ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 327
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 19. Понятие и формы защиты трудовых прав работников
Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия «защита трудовых прав и свобод работника», в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в науке: защита трудовых прав работника - совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 352 Трудового кодекса РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ч. 2 ст. 352 Трудового кодекса РФ способами защиты трудовых прав и свобод являются: 1. самозащита работниками трудовых прав; 2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; 3. государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4. судебная защита.
Институт самозащиты - осуществление защиты нарушенного права самостоятельно лицом, право которого нарушено без участия судебных или иных инстанций.
К случаям самозащиты работника можно отнести:
отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;
приостановление работы в случае невыплаты заработной платы;
отказ от ухода в отпуск при несвоевременной оплате отпуска;
отказ от незаконного перевода на другую работу;
самостоятельная реализация права на отдых, если предоставление времени отдыха не зависит от усмотрения представителей работодателя;
отказ от выполнения незаконных распоряжений работодателя;
отказ от направления в командировку (в некоторых случаях);
отказ от незаконного привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
отказ от досрочного выхода из отпуска;
прекращение работы по истечении двухнедельного срока предупреждения при увольнении по инициативе работника.
О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т. е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод. Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами осуществляется в формах: 1. представление интересов работников в рамках социального партнерства; 2. контроль соблюдения работодателями трудового законодательства, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений; 3. учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в частности: f при принятии работодателем локальных нормативных актов; f при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Деятельность профсоюзов в настоящее время не такая эффективная, как ранее, но все же она есть и ее популярность определяется двумя факторами: профсоюзы состоят из таких же обычных работников (интересы которых они сами защищают); «близостью» к работникам (нахождение профсоюза непосредственно на предприятии).
В случаях, предусмотренных законом, работодатель обязан принимать кадровые решения с учетом мнения или мотивированного мнения профсоюза. К таким случаям относятся: — введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможно массовое увольнение работников (ч. 5 ст. 74 ТК РФ); — принятие локального нормативного акта, регламентирующего порядок проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ); — привлечение работника к сверхурочной работе во всех случаях, за исключением предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 99 ТК РФ (ч. 4 ст. 99 ТК РФ); — принятие локального нормативного акта, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ); — составление графиков сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).
Также профсоюзам отведена определенная роль при принятии работодателем решения об увольнении по некоторым основаниям работников, являющихся членами профсоюза. Так, если работодатель имеет намерение уволить работника, являющего членом профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 (сокращение численности или штата работников), 3 (несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то он обязан учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учета мотивированного мнения предусмотрен ст. 373 ТК РФ.
Кроме того, при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ). Инспекция труда является специализированным государственным органом, созданным исключительно в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В настоящее время федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и государственных инспекций труда в субъектах РФ.
Предметом государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Формами такого надзора являются:
— проведение плановых и внеплановых проверок;
— выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
— составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда;
— подготовка материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Для проведения надзора за соблюдением трудового законодательства инспекторам труда предоставлено значительное количество прав: 1. беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; 2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; 3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; 4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 6. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; 7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; 8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям; 9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности; 10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель вправе принести протест на противоречащий закону правовой акт или внести представление об устранении нарушений закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме.
В случае если по мнению прокурора в действиях (бездействии) лица имеется состав административного правонарушения (по 5 Главе), прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ.
Тема 20, 21. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Согласно ст. 393 ТК РФ индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Следовательно, юридическое значение разногласия между сторонами приобретут только тогда, когда о них будет заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, т. е. подано соответствующее заявление. Все остальные конфликты сторон по тем же вопросам индивидуальным трудовым спором не признаются, а соответственно, и не могут повлечь за собой каких-либо правовых последствий.
Классификация трудовых споров возможна по различным основаниям:
1) по характеру спора: — о применении трудового законодательства, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (споры о праве);
— об установлении или изменении условий труда (споры об интересах);
— о дискриминации в сфере труда;
— об отказе в приеме на работу;
Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия «защита трудовых прав и свобод работника», в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в науке: защита трудовых прав работника - совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 352 Трудового кодекса РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ч. 2 ст. 352 Трудового кодекса РФ способами защиты трудовых прав и свобод являются: 1. самозащита работниками трудовых прав; 2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; 3. государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4. судебная защита.
