Файл: Руководство по дизайну образовательного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководство по дизайну
образовательного
пространства
2021
федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Разработано для участников мероприятия по поддержке образования обучающихся с ОВЗ федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Данное руководство разработано в помощь администрации и педагогическим работникам школ — участников мероприятия по поддержке образования обучающихся с ОВЗ для органи- зации учебного пространства, подбора мебели, оборудования и материалов отделки поме- щений. В руководстве предложены решения, которые позволяют переосмыслить подходы к дизайну помещений школы в соответствии с современными требованиями и с учетом кон- цепции обучающего пространства.
При дизайне помещения необходимо учиты- вать действующие санитарно–эпидемиологиче- ские требования.
Для чего нужно это руководство?

ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Руководство состоит из следующих разделов:
Первый раздел «01 ЗОНИРОВАНИЕ» — осново- полагающий, с него необходимо начинать при планировании ремонта и закупке мебели. В дан- ном разделе рассмотрены идеи общей плани- ровки помещения, оформления стен и подбора мебели. Раздел поможет определиться с общей
01 ЗОНИРОВАНИЕ
02 МАТЕРИАЛЫ
03 ОСНАЩЕНИЕ
04 НАВИГАЦИЯ
Как пользоваться руководством?
концепцией дизайна помещения, после него следует переходить к подбору материалов, ме- бели, оснащения.
В этом помогут разделы «02 МАТЕРИАЛЫ» и «03 ОСНАЩЕНИЕ». Если в учреждении не пред- полагается серьезный ремонт, то можно вос- пользоваться отдельными рекомендациями по благоустройству помещений. Даже такие небольшие шаги, как изменение цвета стен или организация зоны отдыха, могут значительно улучшить интерьер.
Раздел «04 НАВИГАЦИЯ» дает рекомендации и идеи по созданию навигационной системы для школы, поддержанию порядка в помещении с помощью специальных обозначений.

ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства нарушения зрения интересная идея важно учесть ценный комментарий тяжелые нарушения речи (ТНР)
нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
задержка психического развития (ЗПР)
расстройства аутистического спектра (РАС)
нарушения слуха умственная отсталость
(нарушение интеллекта)
В руководстве используется ряд условных обо- значений, помогающих быстрее ориентировать- ся в тексте. Знаки с обозначением нозологиче- ской группы привлекают внимание к особым рекомендациям, относящимся к соответствую- щей категории обучающихся с ОВЗ.



Условные обозначения


ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Содержание
01 ЗОНИРОВАНИЕ
Учебные кабинеты
Общая информация ....................................................................2
Начальные классы .......................................................................5
Старшие классы ............................................................................6
Кабинет коррекционно-развивающих занятий ....................8
Мастерские
Общая информация ..................................................................12
Робототехника ............................................................................15
Кулинарная студия .....................................................................17
Кулинарная студия совместно с кабинетом СБО ................19
Студия керамики ........................................................................20
Сити-фермерство / агропромышленный профиль ............22
Студия дизайна ...........................................................................25
Фото- и видеостудия / студия анимации ...............................27
Помещения общего пользования
Рекреация ....................................................................................30
Библиотека ..................................................................................34
02 МАТЕРИАЛЫ
Стены ............................................................................................40
Полы .............................................................................................46
Потолок ........................................................................................50
Освещение ..................................................................................53
Двери ............................................................................................54
Плинтус ........................................................................................56
03 ОСНАЩЕНИЕ
Мебель .........................................................................................58
Санитарная зона ........................................................................73
Шторы ..........................................................................................74
Аксессуары для хранения .........................................................76
Коммуникационное оснащение .............................................78
Растения .......................................................................................81
Наглядные пособия ...................................................................82
04 НАВИГАЦИЯ
Общие рекомендации ..............................................................85
Примеры ......................................................................................88
Цвет как навигация ...................................................................90
Навигация в помещении .........................................................92

