ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды сочинений на ОГЭ.
Критерии оценки.
Структура сочинения-рассуждения.
Создание сочинения.
Присняк Елена Александровна, магистр филологии,
главный специалист центра УМР ГАУ ДПО ПК ИРО
elenaprisnyak@gmail.com; 8(902)506 84 60
Сочинение - рассуждение
Создание текста типа речи «рассуждение» - демонстрация наличия у учащихся практических умений и навыков рассуждать, выдвигая тезис и подбирая аргументы.
-
Знакомство с формулировкой задания. -
Изучение критериев оценивания сочинения. -
Выстраивание структуры сочинения-рассуждения. -
Сбор основных определений -
Написание сочинений по предоставленным текстам.
Задание с развёрнутым ответом (сочинение),
проверяющее умение создавать собственное
высказывание на основе прочитанного текста.
Выполняется на основе того же текста, который читали,
работая над заданиями части 2.
При выполнении части 3 ученику следует написать одно сочинение: 9.1., 9.2. или 9.3.:
-
9.1.: раскрыть смысл высказывания известного лингвиста; -
9.2.: объяснить смысл предложения с опорой на позицию автора; -
9.3.: пояснить значение слова, понятия.
Каждое слово из написанной работы можно проверить по орфографическому словарю, которым разрешено пользоваться в течение всего экзамена.
Одна из основных целей изучения русского языка – формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе.
Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций осуществляется в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника.
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему позволяет достичь этой цели – цели формирования представления о языке как универсальной ментальной системе.
Анализ результатов выполнения
задания 9.1 выявляет следующее:
-
сочинения на лингвистическую тему носят в большей части формализованный характер: учитель дает готовые шаблоны ответа на вопрос о лексике и грамматике русского языка, учащиеся заучивают эти шаблоны, но не могут соотнести лингвистические явления с языком текста, найти подтверждающие примеры; -
чаще всего видно стремление школьников «выплеснуть» на бумагу все выученное, не обращая внимания на тот факт, что в предложенном тексте не всегда можно обнаружить те или иные описываемые в работе языковые факты; -
кроме того, налицо влияние сети Интернет: обилие различных сайтов, предлагающих сочинения на лингвистическую тему, приводит к тому, что ученик заучивает и переписывает найденный
материал.
Сочинение на лингвистическую тему по типу речи представляет собой сочинение-рассуждение, оно требует умения не только продемонстрировать знание теории языка, но и подтвердить теоретический тезис примерами из конкретного текста. Причем успешнее те работы, в которых приводятся примеры, обосновывающие уместность использования автором языковых реалий в конкретном (выбранном учеником) контексте.
Сочинение на лингвистическую тему представляет собой решение
исследовательской задачи. Справиться с ней можно, осуществив основные этапы исследования:
-
Осознание цели работы («Что я хочу выяснить/доказать?»). Постановка проблемы. -
Отбор, наблюдение и изучение явлений, подлежащих исследованию. -
Выдвижение гипотез на основе теоретических знаний о языке. -
Установление связей изучаемого явления с контекстом (проверка гипотез). -
Продумывание плана, логики сочинения. -
Формулирование тезиса, вербализация аргумента.
Как писать сочинение на лингвистическую тему (9.1)
-
Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь. -
Перечитайте текст и найдите в нём предложения с
языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера).
-
В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. -
Во 2-ом абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
-
В 3-ем абзаце приведите второй пример и опишите его роль в тексте. -
В 4-ом абзаце напишите вывод.
Вступление + комментарий
Вступление = цитата в виде прямой речи
Комментарий = раскрытие сути цитаты
(подумайте, о каком лингвистическом понятии идёт речь и что именно хотел донести автор до читателя)
Известный лингвист В.В.Виноградов говорил: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».
Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, имя прилагательное играет важную роль в русском языке. С его помощью мы можем более полно описать человеческие чувства и эмоции, а также передать признаки объектов, окружающих нас.
-
Найдите в тексте предложения, в которых используются понятия из высказывания
(в данном случае прилагательные).
-
С помощью предложений докажите тезис (прилагательные могут описать чувства, эмоции и т.д). -
Выбирайте прилагательные, которые наиболее ярко доказывают вашу позицию.
В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам из текста М.А.Чванова.
В предложении (1) автор использует прилагательные «худая» и «бездомная», с помощью которых он описывает внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет хозяина.
В качестве ещё одного примера приведу предложение (9). В нём с помощью прилагательного «бедная» автор передаёт отношение героя-рассказчика к животному.
ВЫВОД.
Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что прилагательное – это … которая…
Таким образом, при написании данного вида сочинения учащийся должен научиться:
-
рассуждать на лингвистическую тему; создавать высказывание, соответствующее структуре сочи нения - рассуждения; -
аргументировать свою точку зрения, используя
предложенный лингвистический материал;
-
точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании; -
пользоваться лингвистической терминологией; -
писать грамотно.
Анализ и оценка сочинений.
Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему, чтобы они могли самостоятельно оценивать уровень выполнения работы.
Лингвистические понятия из
открытого банка заданий ФИПИ
-
Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ, художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.