Файл: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ
ГМУ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Правовые основы государственной гражданской службы в Российской
Федерации
Предмет: Государственное и муниципальное управление
Выполнил:
Ф.И.О .Змановский В.С
Студент 4 курса
___5___семестр
Тюмень, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-правовые основы государственной службы РФ……………………..…..5
1.1 Понятие и модели государственной службы…………...……………………….…..5
1.2 Значение государственной гражданской службы в общественном развитии…...10
2. Правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы в России………………………………………………………………………………….....15
2.1 Федеральный уровень нормативного регулирования государственной гражданской службы в РФ……………………………………………………………………......15
2.2 Региональный уровень регулирования государственной гражданской службы на примере Тюменской области …………………………………………….……………..21
Заключение…………………………………………………………………………….…25
Список источников………………………………………………………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственная служба - это профессиональная деятельность определенной группы граждан, которые служат своему народу. Государственная служба осуществляется людьми, призванными обществом для осуществления своих полномочий, направленных на реализацию интересов граждан всей страны и работающих в государственных органах. Государство, в свою очередь, является основной формой консолидации социальных, экономических, моральных и профессиональных ценностей граждан и реализации их интересов.
Актуальность этой работы также объясняется желанием рассмотреть разнообразие и сложность института гражданской службы, а не только с учетом общего теоретического материала, но также с учетом анализа действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с прохождением государственной гражданской службы.
Объектом исследования является государственная гражданская служба в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются правовые основы государственной гражданской службы по законодательству РФ.
Целью исследования является комплексный анализ правовых основ государственной гражданской службы.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– Дать понятие и модели государственной службы;
– Рассмотреть значение государственной гражданской службы в общественном развитии;
– Проанализировать федеральный уровень нормативного регулирования государственной гражданской службы в РФ;
– Охарактеризовать региональный уровень регулирования государственной гражданской службы на примере Тюменской области.
Теоретическую основу настоящей работы составили научные труды таких авторов как: Волкова В.В., Воробьев Н.И., Деханова Н.Г., Добролюбова Е.И., Ершова Е.А., Зубач А.В., Паньшин О.А., Резер Т.М., Саморуков А.А., Южаков В.Н., которые в них затрагивали вопросы о государственной гражданской службе в России.
Нормативную правовую основу данной работы составили нормы законодательства РФ об основах государственной гражданской службы в РФ. В частности, в работе использовались Конституция РФ, Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ», Федеральный закон РФ «О системе государственной службы РФ».
Методы исследования: раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, относимого в юридической науке к категории всеобщего; ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и другие подходы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ
1.1 Понятие и модели государственной службы
Определение государственной службы РФ дано в Федеральном законе РФ «О системе государственной службы РФ»1. Таким образом, согласно статье 1 данного законодательного акта, государственная служба Российской Федерации является профессиональной деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- Федеральных органов государственной власти, других федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, которые замещают устанавливаемые Конституцией РФ2, или федеральных законов положения, для прямого исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, которые заменяют установленные Конституцией, уставами или законами субъектов Российской Федерации должности для прямого исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» значительно расширил перечень субъектов, обеспечивающих исполнение полномочий, направленных на деятельность государственных служащих.
Следует отметить, что таким образом модель законодательно закреплена в России, определены теоретические, правовые и нормативно-методические основы государственной службы.
Следует отметить, что в целом существуют разные модели государственной службы: «трудовая» модель, «сервисная» модель, «политическая» модель, «государственно-административная» модель, «либерально-рыночная» модель, «смешанные» («комбинированные») модели.
Согласно «трудовой» модели предполагается, что гражданин входит в трудовые отношения с государственным органом и участвует в исполнении полномочий органа в пределах компетенции занимаемой должности. У модели, по-видимому, есть следующие недостатки: сосредоточение профессиональных усилий на достижении более конкретных целей государственных органов в отношении цели государства; дезагрегирование учреждения государственной службы на несколько фрагментов, которые часто характеризуются отсутствием устойчивых связей.
