Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 406
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Согласно пункту 17 рассматриваемого Приказа секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (пункт 18 Приказа
Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н).
Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (пункт 19 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N
502н).
Таким образом, следует прийти к выводу, что протокол заседания врачебной комиссии является весьма важным документом. Им оформляются решения, принимаемые указанной комиссией по кардинальным вопросам медицинской деятельности.
Вместе с тем в рассмотренных выше нормативно-правовых актах не оговорено:
- каким образом решение, принятое врачебной комиссией, должно вноситься в медицинскую документацию пациента;
- должен ли протокол решения врачебной комиссии (один из его экземпляров или копия) храниться в материалах карты амбулаторного (стационарного) больного;
- не разработана типовая форма решения врачебной комиссии.
В некоторых российских регионах эту проблему пытаются решить на уровне соответствующего министерства здравоохранения.
Так, например, Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области N 338 от 26 июня 2014 года "О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций Мурманской области" <31> утверждены типовые формы протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (приложение N 1 к Приказу) и выписки из протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (приложение N 2 к Приказу).
--------------------------------
<31> О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций
Мурманской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области N 338 от 26.06.2014. Министерство здравоохранения Мурманской области: официальный сайт.
URL: https://minzdrav.gov-murman.ru/documents/npa;/https://minzdrav.gov- murman.ru/files/pr338-2014.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области N 560-п от 22 мая 2012 года "Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области" <32> утверждена форма типового протокола заседания врачебной комиссии
медицинской организации (приложение N 4 к Приказу).
--------------------------------
<32> Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в
Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения
Свердловской области N 560-п от 22.05.2012 (в ред. Приказов Минздрава Свердловской области от 18.12.2012 N 1477-п, от 21.04.2014 N 532-п). Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. URL: http://minzdrav.midural.ru/special/article/show/id/104 (дата обращения: 25.02.2018).
Автором данной монографии также предлагается примерная форма протокола заседания врачебной комиссии медицинской организации (см. Приложение N 6).
Однако каким же образом с практической точки зрения руководитель медицинской организации может организовать участие членов врачебной комиссии в разрешении конфликтов с пациентами?
Согласно пункту 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.
Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий), утверждается руководителем медицинской организации (пункт 7 рассматриваемого Приказа).
Как уже указывалось ранее, врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии; председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя
(руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий (пункты
8 и 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н).
Таким образом, внутренним приказом в учреждении здравоохранения может быть создана подкомиссия по альтернативному (досудебному) разрешению споров, возникающих по поводу причинения вреда жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг.
Этим же приказом можно утвердить положение об указанной подкомиссии, расписав ее полномочия по урегулированию подобных конфликтов, а также соответствующий порядок ее работы.
Как показывает практика, в медицинских учреждениях организация рассмотрения обращений граждан регламентируется разработанными на основе законодательных норм соответствующими порядками (положениями).
Кроме того, в некоторых медицинских организациях издаются специальные приказы об организации работы с обращениями граждан.
Целесообразно поручить создание этих локальных актов юрисконсульту медицинской организации (если таковой имеется) или внешнему юристу, поскольку данные документы должны основываться на нормах действующего законодательства (не противоречить ему). В противном
--------------------------------
<32> Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в
Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения
Свердловской области N 560-п от 22.05.2012 (в ред. Приказов Минздрава Свердловской области от 18.12.2012 N 1477-п, от 21.04.2014 N 532-п). Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. URL: http://minzdrav.midural.ru/special/article/show/id/104 (дата обращения: 25.02.2018).
Автором данной монографии также предлагается примерная форма протокола заседания врачебной комиссии медицинской организации (см. Приложение N 6).
Однако каким же образом с практической точки зрения руководитель медицинской организации может организовать участие членов врачебной комиссии в разрешении конфликтов с пациентами?
Согласно пункту 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.
Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий), утверждается руководителем медицинской организации (пункт 7 рассматриваемого Приказа).
Как уже указывалось ранее, врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии; председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя
(руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий (пункты
8 и 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н).
Таким образом, внутренним приказом в учреждении здравоохранения может быть создана подкомиссия по альтернативному (досудебному) разрешению споров, возникающих по поводу причинения вреда жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг.
Этим же приказом можно утвердить положение об указанной подкомиссии, расписав ее полномочия по урегулированию подобных конфликтов, а также соответствующий порядок ее работы.
Как показывает практика, в медицинских учреждениях организация рассмотрения обращений граждан регламентируется разработанными на основе законодательных норм соответствующими порядками (положениями).
Кроме того, в некоторых медицинских организациях издаются специальные приказы об организации работы с обращениями граждан.
