Файл: Е. И. Вялкова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выводу, что модель современного конкурентоспособного специалиста должна включать в себя качества личности и определенный набор компетенций.
Для того, чтобы оценить потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста необходимо, прежде всего, определить составляющие модели конкурентоспособного специалиста. Для этого мы провели исследование среди работодателей на предмет определения компетенций, которые должны быть в модели конкурентоспособного специалиста. Исходный набор компетенций для оценки работодателями, был определен исследованиями, приведенными ниже.
В исследованиях доцента кафедры организации работы с молодежью
ИФКСиМП УрФУ Е.В. Осипчуковой проанализированы ФГОС по 73 направлениям подготовки реализуемых в УрФУ [62]. По итогам которого, определены 28 общекультурных компетенций повторяющиеся в большинстве стандартов образования, 16 из них включили в дальнейшие исследование:
1.
Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2.
Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.

42 3.
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
4.
Способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
5.
Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
6.
Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
7.
Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.
8.
Готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации, ответственному участию в жизни страны
9.
Уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям.
10.
Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
11.
Обладает способностью использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
12.
Способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления.
13.
Владеет технологией проведения основных видов делового общения.
14.
Имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.
15.
Умеет ориентироваться в современной культурной среде.


43 16.
Осознает меру своей ответственности, свои функции как участник политического процесса.
В исследованиях А.М. Кагиева «Роль студенческого самоуправления в формировании организационно-управленческих компетенций»
[63] проанализированы ФГОС 3-го поколения и выделены 7 наиболее часто повторяющихся в стандартах организационно-управленческих компетенций, которые также вошли в дальнейшие исследование:
1.
Умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи.
2.
Умеет работать в команде.
3.
Умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели.
4.
Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.
5.
Умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях.
6.
Способен находить организационно - управленческие решения и готовность нести за них ответственность.
7.
Использует нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности.
Подводя итог параграфа отметим, что на основе уточненной модели конкурентоспособного специалиста становиться возможным проведение исследований по оценке уровня конкурентоспособности, результаты которых позволят оценить потенциал движения студенческих отрядов. Важно отметить, что приведенные выше компетенции, не вошедшие в модель, предусмотрены
ФГОС и требуют их формирования.

44 1.4. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ОПЫТЕ
ВУЗОВ И ССУЗОВ
Как было показано в параграфе 1.2, движение студенческих отрядов развивалось постепенно и почти полностью было разрушено в период распада
СССР, но не смотря на трудности движение вновь обретает силу. На сегодняшний день движение студенческих отрядов Российской федерации характеризуется многообразием направлений деятельности.
Прежде чем подробно рассмотреть различные направления, отметим, что деятельность движения студенческих отрядов целесообразно классифицировать на группы, соответствующие разным уровням управления
(вузовскому/ссузовскому, региональному, окружному, федеральному).
1.
Вуззовский/ссузовский уровень включает в себя студенческие отряды отдельных учебных заведений. Чаще всего такой орган самоуправления называется «Штаб студенческих отрядов» учебного заведения. В большинстве своем эти объединения являются подразделениями региональной организации студенческих отрядов, хотя встречаются и другие формы, например, структурное подразделение ВУЗа или направление в деятельности профсоюзной организации. Создаются и функционируют вузовские «Штабы» при поддержке администрации учебных заведений для решения воспитательных, учебных задач и трудоустройства студентов.
«Именно на этом уровне силами самих студентов и по их инициативе должен проводиться основной объем воспитательной работы, на них должны быть сосредоточены основные ресурсы – кадровые, финансовые и пр.» [2, c.
76].
2.
Региональный уровень (субъект РФ) включает Штабы студенческих отрядов отдельных учебных заведений, а так же специализированные штабы по направлениям деятельности (строительный, проводниковый и т.д.). Чаще всего называется «Областной Штаб СО» или «Краевой Штаб СО».