Модель «сервисная» рассматривает государственную службу как систему конкретных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, интересов и целей общественной жизни. Во многих странах предоставление государственных услуг является определяющим фактором при определении статуса государственной службы по отношению к организации.
«Политическая» модель государственной службы, как правило, заключается в том, что служба находится в одном направлении («вверх») - административная поддержка политических лидеров, а в другом («вниз») - средство принятия политических решений.
«Государственно-административная» модель государственной службы основана на признании многосторонней роли государства в жизни общества, необходимости введения в правовые рамки всех форм государственной власти, необходимости гарантировать права и свободы граждан, а также условия рыночных отношений.
Модель государственной службы «либерально-раночная» связана с рассмотрением государственной власти как элемента рыночных отношений одного порядка во взаимодействии с другими элементами: капиталом, товарами, трудом, услугами и т. д., также имеет рыночную стоимость при которой компания или ее финансово-экономические учреждения приобретают ее, если это необходимо.
«Смешанные» («комбинированные») модели государственных услуг показывают, что в зависимости от обстоятельств, внешних и внутренних факторов, акцент делается на лидирующем подходе.
Должно быть отмечено, что выбор модели государственной службы Российской Федерации, адекватной условиям России, предопределяет и вектор разработки законодательства о государственной службе.
Профессиональная деятельность выделяется как ключевая особенность в определении государственной службы. Эта характеристика описывает государственную службу как деятельность службы, которая должна выполняться непрерывно, как основное мероприятие, основанное на специальных знаниях и навыках.
Следующей ключевой особенностью является требование о гражданстве. В государственной службе доступны только граждане Российской Федерации1.
Правовая основа системы государственной службы закреплена в статье 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Следует отметить, что термин «система» имеет греческое происхождение и означает целое, состоящее из отдельных частей.
В дореволюционной России, институт гражданской службы был юридически структурирован и четко определен как публично-правовое учреждение, которое изучается в рамках государственного права, поскольку административное право (полицейское право) рассматривается как неотъемлемая часть этой образовательной дисциплины.
В Советской России государственная служба и трудовая деятельность регулировались актами трудового законодательства.
Исследование проблем советской государственной службы изучалось в рамках такого научного направления. Однако с 40-х годов XX века постепенно стали признавать сложный характер института государственной службы.
До сих пор в учебной литературе по административному праву институт государственной службы признан сложным юридическим учреждением, это решение имеет нормативную основу, поскольку в законодательстве России отношения, возникающие в сфере государственной службы, регулируются правилами административного права и трудового права. Однако в научных работах по административному праву все чаще встречаются обоснованные мнения о том, что институт государственной службы должен быть исключительно публичным правом, которое не связано с регулированием общественных отношений отношениями норм частного права.
Некоторые ученые рассматривают государственную службу как своего рода официальную деятельность, которая, в свою очередь, является одним из видов наемного труда, а это означает, что работа государственных служащих регулируется трудовым законодательством с особенностями, установленными федеральными законами о государственной службе.
Однако следует отметить, что каждый тип государственной службы имеет свои собственные правила относительно соотношения трудового и административного законодательства.
В частности, в отношении государственной гражданской службы предусмотрена статья 11 Трудового кодекса1 и статья 73 Федерального закона «О государственной службе», согласно которой трудовое право применяется только в случае неспособности регулировать правоотношения законодательством о государственной службе.
Согласно той же статье 11 Трудового кодекса, трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не применяются к военному персоналу при исполнении обязанностей военной службы.
Но нет специального правила о применении трудового законодательства к государственной службе, которое не входит в военную или гражданскую службу, и поэтому законы, регулирующие прохождение этой службы, считаются особыми по отношению к трудовому кодексу.
Определение набора характеристик для указанного типа социальной активности в конкретном состоянии или периоде времени, позволяет нам различать типы моделей государственной службы.
Изучение вопросов государственной службы возможно путем сравнения различных моделей государственной службы. Однако этот подход предполагает четкое установление параметров, которые признаны важными для построения модели и обязательны для сравнения. Различные критерии и их совокупность могут быть выбраны в качестве основных параметров моделей государственной службы, например: