ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социальному обеспечению приходят на смену трудовым, иногда они сопутствуют трудовым, а иногда они так и не связаны с ними. Важно то, что в первом из этих случаев юридическим фактом является трудовой стаж, который, кстати, является исходной категорией для подотраслей и институтов права социального обеспечения (нормы, связанные с назначением пенсий, пособий).
Тема 2. Принципы и источники ТП
Источники трудового права - это различные нормативно-правовые акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Источники российского трудового права можно классифицировать по следующим основаниям: - по юридической силе - законы, подзаконные акты; - по месту в системе трудового права - относящиеся ко всей отрасли, Общей или Особенной частям, отдельным институтам; - по географии и масштабам действия - общефедеральные; региональные (субъектов РФ); муниципальные; межотраслевые, отраслевые; локальные.
Важнейшими источниками трудового права являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. Кроме того, Трудовой кодекс РФ в числе источников трудового права особо выделяет локальные нормативные акты (акты, принимаемые конкретными работодателями) и нормативные договоры (документы, принимаемые в результате коллективных переговоров в рамках социального партнерства).
Помимо этого трудовые отношения регулируются: 1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из: - Трудового кодекса РФ; - иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. 2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: - указами Президента Российской Федерации; - постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты отличаются следующими основными особенностями: 1. принимаются самостоятельно работодателем (кроме случаев, когда Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями установлена необходимость учета мнения представительного органа работников); 2. их действие распространяется на работников работодателя, принявшего соответствующий локальный нормативный акт.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права: 1. должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) – в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 Трудового кодекса РФ); 2. должен принимать данные акты по согласованию с представительным органом работников – только в случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями (ч. 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ). Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
К локальным нормативным актам относятся, например: f правила внутреннего трудового распорядка; f должностные инструкции; f инструкции по охране труда; f штатное расписание; f графики сменности; локальные нормативные акты об оплате труда (положение об оплате труда и т.п.); f локальные акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании, о материальной помощи и т.п.).
Принципы трудового права - основные положения, определяющие сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права). В науке трудового права есть и другие определения. Под принципами трудового права, следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией труда.
Принципы трудового права, выражающие сущность отрасли, играют следующую роль: 1. определяют сущность трудового права; 2. являются основой построения отрасли трудового права; 3. могут выступать в качестве особого регулятора общественных отношений в случае пробелов в законодательстве; 4. обеспечивают единство, взаимосвязь и согласованность правовых норм отрасли трудового права.
Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: 1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. На первом месте приведен принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Свобода труда несовместима с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными Конституцией РФ (ч. 1 ст. 19, ст. 37) и трудовым законодательством РФ. Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор, и принципом определенности трудовой функции (ст. 60 ТК РФ).
2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; Принцип запрещения дискриминации раскрывается в ст. 3 ТК РФ. Он означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства, не допускающего каких-либо ограничений или предпочтений по обстоятельствам, рассматриваемым как дискриминация по признаку пола, языка, национальности и др. (ст. 19 Конституции РФ) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.). Принцип запрещения принудительного труда в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и Конвенциями МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) устанавливается в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд - это выполнение работы, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), от которой он может отказаться, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 142 ТК РФ) либо при возникновении непосредственной угрозы вследствие нарушений требований охраны труда (ч. 5, 6 ст. 220 ТК РФ). Принудительным трудом не считается работа, выполняемая в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу, как отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 - 30 УПК РФ) или исправительных работ (ст. 50 УПК РФ), отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УПК РФ). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УПК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. При этом исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства.
3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Указанный принцип лежит в основе Закона о занятости, иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест или организацию общественных работ и др. В этом Законе предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5. равенство прав и возможностей работников;
6. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
7. обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
8. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
9. обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
10. сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
11. социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
12. обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля их соблюдения;
14. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
16. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
17. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
18. обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19. обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Тема 2. Принципы и источники ТП
Источники трудового права - это различные нормативно-правовые акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Источники российского трудового права можно классифицировать по следующим основаниям: - по юридической силе - законы, подзаконные акты; - по месту в системе трудового права - относящиеся ко всей отрасли, Общей или Особенной частям, отдельным институтам; - по географии и масштабам действия - общефедеральные; региональные (субъектов РФ); муниципальные; межотраслевые, отраслевые; локальные.
Важнейшими источниками трудового права являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. Кроме того, Трудовой кодекс РФ в числе источников трудового права особо выделяет локальные нормативные акты (акты, принимаемые конкретными работодателями) и нормативные договоры (документы, принимаемые в результате коллективных переговоров в рамках социального партнерства).
Помимо этого трудовые отношения регулируются: 1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из: - Трудового кодекса РФ; - иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. 2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: - указами Президента Российской Федерации; - постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты отличаются следующими основными особенностями: 1. принимаются самостоятельно работодателем (кроме случаев, когда Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями установлена необходимость учета мнения представительного органа работников); 2. их действие распространяется на работников работодателя, принявшего соответствующий локальный нормативный акт.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права: 1. должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) – в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 Трудового кодекса РФ); 2. должен принимать данные акты по согласованию с представительным органом работников – только в случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями (ч. 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ). Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
К локальным нормативным актам относятся, например: f правила внутреннего трудового распорядка; f должностные инструкции; f инструкции по охране труда; f штатное расписание; f графики сменности; локальные нормативные акты об оплате труда (положение об оплате труда и т.п.); f локальные акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании, о материальной помощи и т.п.).
Принципы трудового права - основные положения, определяющие сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права). В науке трудового права есть и другие определения. Под принципами трудового права, следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией труда.
Принципы трудового права, выражающие сущность отрасли, играют следующую роль: 1. определяют сущность трудового права; 2. являются основой построения отрасли трудового права; 3. могут выступать в качестве особого регулятора общественных отношений в случае пробелов в законодательстве; 4. обеспечивают единство, взаимосвязь и согласованность правовых норм отрасли трудового права.
Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: 1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. На первом месте приведен принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Свобода труда несовместима с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными Конституцией РФ (ч. 1 ст. 19, ст. 37) и трудовым законодательством РФ. Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор, и принципом определенности трудовой функции (ст. 60 ТК РФ).
2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; Принцип запрещения дискриминации раскрывается в ст. 3 ТК РФ. Он означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства, не допускающего каких-либо ограничений или предпочтений по обстоятельствам, рассматриваемым как дискриминация по признаку пола, языка, национальности и др. (ст. 19 Конституции РФ) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.). Принцип запрещения принудительного труда в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и Конвенциями МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) устанавливается в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд - это выполнение работы, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), от которой он может отказаться, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 142 ТК РФ) либо при возникновении непосредственной угрозы вследствие нарушений требований охраны труда (ч. 5, 6 ст. 220 ТК РФ). Принудительным трудом не считается работа, выполняемая в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу, как отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 - 30 УПК РФ) или исправительных работ (ст. 50 УПК РФ), отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УПК РФ). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УПК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. При этом исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства.
3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Указанный принцип лежит в основе Закона о занятости, иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест или организацию общественных работ и др. В этом Законе предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5. равенство прав и возможностей работников;
6. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
7. обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
8. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
9. обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
10. сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
11. социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
12. обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля их соблюдения;
14. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
16. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
17. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
18. обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19. обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.