45
По организационно правовой форме это общественные организации, государственные бюджетные учреждения. На региональном уровне происходит соединение студентов ВУЗов с их летним трудоустройством, а так же реализуются мероприятия и проекты регионального уровня.
3.
Окружной уровень (федеральный округ) – включает в себя региональные представительства студенческих отрядов данного округа. Штабы студенческих отрядов федеральных округов не являются отдельной частью организации (включают субъекты имеющие студенческие отряды) были созданы по аналогии с федеральными округами РФ (Указ президента России
В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года) для более эффективного взаимодействия с органами власти окружного уровня по вопросам развития и поддержки движения студенческих отрядов.
На данном уровне идет взаимодействие региональных отделений по вопросам трудоустройства, организации окружных мероприятий и проектов.
Стоит отметить, что на этом уровне значительную роль играет обмен опытом между участниками движения различных субъектов округа.
4.
Федеральный уровень – включает в себя представительства студенческих отрядов 9 федеральных округов и всех входящих в них субъектов
РФ. Управляющим органом является «Центральный Штаб студенческих отрядов». Организационно правовая форма Российской организации – молодежная общественная организация. На федеральном уровне идет взаимодействия со всеми федеральными органами «высшей» власти РФ по вопросам развития и поддержки движения студенческих отрядов, а так же по вопросам воспитания, образования и трудоустройства молодежи.
На этом уровне идет организация Всероссийских проектов студенческих отрядов такие как Всероссийские слеты СО, Всероссийские стройки, всероссийские образовательные Школы СО и д.р. Идет процесс получения

46 договоренностей и подписания соглашений о сотрудничестве с крупнейшими компаниями РФ по вопросам трудоустройства студенческих отрядов.
На основе анализа деятельности движения студенческих отрядов в ВУЗах и СУЗах по характеру и степени влияния на профессиональную подготовку будущих специалистов были выделены на три основные группы:

характер работы отрядов не совпадает с профилем будущей специальности, получаемой студентами в ВУЗе;

производственная деятельность осуществляется студенческими отрядами в отрасли, соответствующей профилю приобретаемой в ВУЗе специальности: в процессе подготовки и непосредственно во время работы в отряде студенты получают опыт работы по специальности, что способствует формированию профессиональных компетенций (профильные отряды);

трудовая деятельность в отряде по содержанию труда максимально приближена к профилю будущей специальности: во время учебного года члены отряда выполняют научную, конструкторскую, проектную, изыскательскую, экспериментальную и другую работу, результаты которой в летний период внедряются в производство (профильный научно-производственный отряд).
По нашему мнению, огромным потенциалом обладают последние два направления, т.к. реализация таких направлений деятельности СО напрямую влияет на повышение качества образования и формирование профессиональных компетенций у участников отряда.
Рассмотрим современные модели направлений студенческих отрядов в
ВУЗах и СУЗах подробно.
Студенческие
строительные
отряды
(ССО).
Осуществляют строительные, монтажные, ремонтные работы в летний период на основе договоров подряда и трудовых соглашений с хозяйственными организациями.
Стоит отметить, что студенческим строительным отрядам доверяют строительство объектов Олимпийского значения, Универсиады в Казани,
Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, мостовых переходов


47 во Владивостоке в рамках подготовки к Саммиту АТЭС, а также многих других объектов всероссийского значения.
Студенческие педагогические отряды (СПО). Осуществляют социально педагогическую деятельность в рамках организации круглогодичного отдыха, оздоровления и внеучебной деятельности детей, подростков и молодежи.
Основными целями педагогического отряда являются: оказание содействия общеобразовательным социально-оздоровительным учреждениям, организациям и предприятиям в их организационной деятельности по обеспечению летнего отдыха детей и подростков, а также их воспитания и досуга во время учебного года; формирование активной гражданской позиции молодых людей; пропаганда педагогического труда. Поле деятельности педагогического отряда – школы, интернаты, детские дома, детские оздоровительные лагеря и санатории.
Студенческие отряды проводников (СОП). Участники этого направления работают проводниками пассажирских вагонов в поездах РЖД, осуществляя как внутренние так и международные рейсы. Примечательно, что договоренности о работе студентов ведутся, в том числе, на федеральном уровне.
Студенческие путинные отряды. Осуществляют работы на заводах по переработке разных пород рыбы, занимаются как автоматизированной, так и ручной переработкой и задействованы на всех этапах, начиная с разгрузки машин с рыбой и заканчивая упаковкой икры.
Экологические отряды (СЭО). Осуществляют работы по благоустройству и озеленению парков, скверов и улиц населенных пунктов в летний период, кроме этого ведут и другие направления деятельности для населения: экологическая пропаганда, экологическое воспитание и просвещение, природоохранная деятельность.
Студенческие отряды спасателей (СОС). Осуществляют помощь в чрезвычайной ситуации, поиск и спасение граждан в условиях таежной

