Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 410
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов.
Очень часто пренебрежение администрацией учреждения здравоохранения организацией порядка разрешения подобных обращений вызывает обоснованные претензии пациентов и, как следствие, может повлечь конфликтную ситуацию.
С 1 января 2018 года согласно ФЗ N 242-ФЗ от 29.07.2017 часть 5 статьи 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" действует в следующей редакции: "5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы
(их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
До настоящего времени данный порядок не определен; одним из вариантов предупреждения конфликтов с пациентами в этом аспекте может стать издание руководителем медицинской организации локального нормативно-правового акта (соответствующего порядка или положения).
Согласно части 4 статьи 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно
знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Сегодня порядок изучения пациентом медицинской документации определяется Приказом
Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" <40> (далее - Порядка ознакомления пациента).
--------------------------------
<40> Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента [Электронный ресурс]:
Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2016 N
44336). Российская газета: сайт. URL: https://rg.ru/2016/11/16/minzdrav-prikaz425-site-dok.html (дата обращения: 15.07.2018).
Отработка и неуклонное выполнение в медицинской организации всех положений этого нормативно-правового акта также будет способствовать предотвращению возможных конфликтов с пациентами.
В соответствии с пунктами 2 - 3 указанного Порядка основаниями для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление от них в медицинскую организацию письменного запроса, содержащего следующие сведения: а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента; б) фамилия, имя и отчество (при наличии) законного представителя пациента; в) место жительства (пребывания) пациента; г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента;
д) реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (при наличии); е) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента
(при наличии); ж) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; з) почтовый адрес для направления письменного ответа; и) номер контактного телефона (при наличии).
Необходимо отметить, что в связи с указанными выше изменениями законодательства в
Приказе Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н целесообразно установить возможность ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией не только по письменному, но и электронному запросу.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ознакомления пациента рассмотрение письменных запросов осуществляется руководителем медицинской организации или уполномоченным
заместителем руководителя медицинской организации.
Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией осуществляется в помещении медицинской организации, предназначенном для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией (пункт 5 Порядка ознакомления пациента).
Перед передачей пациенту или его законному представителю для ознакомления оригинала медицинской документации обеспечивается сохранение копии медицинской документации на
бумажном носителе.
До сведения пациента либо его законного представителя (при наличии) в устной форме
доводится информация о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленной для ознакомления медицинской документацией (пункт 6 Порядка ознакомления пациента).
В помещении для ознакомления с медицинской документацией ведутся следующие
учетные документы (пункт 8 Порядка ознакомления пациента): а) журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал предварительной записи); б) журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал учета работы помещения).
В соответствии с пунктом 9 Порядка ознакомления пациента в журнал предварительной
записи вносятся: а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента; б) число, месяц, год рождения пациента; в) место жительства (пребывания) пациента;
(при наличии); ж) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; з) почтовый адрес для направления письменного ответа; и) номер контактного телефона (при наличии).
Необходимо отметить, что в связи с указанными выше изменениями законодательства в
Приказе Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н целесообразно установить возможность ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией не только по письменному, но и электронному запросу.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ознакомления пациента рассмотрение письменных запросов осуществляется руководителем медицинской организации или уполномоченным
заместителем руководителя медицинской организации.
Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией осуществляется в помещении медицинской организации, предназначенном для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией (пункт 5 Порядка ознакомления пациента).
Перед передачей пациенту или его законному представителю для ознакомления оригинала медицинской документации обеспечивается сохранение копии медицинской документации на
бумажном носителе.
До сведения пациента либо его законного представителя (при наличии) в устной форме
доводится информация о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленной для ознакомления медицинской документацией (пункт 6 Порядка ознакомления пациента).
В помещении для ознакомления с медицинской документацией ведутся следующие
учетные документы (пункт 8 Порядка ознакомления пациента): а) журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал предварительной записи); б) журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал учета работы помещения).
В соответствии с пунктом 9 Порядка ознакомления пациента в журнал предварительной
записи вносятся: а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента; б) число, месяц, год рождения пациента; в) место жительства (пребывания) пациента;
г) дата регистрации письменного запроса пациента либо его законного представителя; д) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; е) предварительные дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией.
В журнале учета работы помещения фиксируются следующие сведения (пункт 10
Порядка ознакомления пациента): а) дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией; б) время выдачи медицинской документации на руки пациенту либо его законному представителю и ее возврата; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента либо его законного представителя, получившего на руки медицинскую документацию; г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя (сведения заполняются на основании документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя); д) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента
(сведения заполняются на основании документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента); е) фамилия, имя, отчество (при наличии) лечащего врача или другого медицинского работника, принимающего непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента; ж) вид выданной на руки пациенту либо его законному представителю медицинской документации; з) личная подпись пациента либо его законного представителя об ознакомлении с медицинской документацией.