ЗОНИРОВАНИЕ
01

2
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Аудитория начальных классов
Начальные классы обучаются по принципу класс- но-кабинетной системы. Основные занятия про- ходят в одном кабинете, поэтому особенно важно уделить внимание организации удобных систем хранения для методического материала и личных вещей учеников, которые, как правило, хранятся в классе. Системы хранения для методического материала желательно делать преимущественно закрытые (не следует использовать застекленные витринные шкафы). На открытых стеллажах сле- дует размещать только постоянно используемый демонстрационный материал. Не нужно выстав- лять все на стеллажах — в такой аудитории пре- подавателю сложно наводить порядок, а также это неизбежно приводит к неаккуратному виду и визуальному шуму в классе. Огромное много- образие вещей отвлекает учеников и мешает сосредоточиться на предмете.
Аудитория старших классов
Старшеклассники занимаются по принципу ка- бинетной системы, поэтому в аудиториях чаще всего размещены только методические матери- алы предмета изучения. Здесь можно исполь- зовать больше открытых стеллажей, особенно если есть интересный наглядный материал.
Современные тенденции также предполагают организацию зон отдыха и нестандартных за- нятий для старшеклассников, особенно если в школе нет подходящих для этого рекреаций и специальных аудиторий. Это может быть зона с пуфами и большим общим столом.
Учебные кабинеты. Общая информация
Для детей с РАС рекоменду- ется планировать основной учебный кабинет с дополни- тельной комнатой. При рас- стройствах настроения у уче- ника тьютор сможет отвести его в отдельную комнату для нормализации состояния.
Также в ней могут быть орга- низованы индивидуальные занятия.


3
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
1
Трансформируемые
зоны
Использовать мобильную мебель, чтобы легко трансформировать пространство под разные виды деятельности.
2
Зоны
отдыха
Организовать зоны отдыха, где можно про- водить занятия в неформальной обстановке, например, с использованием мягкой мебели.
Это касается не только младших, но и старших классов, особенно если в школе мало зон отдыха в рекреациях и коридорах.
Каждый подход к обучению индивидуален, и об- становка в классах в первую очередь должна быть организована самими учениками и учите- лем так, как им комфортно. Но можно выделить несколько основных принципов зонирования аудиторий, которые соответствуют современным подходам к обучению.
3
Коммуникация
на стенах
Организовать как можно больше маркерных, грифельных или пробковых поверхностей, где можно прикрепить свои рисунки, зарисовать идеи, написать сообщения.
4
Эргономичные
системы хранения
Продумать удобные и желательно мобильные системы хранения. Не устраивать выставки всего методического материала, дидактических пособий на стеллажах. Это приводит к визуаль- ному шуму, скоплению пыли, атмосфере беспо- рядка. Можно вынести на открытые зоны только самый необходимый и интересный материал.
Учебные кабинеты. Общие принципы благоустройства

4
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Учебные кабинеты. Альтернативные варианты расстановки
школьных парт
Не следует ограничиваться фронтальной рас- становкой парт. Для разных форматов занятий и нозологических групп учеников подойдут аль- тернативные расстановки парт. Ниже некоторые примеры вариантов расстановки.

Согласно современным тен- денциям образования формат с линейным потоком инфор- мации сменяется живым пространством обучения с различными схемами расста- новки учебных столов.

5
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Магнитно-маркерная доска для оформления классного уголка
Магнитно-грифельная поверхность в зоне отдыха
Белая магнитно-маркерная поверхность служит учебной доской, полотном для проектора и выставкой методического материала
Передвижные парты для быстрой трансформации учебной зоны
Учебные кабинеты. Начальные классы
Системы хранения методических материалов преимущественно должны быть закрытыми, чтобы в классе не было атмосферы беспорядка и вещи не отвлекали учеников от занятий
Для детей с НОДА зона отды- ха должна быть оснащена диванами и креслами с воз- можностью жесткого упора.
Например, с высокими подло- котниками.

Данная картинка является об- щей концепцией с идеями для вдохновения. Представленное оборудование и комплекта- ция могут отличаться от ва- ших. Следует адаптировать планировку под свою ситуа- цию, учитывая общие принци- пы благоустройства.


6
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
В учебных кабинетах старших классов также следует органи- зовывать зоны отдыха
Магнитно-маркерная доска для крепления методического материала
Учебные кабинеты. Старшие классы

Белая магнитно-маркерная поверх- ность служит учебной доской, полотном для проектора и выставкой методиче- ского материала
Для детей с НОДА зона отды- ха должна быть оснащена диванами и креслами с воз- можностью жесткого упора.
Например, с высокими подло- котниками.