48 местности, обеспечивают безопасность туристических маршрутов, мест массового отдыха граждан. Обеспечивают безопасность на воде, патрулируют акватории на лодках, оказывают первую медицинскую помощь, ищут потерявшихся детей.
Медицинские отряды (МСО). Формируется из студентов начиная с 3 курса, врачей-интернов, врачей-ординаторов, профильных медицинских ВУЗов для работы в муниципальных медицинских и социальных учреждениях в качестве среднего медицинского персонала. Так же, студенческие медицинские отряды могут быть задействованы для оказания медицинской помощи гражданам при стихийных бедствиях и военных действиях.
Отряды молодежной патриотической акции «Десант». Участники отрядов во время акции ведут профориентационную работу среди сельской молодежи (информация о поступлении в ВУЗы), ведут работу с молодежью разных возрастов по направлениям: проблемы наркомании, антиСПИД, детский туберкулез, пропаганда здорового образа жизни, права человека, политическая грамотность молодежи. Оказывают адресную помощь социально-значимым группам населения по маршруту следования (ветераны войны, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями). Организуют проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также проводят бесплатные концерты для местного населения.
Студенческие
туристические/туристико-краеведческие
отряды.
Успешно решают задачи гражданско-патриотического, нравственного и экологического воспитания студентов через организацию и проведение различных туристических мероприятий, походов.
Студенческие
творческие
отряды.
Осуществляют концертную деятельность в университете, в школах, в реабилитационных центрах для ветеранов, на предприятиях и т.д.
Студенческие отряды охраны правопорядка(СООПр). Основная цель деятельности – создание правовых условий для реализации прав студентов,


49 магистрантов и аспирантов учебных заведений по защите от противоправных посягательств, а также их консолидация для участия в обеспечении правопорядка.
Студенческие торговые отряды. Студенты, являющееся членами торговых отрядов, помимо участия в круглогодичной культурно-массовой отрядной деятельности занимаются торговой деятельностью через вторичную занятость, работают менеджерами по продажам в коммерческих компаниях и организациях.
Студенческие сервисные отряды. Осуществляют работу в сфере оказания услуг. Например, обслуживание отдыхающих в пансионатах, на базах отдыха, в кафе и ресторанах (работа в качестве официанта, бармена, помощника повара, горничной).
Студенческие сельскохозяйственные отряды. Осуществляют прополку и уборку сельскохозяйственных культур в организациях агропромышленного комплекса РФ.
Студенческий волонтерские отряды и отряды, занимающиеся
профилактикой зависимости. В таких отрядах студенты ухаживают за пожилыми людьми, оказывают помощь ветеранам учебного заведения, организуют встречи ветеранов войны и тружеников тыла с молодежью, концерты. Волонтеры шефствуют над детскими домами. Собирают вещи и книги для малоимущих и воспитанников детских домов.
Студенческий археологический (поисковый) отряд. Осуществляет деятельность по поиску и перезахоронению остатков воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, других военных действий и вооруженных конфликтов, а также проведение археологических работ.
Студенческий отряд по обслуживанию общественных проектов.
Осуществляет деятельность по обслуживанию крупных мероприятий и проектов выполняю работу по различным направлениям. Участники отряда работают на таких позициях как: администраторы залов, регистраторы

50 участников; работа по обеспечению питанием, встречи и сопровождение гостей, проводы; рассадка пассажиров и отправка автобусов; расклейка навигационных и информационных материалов и т.д.
Профильные студенческие отряды (ПСО). Представляют собой коллективы студенческой молодежи, организованные для выполнения работ на предприятиях и в компаниях, соответствующих профилю их обучения
(профессионального или средне-специального) [64].
В узком понимании этого понятия «профильным» может быть энергетический отряд из студентов электротехнического профиля, отряд механиков из студентов соответствующего профиля и т.д.. В широком смысле это понятие можно определить, как одну из категорий студенческих отрядов:
отряд считает профильным студенческим отрядом, если большая часть его
участников обучается по специальности близкой к профилю выполняемых
отрядом работ.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что сегодняшние движение студенческих отрядов в ВУЗах и СУЗах Российской
Федерации характеризуется многообразием форм и направлений деятельности, широким спектром решаемых с его помощью задач по трудоустройству и воспитанию молодежи.