
Финансовое планирование в составе корпоративных бизнес-планов разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.
Практика финансового планирования проходит несколько стадий, последовательное и логическое соблюдение которых позволяет процессу планирования быть эффективным:
Стадия 1 - предпосылки. Собирается информация и составляется прогноз будущего положения предприятия. Выявляются как возможности, так и угрожающие факторы.
Стадия 2 - постановка и уточнение проблем. Определяются уровни притязаний (например, темп роста производства должен быть не меньше 5 % в год). Затем, исходя из текущей политики предприятия, прогнозируются результаты (получили, например, темп роста 1 % в год). Полученные результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются разрывы. Далее осуществляется поиск стратегий, позволяющих ликвидировать обозначившиеся разрывы.
Стадия 3 - долгосрочная стратегия. Для ликвидации разрывов между желаемыми и прогнозными значениями показателей разрабатываются новые стратегии «продукт - рынок». Например, определяются возможности развития новых производств, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив, вертикальной интеграции. Изучаются возможности расширения производства, снижения издержек. Здесь может использоваться матрица «рост - доля рынка». Эта стадия планирования является наиболее важной.
Стадия 4 - среднесрочные планы. Они разрабатываются на базе принятой долгосрочной стратегии. Намечаются среднесрочные проекты и их хронологическая последовательность. В свою очередь на их основе определяются стратегические цели и разрабатываются планы отделений компаний. Затем составляются сводные среднесрочные планы, в том числе и финансовый.
Стадия 5 - краткосрочное планирование. Основные задачи - конкретизация показателей среднесрочных планов на текущий год и оценка выполнения относительно долгосрочных планов и текущего, краткосрочного плана.
Основные этапы корпоративного финансового планирования:
-
анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания; -
прогнозирование последствий текущих решений в целях выявления связи между текущими и будущими решениями; -
обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений; -
оценка результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:
-
метод экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.); -
метод обработки пространственных и временных совокупностей; -
метод ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; -
метод пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
Особое значение для компании имеет стратегический финансовый прогноз, он разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.
Задачи финансового прогнозирования на уровне государства:
-
увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций воспроизводственного процесса как на макро-, так и на микроуровне; -
определение источников формирования финансовых ресурсов, определение объема финансовых ресурсов на макро- и микроуровне; -
обоснование направлений использования финансовых ресурсов; -
оценка финансовых последствий, разработка мероприятий на длительную перспективу.
Результатом финансового прогнозирования являются финансовые прогнозы. В зависимости от периода они подразделяются на:
-
краткосрочный (до 3 лет); -
среднесрочный (5–7 лет); -
долгосрочный (10–15 лет).
В ходе составления финансовых прогнозов развития государства и формирования государственной финансовой и социально-экономической политики применяются различные методы:
-
математическое моделирование, с помощью которого учитывается множество взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на показатели финансовых прогнозов; разрабатываются различны концепции экономического и социального развития государства, предприятий и выбирается наиболее оптимальный. -
метод эконометрического прогнозирования - основанная на экономической теории и статистики и выражается в том, что различные показатели финансовых прогнозов рассчитываются на основе оценочных статистических коэффициентов с учетом одной или нескольких переменных величин. Эти переменные величины и выступают прогнозными функциями. -
метод экспертных оценок - предусматривает обобщение и математическую обработку предложений специалистов экспертов по определенным вопросам составляемых финансовых прогнозов.
В широком смысле финансовое прогнозирование — это процесс составления и реализации прогнозов, связанных с осуществлением финансовых операций.
Совершенствование системы финансового планирования и прогнозирования
В современных экономических условиях проблемы финансового планирования можно условно разделить на две группы.
-
Проблемы эффективности и точности -
Организационные проблемы, к числу которых относятся нормативное обеспечение и регламентирование, кадровое обеспечение, информационное обеспечение.
Проблемы эффективности и точности финансового планирования на предприятии обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы не зависят от предприятия и объясняются тем, что в условиях неустойчивой экономической ситуации, высокой конкуренции вследствие колебания цен плановые показатели могут существенно отклоняться от фактических, а именно:
-
фактическая выручка от продаж может быть значительно ниже плановой вследствие изменения цен на продукцию; -
фактическая себестоимость продукции может превысить плановую вследствие удорожания материалов и комплектующих; -
фактические коммерческие расходы могут превышать запланированные по причине роста цен на транспортные услуги, горючее и упаковочные материалы.
Для выявления внутренних факторов, снижающих эффективность финансового планирования на предприятии узких мест важно знать какие базовые показатели оказывают решающее влияние на снижение эффективности финансового планирования. Для определения критических показателей используется метод изолированного влияния факторов на изменение интегрального показателя эффективности финансового планирования. Влияние факторов, оценивается в зависимости от того, насколько они снизили оценку эффективности планирования по сравнению с максимальной, т.е. по факторам раскладывается не сама оценка эффективности, а разность между максимальной и фактической оценками.
Фактором, в наибольшей степени снижающим эффективность финансового планирования является себестоимость продаж. Далее по уменьшению степени влияния следуют коммерческие и управленческие расходы, прочие расходы, выручка. Наименьшее влияние оказывает показатель «прочие доходы». Следовательно, наиболее серьезной задачей повышения эффективности финансового планирования на предприятии является выполнение плановых показателей себестоимости продукции, а также коммерческих и управленческих расходов.