Целесообразно поручить создание этих локальных актов юрисконсульту медицинской организации (если таковой имеется) или внешнему юристу, поскольку данные документы должны основываться на нормах действующего законодательства (не противоречить ему). В противном
случае пациент, сведущий в юриспруденции, может обжаловать в суд положение (порядок) или решения, принятые на их основании.
"Эта работа очень важна, поскольку правильное и системное ее выполнение позволяет предупредить возникновение конфликта между медицинской организацией и пациентом
(облегчить его разрешение), избежать сложной судебной тяжбы.
32>32>31>31>30>30>29>29>28>28>27>27>26>26>25>25>24>24>23>23>
"Эта работа очень важна, поскольку правильное и системное ее выполнение позволяет предупредить возникновение конфликта между медицинской организацией и пациентом
(облегчить его разрешение), избежать сложной судебной тяжбы.
32>32>31>31>30>30>29>29>28>28>27>27>26>26>25>25>24>24>23>23>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Поэтому особое внимание следует уделить освоению членами врачебной комиссии отечественного законодательства в указанной сфере, правильному разрешению обращений и подготовке проектов юридически грамотных ответов" <33>.
--------------------------------
<33> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Медиа, 2017. С. 170.
Иногда регулирование работы с обращениями граждан, помимо федерального законодательства, осуществляется на уровне приказа, издаваемого минздравом субъекта федерации (области).
Так, Приказом министра здравоохранения Свердловской области от 16 мая 2012 года N 539-
П "Об организации работы с обращениями граждан в медицинских организациях Свердловской области" утверждены соответствующие Положение о работе с обращениями граждан в медицинских организациях Свердловской области (приложение 1) и форма ежеквартального отчета для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Свердловской области по мониторингу обращений граждан (приложение 2) <34>.
--------------------------------
<34> Об организации работы с обращениями граждан в медицинских организациях
Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ министра здравоохранения Свердловской области от 16.05.2012 N 539-П. Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. URL: http://minzdrav.midural.ru/document/list#document_list (дата обращения:
15.07.2018).
2.3. Организация личного приема граждан (пациентов)
руководством медицинской организации
Согласно части 1 статьи 13 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" личный прием граждан в государственных органах, органах местного
самоуправления (в том числе в медицинских организациях) проводится их руководителями
и уполномоченными на то лицами.
Руководству медицинской организации стоит уделить особе внимание этому аспекту работы с обращениями.
Надлежащая организация личного приема в немалой степени способствует
предотвращению возможных конфликтов пациентов с медицинскими организациями.
Помимо иных, необходимо строго соблюдать следующие положения частей 1 - 7 статьи 13
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регламентирующие
порядок личного приема:
- информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (пациентов);
- содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина;
- в случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина
(пациента) может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке
личного приема гражданина;
- в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Закономерным является вопрос о том, в какой форме должна составляться карточка
личного приема гражданина?
В некоторых министерствах по этому поводу изданы соответствующие приказы: например, в приложении к Приказу Росархива от 15.12.2016 N 146 "Об утверждении Регламента Федерального архивного агентства" <35> утвержден типовой образец карточки личного приема гражданина.
--------------------------------
<35> Об утверждении Регламента Федерального архивного агентства [Электронный ресурс]:
Приказ Росархива от 15.12.2016 N 146 (зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2017 N 45151).
За неимением лучшего (т.е. унифицированного образца карточки личного приема гражданина) данная проблема в ряде субъектов Федерации разрешается путем издания соответствующим минздравом соответствующего нормативно-правового акта.
Так, 9 апреля 2003 года издан Приказ Минздрава Московской области N 84 "О порядке работы с обращениями граждан" <36>, приложением N 2 к которому утвержден образец данного документа.
--------------------------------
<36> О порядке работы с обращениями граждан [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава
МО от 09.04.2003 N 84 (ред. от 13.10.2006).
Данная карточка включает в себя следующие графы:
- номер;
- дата;
- время записи;
- Ф.И.О. заявителя;
- информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (пациентов);
- содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина;
- в случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина
(пациента) может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке
личного приема гражданина;
- в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Закономерным является вопрос о том, в какой форме должна составляться карточка
личного приема гражданина?
В некоторых министерствах по этому поводу изданы соответствующие приказы: например, в приложении к Приказу Росархива от 15.12.2016 N 146 "Об утверждении Регламента Федерального архивного агентства" <35> утвержден типовой образец карточки личного приема гражданина.
