ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дня начала коллективного трудового спора устанавливает день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщения работодателем (его представителем) своего решения.
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. В соответствии с ч. 8 ст. 401 Трудового кодекса РФ, работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: 1. рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; 2. рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; 3. рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
В соответствии с ч. 6 ст. 402 Трудового кодекса РФ, коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией заканчивается одним из двух вариантов:
1) стороны пришли к согласию относительно решения спора. В этом случае примирительная комиссия принимает соответствующее решение по соглашению сторон, которое оформляется протоколом. Оно имеет обязательную силу для сторон и исполняется в порядке и сроки, установленные решением примирительной комиссии;
2) стороны не достигли согласия в примирительной комиссии. В этом случае составляется протокол разногласий, а стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника в срок не позднее следующего рабочего дня.
Далее коллективный трудовой спор переходит в следующую стадию: рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. На этой стадии также возможны два варианта:
1) стороны согласны рассматривать трудовой спор с участием посредника. В этом случае стороны обязаны в течение двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже;
2) одна из сторон или обе стороны не согласны рассматривать коллективный трудовой спор с участием посредника. В этом случае составляется протокол об отказе от данной примирительной процедуры, и стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.
Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
Результатом рассмотрения спора с участием посредника может быть: 1) согласованное решение представителей сторон и посредника, которое оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным; 2) составление протокола разногласий, если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе. Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником. В этом случае стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в срок не позднее следующего рабочего дня.
В случае, если работодатель (представитель работодателей) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения спора, или не исполняет решение трудового арбитража, то работники (их представители) имеют право приступить к организации забастовки.
Не допускается проведение забастовок в следующих случаях:
— в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; — в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; — в правоохранительных органах; — в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; — на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; — в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Проведение забастовок в приведенных ситуациях является незаконным, также признается незаконной забастовка, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников по предложению представительного органа, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Тема 22. Понятие и значение международно – правового регулирования труда. Источники и принципы международного правового регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда - комплекс мер по упорядочению трудовых отношений, осуществляемых на межгосударственном уровне. Правовой основой для применения международных нормативных документов является ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Существуют три уровня межгосударственного взаимодействия, на которых осуществляется регулирование трудовых отношений: общемировой, региональный, двусторонний.
На общемировом уровне нормативные документы принимаются международными организациями — Организацией Объединенных Наций (ООН) и Международной организацией труда (МОТ). Региональный уровень представлен объединениями государств по какому-либо признаку, чаще всего экономическому или территориальному, например Европейский союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), принимающими обязательные для стран — членов объединения документы. Двустороннее взаимодействие представляет собой заключение международного договора двумя государствами, регулирующими отношения в сфере труда с участием граждан — работников и предпринимателей — работодателей этих стран.
К источникам международно-правового регулирования труда, принятым ООН, относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба документа приняты-16.12.1966г.).
Международная организация труда (МОТ) — международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН. Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Отличительной особенностью МОТ является трипатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.
В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда: — труд не является товаром; — свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; — нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; — все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели: 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда. 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов. 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех. 4. Укрепление трипартизма и социального диалога. Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач: 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства. 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением. 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами. 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий.
1 Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (абзац 2 п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения в РФ).
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. В соответствии с ч. 8 ст. 401 Трудового кодекса РФ, работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: 1. рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; 2. рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; 3. рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
В соответствии с ч. 6 ст. 402 Трудового кодекса РФ, коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией заканчивается одним из двух вариантов:
1) стороны пришли к согласию относительно решения спора. В этом случае примирительная комиссия принимает соответствующее решение по соглашению сторон, которое оформляется протоколом. Оно имеет обязательную силу для сторон и исполняется в порядке и сроки, установленные решением примирительной комиссии;
2) стороны не достигли согласия в примирительной комиссии. В этом случае составляется протокол разногласий, а стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника в срок не позднее следующего рабочего дня.
Далее коллективный трудовой спор переходит в следующую стадию: рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. На этой стадии также возможны два варианта:
1) стороны согласны рассматривать трудовой спор с участием посредника. В этом случае стороны обязаны в течение двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже;
2) одна из сторон или обе стороны не согласны рассматривать коллективный трудовой спор с участием посредника. В этом случае составляется протокол об отказе от данной примирительной процедуры, и стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.
Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
Результатом рассмотрения спора с участием посредника может быть: 1) согласованное решение представителей сторон и посредника, которое оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным; 2) составление протокола разногласий, если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе. Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником. В этом случае стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в срок не позднее следующего рабочего дня.
В случае, если работодатель (представитель работодателей) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения спора, или не исполняет решение трудового арбитража, то работники (их представители) имеют право приступить к организации забастовки.
Не допускается проведение забастовок в следующих случаях:
— в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; — в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; — в правоохранительных органах; — в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; — на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; — в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Проведение забастовок в приведенных ситуациях является незаконным, также признается незаконной забастовка, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников по предложению представительного органа, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Тема 22. Понятие и значение международно – правового регулирования труда. Источники и принципы международного правового регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда - комплекс мер по упорядочению трудовых отношений, осуществляемых на межгосударственном уровне. Правовой основой для применения международных нормативных документов является ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Существуют три уровня межгосударственного взаимодействия, на которых осуществляется регулирование трудовых отношений: общемировой, региональный, двусторонний.
На общемировом уровне нормативные документы принимаются международными организациями — Организацией Объединенных Наций (ООН) и Международной организацией труда (МОТ). Региональный уровень представлен объединениями государств по какому-либо признаку, чаще всего экономическому или территориальному, например Европейский союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), принимающими обязательные для стран — членов объединения документы. Двустороннее взаимодействие представляет собой заключение международного договора двумя государствами, регулирующими отношения в сфере труда с участием граждан — работников и предпринимателей — работодателей этих стран.
К источникам международно-правового регулирования труда, принятым ООН, относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба документа приняты-16.12.1966г.).
Международная организация труда (МОТ) — международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН. Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Отличительной особенностью МОТ является трипатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.
В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда: — труд не является товаром; — свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; — нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; — все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели: 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда. 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов. 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех. 4. Укрепление трипартизма и социального диалога. Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач: 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства. 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением. 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами. 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий.
1 Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (абзац 2 п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения в РФ).