Файл: Народнохозяйственный оборот. Основные макроэкономические показатели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 575

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представляется, что раскрытие темы кризиса 1990-х гг. только как трансформационного кризиса, т.е. связанного именно с проведением рыночных реформ и с ошибками в их осуществлении, принципиально неправильно.

Кризис 1990-хгг. в России - явление сложное и неоднород- ное. В своей основе эти негативные процессы имели сугубо объективную причину, и они осуществились бы вне зависимости от субъективных ошибок конкретных исторических личностей.

Кризис конца прошлого века в России (как, впрочем, и в других странах быв. Советского Союза) внутренне включал в себя

Финансовые экономические кризисы в России 2008-09 гг. и 2014-15 гг. имеют явное сходство. Однако, российская государственная политика в этих случаях отличается. Какие выводы относительно качества государственного управления, состояния российской экономики и политических процессов можно сделать из этого сравнения?

В 2008-2009 гг. в условиях острого финансового мирового кризиса проводился комплекс антикризисных действий, направленных на выход из кризисной ситуации в краткосрочной перспективе. Для более длительного тренда устойчивого социально-экономического развития реализованных мер было недостаточно, но в короткой перспективе они содействовали преодолению кризисных явлений (с IV квартала 2008 года по III квартал 2009). По окончании «антикризисного» управления итогом последовавшего отказа от реализации санационного пакета мер тогда стало возобновление негативных явлений в экономике и постепенная стагнация, ярко выраженная в 2013-2014 гг, с переходом в рецессию в 2015 году.

Однако в кризисный 2015 год государство избирает иную стратегию, преимущественно самоустранения – применение принципов либерализма там и тогда, где и когда государственная поддержка должна была бы быть оказана для скорейшего выхода из кризиса. Объяснить подобную ошибочность управленческого курса можно несколькими причинами.

Во-первых, политическое руководство не осознает в полной мере степень кризисной ситуации, возлагая всю вину исключительно на санкции и надеясь, что в следующем году экономика сама собой восстановится. Это схема «переждем». Но политическая консолидированность и решимость Запад эту схему опровергает.

Во-вторых, в органах, ответственных за выработку антикризисных решений, действуют откровенно непрофессиональные люди или профессионалы, работающие по рекомендациям, нацеленным явно не на национальные интересы страны. В 2008-09 гг. кабинет Правительства возглавлял Путин В.В, главой ЦБ был С.М.Игнатьев, занимавший этот пост с 2002 года. В стране был реализован пакет антикризисных мероприятий. В 2014-15 гг. ответственным за принятие решений в Правительстве является Д.А.Медведев, главой ЦБ – Э.С.Набиуллина. Действия органов власти в этом случае по фактической реконструкции характеризуются как содействие обострению кризисных явлений в экономике.


Проведем указанную реконструкцию. Основной метод при этом - это анализ путем параллельного переноса во времени подобных друг другу кризисных показателей.

Кризисы 2008-09 и 2014-15 годов подобны, хотя и имеют некритические различия. Первый был частью мирового кризиса и характеризовался существенным падением активности мировых финансов и падением цен на нефть. Падение российских показателей было обусловлено критической уязвимостью и зависимостью национальной экономики от мировой конъюнктуры, а также десуверенизацией финансов, доходной базы госбюджета, зарубежными заимствованиями.

Второй, при сохранении и даже усилении уязвимости российской экономики к внешней конъюнктуре, обусловлен дополнительными причинами. Во-первых, стагнацией экономики, признаки которой были очевидны уже в 2013 году. Во-вторых, новыми внешними обстоятельствами: санкциями, падением цены на нефть, ограничением доступа к кредитам. В-третьих, ошибочными государственными решениями органов власти, которые через политику либерализации и снижения роли государства спровоцировали «рукотворный» фактор кризиса. В итоге за 5 месяцев 2015 года инвестиции в основной капитал упали на 4,8%, объем грузоперевозок – на 2,1%, розничная торговля снизилась на 7,7%, индекс производства обрабатывающей промышленности на 4,1%, индекс промышленного производства – на 2,3 %.

Рассмотрим основные меры государственной политики в части преодоления кризиса за два периода: кризис 2008-09 гг и 2014-15 гг. К текущему социально-экономическому кризису власть подошла вроде бы уже подготовленной, т.к. имелся опыт преодоления предыдущего кризиса.
4. Пособие по безработице в РФ: минимум - 850 руб., максимум – 8000руб. в месяц; в Германии - 60% от прежней заработной платы, 67% - для семей с детьми, максимум – 2964 евро в мес. (2 года); во Франции – 57% от заработной платы, максимум - 6161 евро в мес. (2 года); в США – 1000 долл. в мес. (до 2-х лет); в Дании – до 90% от заработной платы. Прокомментируйте информацию. Должно ли пособие быть равным заработной плате?

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице представлены в таблице 1. Они действуют для всех граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Таблица 1. Для всех, кроме предпенсионеров.



Для безработных граждан предпенсионного возраста величины иные, смотрите их в таблице 2.


Таблица 2. Для предпенсионеров.





Для 2021 года величины определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2393. Для 2020 года — Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1426, которое сохраняло значения предыдущего года. Однако, принятое весной 2020 года Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 увеличило максимальную величину размера пособия. Для 2019 года — Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375.

Размер пособия по безработице, а также порядок его начисления и выплаты регламентируются Законом РФ «О занятости населения» и иными нормативными актами.
5. Представьте инфляционный процесс в России за 2000-е гг. Выделите основные факторы инфляции. Чем можно объяснить различия региональных значений уровня инфляции? Какой тип инфляции (спроса или издержек) преобладает в российской экономике? Существует ли способ разграничения этих видов инфляции на практике?