Институт самозащиты - осуществление защиты нарушенного права самостоятельно лицом, право которого нарушено без участия судебных или иных инстанций.
К случаям самозащиты работника можно отнести:
отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;
приостановление работы в случае невыплаты заработной платы;
отказ от ухода в отпуск при несвоевременной оплате отпуска;
отказ от незаконного перевода на другую работу;
самостоятельная реализация права на отдых, если предоставление времени отдыха не зависит от усмотрения представителей работодателя;
отказ от выполнения незаконных распоряжений работодателя;
отказ от направления в командировку (в некоторых случаях);
отказ от незаконного привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
отказ от досрочного выхода из отпуска;
прекращение работы по истечении двухнедельного срока предупреждения при увольнении по инициативе работника.
О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т. е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод. Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами осуществляется в формах: 1. представление интересов работников в рамках социального партнерства; 2. контроль соблюдения работодателями трудового законодательства, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений; 3. учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в частности: f при принятии работодателем локальных нормативных актов; f при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Деятельность профсоюзов в настоящее время не такая эффективная, как ранее, но все же она есть и ее популярность определяется двумя факторами: профсоюзы состоят из таких же обычных работников (интересы которых они сами защищают); «близостью» к работникам (нахождение профсоюза непосредственно на предприятии).
В случаях, предусмотренных законом, работодатель обязан принимать кадровые решения с учетом мнения или мотивированного мнения профсоюза. К таким случаям относятся: — введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможно массовое увольнение работников (ч. 5 ст. 74 ТК РФ); — принятие локального нормативного акта, регламентирующего порядок проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ); — привлечение работника к сверхурочной работе во всех случаях, за исключением предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 99 ТК РФ (ч. 4 ст. 99 ТК РФ); — принятие локального нормативного акта, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ); — составление графиков сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).
Также профсоюзам отведена определенная роль при принятии работодателем решения об увольнении по некоторым основаниям работников, являющихся членами профсоюза. Так, если работодатель имеет намерение уволить работника, являющего членом профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 (сокращение численности или штата работников), 3 (несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то он обязан учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учета мотивированного мнения предусмотрен ст. 373 ТК РФ.
Кроме того, при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ). Инспекция труда является специализированным государственным органом, созданным исключительно в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В настоящее время федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и государственных инспекций труда в субъектах РФ.
Предметом государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Формами такого надзора являются:
— проведение плановых и внеплановых проверок;
— выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
— составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда;
— подготовка материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Для проведения надзора за соблюдением трудового законодательства инспекторам труда предоставлено значительное количество прав: 1. беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; 2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; 3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; 4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 6. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; 7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; 8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям; 9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности; 10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель вправе принести протест на противоречащий закону правовой акт или внести представление об устранении нарушений закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме.
В случае если по мнению прокурора в действиях (бездействии) лица имеется состав административного правонарушения (по 5 Главе), прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ.
Тема 20, 21. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Согласно ст. 393 ТК РФ индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Следовательно, юридическое значение разногласия между сторонами приобретут только тогда, когда о них будет заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, т. е. подано соответствующее заявление. Все остальные конфликты сторон по тем же вопросам индивидуальным трудовым спором не признаются, а соответственно, и не могут повлечь за собой каких-либо правовых последствий.
Классификация трудовых споров возможна по различным основаниям:
1) по характеру спора: — о применении трудового законодательства, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (споры о праве);
— об установлении или изменении условий труда (споры об интересах);
— о дискриминации в сфере труда;
— об отказе в приеме на работу;
-
по субъектному составу спора: Работодатель: - спор с работником; - с лицом, ранее состоявшим с работодателем в трудовых отношениях; - с лицом, изъявившем желание заключить трудовой договор с работодателем. -
по порядку рассмотрения спора: — споры, по которым предусмотрен предварительный, досудебный порядок их рассмотрения; — споры, рассматриваемые непосредственно в суде.