Примерные формы журналов предварительной записи и учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией прилагаются к данной монографии (см. Приложения
N 8 и 9).
Максимальный срок ожидания пациентом либо его законным представителем посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией с момента регистрации в медицинской организации письменного запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (пункт 11
Порядка ознакомления пациента).
Как уже указывалось, согласно ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" <41> письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей
В журнале учета работы помещения фиксируются следующие сведения (пункт 10
Порядка ознакомления пациента): а) дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией; б) время выдачи медицинской документации на руки пациенту либо его законному представителю и ее возврата; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента либо его законного представителя, получившего на руки медицинскую документацию; г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя (сведения заполняются на основании документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя); д) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента
(сведения заполняются на основании документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента); е) фамилия, имя, отчество (при наличии) лечащего врача или другого медицинского работника, принимающего непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента; ж) вид выданной на руки пациенту либо его законному представителю медицинской документации; з) личная подпись пациента либо его законного представителя об ознакомлении с медицинской документацией.
Примерные формы журналов предварительной записи и учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией прилагаются к данной монографии (см. Приложения
N 8 и 9).
Максимальный срок ожидания пациентом либо его законным представителем посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией с момента регистрации в медицинской организации письменного запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (пункт 11
Порядка ознакомления пациента).
Как уже указывалось, согласно ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" <41> письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей
статьи (часть 1 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации").
--------------------------------
<41> О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью
2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В случае же обращения пациента или его представителя в учреждение здравоохранения для ознакомления с медицинской документацией не совсем понятно, имеет ли право ее руководитель дать указание разрешить ознакомление лишь через 60 дней после момента регистрации соответствующего письменного запроса, и если да, то по каким основаниям.
Таким образом, срок ожидания пациентом или его представителем возможности "посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией" следует признать размытым и неопределенным <42>.
--------------------------------
<42> Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2018. С. 78 - 79.
Неясно, по каким основаниям медицинская организация может предоставить возможность указанным лицам немедленно после обращения изучить интересующие их документы или же, напротив, отдалить ознакомление на несколько недель или более длительный срок.
Однако пренебрежительное отношение администрации учреждения здравоохранения к желанию пациента (его представителя) ознакомиться с медицинской документацией в связи с данным обстоятельством практически всегда обусловливает возникновение конфликта.
Поэтому, даже при наличии подобной правовой неопределенности, руководителю медицинской организации ни в коей мере не стоит злоупотреблять своим правом на затягивание ознакомления с медицинскими документами.
2.6. Об административной ответственности медицинских
работников за нарушения в работе
с обращениями граждан (пациентов)
Ненадлежащая организация работы с обращениями граждан (пациентов) в конкретной медицинской организации, помимо создания конфликтных ситуаций, может повлечь административную ответственность ее должностных лиц.
Административная ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами
Федерации").
--------------------------------
<41> О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью
2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В случае же обращения пациента или его представителя в учреждение здравоохранения для ознакомления с медицинской документацией не совсем понятно, имеет ли право ее руководитель дать указание разрешить ознакомление лишь через 60 дней после момента регистрации соответствующего письменного запроса, и если да, то по каким основаниям.
Таким образом, срок ожидания пациентом или его представителем возможности "посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией" следует признать размытым и неопределенным <42>.
--------------------------------
<42> Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2018. С. 78 - 79.
Неясно, по каким основаниям медицинская организация может предоставить возможность указанным лицам немедленно после обращения изучить интересующие их документы или же, напротив, отдалить ознакомление на несколько недель или более длительный срок.
Однако пренебрежительное отношение администрации учреждения здравоохранения к желанию пациента (его представителя) ознакомиться с медицинской документацией в связи с данным обстоятельством практически всегда обусловливает возникновение конфликта.
Поэтому, даже при наличии подобной правовой неопределенности, руководителю медицинской организации ни в коей мере не стоит злоупотреблять своим правом на затягивание ознакомления с медицинскими документами.
2.6. Об административной ответственности медицинских
работников за нарушения в работе
с обращениями граждан (пациентов)
Ненадлежащая организация работы с обращениями граждан (пациентов) в конкретной медицинской организации, помимо создания конфликтных ситуаций, может повлечь административную ответственность ее должностных лиц.