--------------------------------
<35> Об утверждении Регламента Федерального архивного агентства [Электронный ресурс]:
Приказ Росархива от 15.12.2016 N 146 (зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2017 N 45151).
За неимением лучшего (т.е. унифицированного образца карточки личного приема гражданина) данная проблема в ряде субъектов Федерации разрешается путем издания соответствующим минздравом соответствующего нормативно-правового акта.
Так, 9 апреля 2003 года издан Приказ Минздрава Московской области N 84 "О порядке работы с обращениями граждан" <36>, приложением N 2 к которому утвержден образец данного документа.
--------------------------------
<36> О порядке работы с обращениями граждан [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава
МО от 09.04.2003 N 84 (ред. от 13.10.2006).
Данная карточка включает в себя следующие графы:
- номер;
- дата;
- время записи;
- Ф.И.О. заявителя;
- адрес;
- содержание обращения;
- принял;
- время приема;
- резолюция.
Помимо указанного, в карточку личного приема гражданина целесообразно включить графу
"паспортные данные", поскольку при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (часть 2 статьи 13 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации").
Примерный образец формы карточки личного приема гражданина в медицинской организации прилагается к данной монографии (см. Приложение N 7).
Как считают некоторые авторы, "в случае обоснованности жалобы (претензии) пациента
или его законного представителя и его согласия на досудебное урегулирование конфликта может быть вынесено следующее решение:
- о повторном оказании медицинской помощи (услуги);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших те или иные нарушения при работе с пациентом или его законным представителем;
- об отмене принятого решения, исправлении допущенных медицинской организацией опечаток и ошибок в выданных в результате оказания медицинской помощи, предоставления медицинской услуги документах;
- о возврате пациенту или его законному представителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами; а также в иных формах" <37>.
--------------------------------
<37> Кицул И.С., Пивень Д.В. Роль врачебной комиссии в досудебном урегулировании конфликтов с пациентами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://медулица.рф/expert/rol- vrachebnoy-komissii-v-dosudebnom-uregulirovanii-konfliktov-s-pacientami/
(дата обращения:
12.07.2018).
2.4. О роли анализа обращений граждан (пациентов)
для предотвращения конфликтов в здравоохранительной сфере
Как отмечено в статье 14 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации", государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Эта работа крайне важна, поскольку системный анализ поступающих в медицинскую
организацию обращений позволяет:
- более рационально организовать работу с ними;
- не допустить поступления повторных жалоб;
- разрешить возникший конфликт внутри медицинской организации (если спор не протекает в уголовно-правовой или административно-правовой плоскости) и др.
Целевой анализ поступающих обращений позволяет, помимо иного, выявить системную
группу риска, в т.ч. возрастную (социальную) категорию жалобщиков, и, соответственно, проявлять большее внимание к указанным лицам с целью предупреждения в будущем конфликтных ситуаций.
Например, один из проведенных страховыми органами анализов позволил установить, что "средний возраст обратившихся составил 50,3 года. 60% всех обратившихся составляют неработающие граждане и пенсионеры, четверть - имеют инвалидность" <38>.
--------------------------------
<38> Ходакова О.В. Анализ обращений граждан в системе обязательного медицинского страхования как инструмент урегулирования конфликтных ситуаций на досудебном этапе //
Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. N 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz- obrascheniy-grazhdan-v-sisteme-obyazatelnogo-meditsinskogo-strahovaniya-kak-instrument- uregulirovaniya-konfliktnyh-situatsiy (дата обращения: 04.01.2018).
Стоит отметить, что в некоторых российских регионах на нормативном уровне закреплена
обязанность медицинских организаций проводить мониторинг обращений граждан.
Так, согласно Приказу министра здравоохранения Свердловской области от 16.05.2012 N
539-П "Об организации работы с обращениями граждан в медицинских организациях
Свердловской области" <39> руководителям подведомственных Министерству здравоохранения
Свердловской области медицинских организаций предписано ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обеспечить заполнение на портале "Региональная информационная система здравоохранения Свердловской области. Мониторинг деятельности медицинских учреждений" таблицы "Мониторинг обращений граждан".
--------------------------------
<39> Об организации работы с обращениями граждан в медицинских организациях
Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ министра здравоохранения Свердловской области от 16.05.2012 N 539-П. Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. URL: http://minzdrav.midural.ru/document/list#document_list (дата обращения:
15.07.2018).
2.5. Особенности разрешения обращений граждан (пациентов)
о получении отражающих состояние их здоровья
медицинских документов (их копий) или выписок из них
Руководителю медицинской организации следует уделить особое внимание порядку
разрешения обращений пациентов о получении отражающих состояние их здоровья