Сущность, причины и виды. Инфляционные процессы в современной России (2000-е гг.)

Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства. Особенности антиинфляционной политики в РФ сущность, причины и виды. Инфляционные процессы в современной России (2000-е гг.)

В переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся, в первую очередь, через относительно быстрый рост цен.

Инфляция– обесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.
Тема: Денежно-кредитная система и средства денежно-кредитной политики

А. Задачи:

1. Ставка обязательного резервирования депозитов для коммерческих банков установлена на уровне 15%. Добровольных резервов коммерческие банки не держат. Спрос на наличные деньги составляет 40% от депозитов. Резервы коммерческих банков составляют 60 млрд. рублей. Рассчитайте величину предложения денег в экономике.
2. Как, согласно КТД, изменится уровень цен при стабильной скорости обращения денег в экономике, если реальный ВВП вырос в 1,2 раза, а объем денежной массы увеличился на 8%?

3. Суммарные резервы коммерческих банков составляют 220 млн. рублей, объем депозитов в банковской системе 950 млн. рублей. Норма обязательного резервирования составляет 20%. Как может измениться объем предложения денег в экономике, если банки решат использовать все свои добровольные резервы для выдачи кредитов?
4. Ставка обязательного резервирования 12%. Коммерческие банки держат добровольные резервы в размере 3% от суммы депозитов. Общая величина резервов банков составляет 45 млрд. рублей. Объем наличной денежной массы в экономике 150 млрд. рублей. Рассчитайте предложение денег в экономике.
5. Количество денег в наличности - 250, на депозитах в банках -750, размер обязательных резервов банков – 150, скорость обращения денег – 5, национальный доход – 4500. Определите размер денежной массы, денежной базы, денежный мультипликатор, объем спроса на деньги как актив.

Б. Аналитические задания:

1. Объясните, почему обеспеченность национальной денежной единицы золотовалютными резервами в настоящее время не является фактором, определяющим состояние экономики страны (рубль обеспечен существенно выше, чем американский доллар, японская иена).

Покажите динамику денежной массы (М2) в России за 2014-2018 гг. Каков уровень монетизации экономики (М2/ВВП) в России, других странах БРИКС, развитых странах. Достаточен ли объём денежной массы в России? Почему наличие большого объёма иностранной валюты не увеличивает монетизацию российской экономики?

2. Насколько, по вашему мнению, должен быть независимым Центральный банк? В чем заключается эта независимость (самостоятельность в проведении денежной политики, хозяйственная независимость)? Насколько качественна и стабильна система денежного обращения в России? В чем заключается основная задача ЦБ РФ?

Тема: Финансовая система и финансовая (бюджетно-налоговая) политика

А. Задачи:

1. Экономика описывается следующими данными: C = 50 + 0,8Yd, G = 300, I = 150, t = 0,25, Xn = 0, ВВП = Y. Определите, сбалансирован ли бюджет?
2. Экономика представлена следующими данными: C = 20 + 0,8 (Y- T + F), I = 60, T = 40, F = 10, G = 30. Рассчитайте равновесный уровень дохода. Как изменятся: а) равновесный уровень дохода; б) совокупные расходы в обществе; в) сальдо государственного бюджета, если государственные закупки увеличатся с 30 до 40 ед., а налоги – с 40 до 50 ед.?
3. Известно, что предельная склонность к сбережениям равна 0,25. К какому изменению в уровне равновесного выпуска приведет снижение трансфертов на 10 млрд. руб.?

4. Правительство предполагает увеличить государственные расходы на 15 млрд. руб. в экономике с полной занятостью. Чистые налоги автономны, mpс = 0,75. На сколько необходимо повысить чистые налоговые поступления в бюджет, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильный уровень цен?
5. Государственные расходы сокращены на 50 ед., mpc = 0,8, t = 0,15. Что произойдет с уровнем национального дохода и бюджетным дефицитом?

Б. Аналитические задания:

1. Представьте динамику государственного бюджета РФ, его состояния (дефицит, излишек) за 2014-2018 гг. Оцените изменение внутреннего и внешнего долга России и сопоставьте величину долга с критическими точками его накопления. Рационально ли досрочное погашение внешнего государственного долга в условиях профицита бюджета? Обоснуйте выводы о влиянии долговой нагрузки на сдерживание или стимулирование экономического роста.

2. Объясните позитивные и негативные последствия дефицита и профицита государственного бюджета. Является ли дефицит бюджета показателем эффективности фискальной политики? Поясните, как в краткосрочном периоде сдерживающая фискальная политика вызывает сокращение инфляции спроса, в долговременном – приводит к стагфляции.

Тема: Доходы населения и социальная политика
А. Задачи:

1. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца:



Группы семей,

по 20% в численности населения

Доля совокупного дохода, %


Низшая

Вторая

Третья

Четвертая

Высшая

2

8

10

15

65



2. В обществе выделяются три социальные группы: бедные – 10% населения, средние – 80% и богатые. Доля первой группы в общем доходе составляет 4%, децильный коэффициент равен 8. Постройте кривую Лоренца. Рассчитайте коэффициент Джини.
3. В обществе выделяются три социальные группы: бедные – 20% населения; средние – 60% и богатые – 20%. При первичном распределении доходов соотношение между крайними группами равно 50:1. Перераспределение доходов приводит это соотношение к пропорции 10:1, при этом средний слой населения присваивает 2/3 общего дохода. Покажите, как меняется положение кривой Лоренца.
4. В стране Альфания выделяется 2 социальные группы: бедные – 80% населения и богатые -20%. Богатые присваивают 80% совокупного дохода. Среднедушевой доход в стране составляет 100 пиастров на человека. Рассчитайте среднедушевой доход в группе бедных и в группе богатых.