Административная ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами
государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях <43>
(далее - КоАП РФ) <44>.
--------------------------------
<43> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
<44> Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исключения, указанные в статье 5.59 КоАП РФ, касающиеся статьи 5.63 Кодекса "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не имеют отношения к нарушению порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами медицинских организаций.
Несколько иначе обстоит ситуация с положениями статьи 5.39 КоАП РФ "Отказ в предоставлении информации".
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Так, например, постановлением мирового судьи заместитель главного врача одной из больниц признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5
000 рублей <45>.
--------------------------------
<45> Постановление Ростовского областного суда от 22.12.2017 по делу N П4а-1311/2017 //
Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25.07.2018).
Порой не совсем просто отличить обращение гражданина (пациента) от запроса о предоставлении информации.
Особенное место занимает разрешение должностными лицами медицинской организации адвокатского запроса.
Ненадлежащее отношение к организации данной деятельности может повлечь, помимо привлечения к юридической ответственности должностных лиц медицинской организации,
(далее - КоАП РФ) <44>.
--------------------------------
<43> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
<44> Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исключения, указанные в статье 5.59 КоАП РФ, касающиеся статьи 5.63 Кодекса "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не имеют отношения к нарушению порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами медицинских организаций.
Несколько иначе обстоит ситуация с положениями статьи 5.39 КоАП РФ "Отказ в предоставлении информации".
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Так, например, постановлением мирового судьи заместитель главного врача одной из больниц признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5
000 рублей <45>.
--------------------------------
<45> Постановление Ростовского областного суда от 22.12.2017 по делу N П4а-1311/2017 //
Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25.07.2018).
Порой не совсем просто отличить обращение гражданина (пациента) от запроса о предоставлении информации.
Особенное место занимает разрешение должностными лицами медицинской организации адвокатского запроса.
Ненадлежащее отношение к организации данной деятельности может повлечь, помимо привлечения к юридической ответственности должностных лиц медицинской организации,
возникновение конфликта с пациентом, интересы которого представляет адвокат.
В соответствии с частью 3 статьи 86 УПК РФ защитник вправе собирать доказательства,
в том числе путем истребования справок, характеристик, иных документов от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.
С этим правом корреспондирует пункт 3 части 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <46> (далее - ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), согласно которому адвокат вправе собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
--------------------------------
<46> Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
Таким образом, по запросу защитника медицинская организация, с соблюдением иных требований законодательства (в т.ч. о медицинской тайне), обязана предоставить истребуемую им карту амбулаторного (стационарного) больного или направить их копии.
Однако не стоит забывать, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. На основании части
3 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Соблюдение данного законодательного положения будет проверяться судом в случае возникновения конфликтной ситуации между адвокатом и представителями медицинской организации.
Так, согласно решению Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 марта 2017 года по делу N 2а-7993/17 <47>, "...как усматривается из материалов дела, при обращении административным истцом в министерство здравоохранения края к адвокатскому запросу не были приложены согласие пациента... на предоставление сведений, касающихся врачебной тайны...
--------------------------------
<47> Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 23.03.2017 по делу N 2а-
7993/17 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
18.07.2018).
Предусмотренный статьей 13 Закона об охране здоровья особый порядок предоставления информации, содержащей врачебную тайну, исключающий возможность ее получения по
В соответствии с частью 3 статьи 86 УПК РФ защитник вправе собирать доказательства,
в том числе путем истребования справок, характеристик, иных документов от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.
С этим правом корреспондирует пункт 3 части 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <46> (далее - ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), согласно которому адвокат вправе собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
--------------------------------
<46> Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
Таким образом, по запросу защитника медицинская организация, с соблюдением иных требований законодательства (в т.ч. о медицинской тайне), обязана предоставить истребуемую им карту амбулаторного (стационарного) больного или направить их копии.
Однако не стоит забывать, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. На основании части
3 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Соблюдение данного законодательного положения будет проверяться судом в случае возникновения конфликтной ситуации между адвокатом и представителями медицинской организации.
Так, согласно решению Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 марта 2017 года по делу N 2а-7993/17 <47>, "...как усматривается из материалов дела, при обращении административным истцом в министерство здравоохранения края к адвокатскому запросу не были приложены согласие пациента... на предоставление сведений, касающихся врачебной тайны...
--------------------------------
<47> Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 23.03.2017 по делу N 2а-
7993/17 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
18.07.2018).
Предусмотренный статьей 13 Закона об охране здоровья особый порядок предоставления информации, содержащей врачебную тайну, исключающий возможность ее получения по