Данная картинка является об- щей концепцией с идеями для вдохновения. Представленное оборудование и комплекта- ция могут отличаться от ва- ших. Следует адаптировать планировку под свою ситуа- цию, учитывая общие принци- пы благоустройства.

7
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Учебные кабинеты. Примеры

8
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Кабинет предназначен для коррекционно-раз- вивающих занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом
(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопеда- гог). Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. В идеальной ситуа- ции коррекционный педагог для своей деятель- ности задействует целую функциональную зону, разделенную на три кабинета.
1. Рабочий кабинет специалиста
Предназначен для ведения профессиональной документации, хранения дидактического матери- ала и консультирования педагогов и родителей.
2. Учебный кабинет
Учебный кабинет для групповых занятий разно- го формата: за партами, в зоне отдыха, с вклю- чением двигательной активности. Кабинет оснащается зоной для индивидуальной работы со специализированным оборудованием.
3. Сенсорная комната
В сенсорной комнате располагается оборудова- ние, стимулирующее различные органы чувств человека с помощью света, звуков, тактильных ощущений и ароматов.
Кабинет коррекционно-развивающих занятий
При наличии возможности разместить зону кор- рекционного педагога в нескольких помещени- ях их рекомендуется объединить в единое про- странство, разделив дверьми или раздвижными перегородками, и сделать индивидуальные вы- ходы в коридор. Зоны не имеют строгой привяз- ки к деятельности. Все задачи могут вариативно реализовываться на базе любой зоны.
В зоне коррекционных занятий достаточно мно- го оборудования, как правило, оно разных цве- тов, форм и размеров. Не следует превращать помещение в выставку всего имеющегося обо- рудования. Это неудобно и создает визуальный шум. Самое необходимое оборудование можно крепить на стены (перфорированные доски, так- тильные панели) и ставить на стеллажи, осталь- ное хранить в удобных системах хранения с бы- стрым доступом и маркировками.


9
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Магнитно-маркерное покрытие для крепления методического материала, рисования. Здесь удобно проводить индивидуальные занятия и коррекционную работу
Удобная мебель для консультаций создаст комфортную обстановку
1 2
3
Пуфы в зоне для активных занятий —
наиболее простое и удачное решение для отдыха и уроков в нестандартной обстановке
Кабинет коррекционно-развивающих занятий
Передвижные парты для быстрой трансформации учебной зоны в зависимости от задачи занятия
Наименование помещений
1. Рабочий кабинет специалиста
2. Учебный кабинет
3. Сенсорная комната

Данная картинка является об- щей концепцией с идеями для вдохновения. Представленное оборудование и комплекта- ция могут отличаться от ва- ших. Следует адаптировать планировку под свою ситуа- цию, учитывая общие принци- пы благоустройства.

10
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Кабинет коррекционно-развивающих занятий
Даже в небольшом помещении следует предусмотреть диван, кресло или хотя бы небольшой пуф
В маленьких помещениях рекоменду- ется использовать компактные мойки
Столы для специального дидактического оборудования

Данная картинка является об- щей концепцией с идеями для вдохновения. Представленное оборудование и комплекта- ция могут отличаться от ва- ших. Следует адаптировать планировку под свою ситуа- цию, учитывая общие принци- пы благоустройства.

11
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Кабинет коррекционно-развивающих занятий. Примеры

12
01 ЗОНИРОВАНИЕ
 вернуться к содержанию
ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
Основной целью образования обучающихся с ОВЗ является получение ими не просто про- фессионально ориентированного образования, а подготовки, необходимой для дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустрой- ства. Поэтому одним из важнейших направлений работы по оснащению коррекционных школ является благоустройство мастерских. Мастер- ская
— это не просто учебный кабинет, а место соприкосновения детей с возможно будущей профессией. Оснащаться такие кабинеты должны специализированной профессиональной мебе- лью, современными инженерными системами.
Хорошо с помощью дизайна добавить соответ- ствующей профессии атмосферы. Источником вдохновения могут послужить современные сту- дии кулинарии, керамики, видеомонтажа и т. д.
В руководстве представлены мастерские по ос- новным направлениям обучения. Мастерские, не представленные в руководстве, комплектуют- ся по общим принципам благоустройства. Для некоторых мастерских используется слово «сту- дия». Это допустимо.
Мастерские. Общая информация