ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 887
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 727.012
П. Д. Богочанова
Научный руководитель – Д. Д. Попова
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ РЕКРЕАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЦЕНТРОВ С ТВОРЧЕСКИМ УКЛОНОМ
Актуальность проектирования детских рекреационно-образовательных центров с творческим уклоном обуславливается следующими тенденциями:
1. Развитием государственных программ (например, существует проект фе- деральной программы, направленной на восстановление и строительство до
2030 года в регионах РФ объектов отдыха детей и их оздоровления [1]). В пла- нах государства модернизировать 1400 стационарных детских лагерей и в три раза увеличить количество лагерей палаточного типа, начиная с 2023 года.
2. Социальным спросом на развитие специализированной образователь- ной среды, направленной на реализацию творческого потенциала уча- щихся – причем интерес представляют такие учреждения, где обучение, развитие в творческих направлениях сочетается с оздоровлением и от- дыхом детей, их общекультурным развитием (возможностью посещения природных и архитектурных достопримечательностей и пр.).
В данной статье рассматриваются актуальность, устройство и опыт организации детских рекреационно-образовательных центров с творче- ским уклоном. Такие центры можно отнести к типологии профильных детских лагерей (часто здесь могут сочетаться несколько творческих направлений), главной особенностью которых является «обеспечение развития творчески одаренных и социально-активных детей, имеющих достижения в определенной сфере деятельности, соответствующей на- правленности профильного лагеря, а также организация и проведение мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей» [2]. В боль- шинстве своем, данные лагеря проектируются с учетом особенностей проживания детей школьного возраста – от 7 до 18 лет, что требует особенного подхода к моделированию внутренних связей и их распреде- лению между разными возрастными группами учащихся. Лагеря данно- го типа могут быть как стационарными (круглогодичного (с внесением дополнительной общеобразовательной программы обучения, замещаю- щей занятия в обычных школах на время пребывания детей в лагере) или сезонного действия, с круглосуточным или дневным пребыванием детей), так и нестационарными (палаточного типа, сезонного действия, с круглосуточным или дневным пребыванием детей). Предполагается, что программы по творческим направлениям могут формироваться само- стоятельно или пересекаться (общие задания, мероприятия и пр.).
Ярким примером со схожей типологией является образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный на базе олимпийской инфра- структуры. Комплекс рассчитан на единовременное пребывание 600 учащих- ся, которые проживают в существующем кампусе, в дополнение к которому
96
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin на территории ОЦ «Сириус» архитектурным бюро «Студия 44» спро- ектированы еще три корпуса: «Школа» (9 060 кв. м, построен), «Спорт»
(8 890 кв. м, построен) и «Искусство» (7 030 кв. м, находится в стадии ре- ализации). Общая площадь комплекса – 24 980 кв. м. Архитектура вновь возводимых корпусов варьируется, но при этом выдержана в едином ключе пластичных обтекаемых форм сферической и эллипсоидной конфигурации.
Благодаря такому решению новые здания держат образную дистанцию от существующего административно-жилого корпуса, напоминая, скорее, не дома, а камерные парковые павильоны. Обтекаемая форма зданий скрады- вает их истинные габариты, что позволяет органично и деликатно вписать их в прибрежный ландшафт. Немаловажен и тот факт, что архитектура про- ектируемых зданий гармонирует с имеющимися олимпийскими спортив- ными объектами [3]. Смены в ОЦ «Сириус» длятся 24 дня. Важно отметить, что центры, подобные «Сириусу», создаются во многих регионах страны.
Для изучения проблематики обеспеченности населения объектами ре- креационно-образовательной инфраструктуры для успешной реализации детских творческих профильных программ, нами были проанализирова- ны существующие профильные лагеря творческой направленности. Рас- смотрены актуальные предложения на январь 2023 г. на информацион- ном ресурсе incamp.ru (https://incamp.ru/camps/profile/, дата обращения:
20.01.2023) (результаты представлены в таблице).
Сравнив полученные данные, можно сделать вывод о том, что только
8 существующих детских профильных лагерей с творческой направлен- ностью из 20 реализуют свою деятельность в обособленных, автономных, обустроенных под нужды творческих программ и направлений комплек- сах. Очевидно отсутствие достаточного количества специализированной инфраструктуры для детских профильных лагерей и рекреационно-обра- зовательных детских центров с творческим уклоном.
Наличие самостоятельных, специализированных комплексных струк- тур необходимо для таких центров по нескольким причинам:
– специфика занятий: необходимо наличие мастерских со специальным оборудованием (гончарное искусство, керамика – печи; скульптурные, художественные мастерские, архитектурные классы – компьютерное обо- рудование и т. д.), специализированные кабинеты / залы (для игры на музыкальных инструментах, занятий вокалом, репетиций оркестра, хора и т. д.) – отсюда возникают определенные требования к освещению, аку- стике, пожарные требования и пр.;
– выставочная / презентационная деятельность: наличие возможности
многофункционального использования залов;
– для реализации программ необходимо привлечение специалистов: педагогов по профильным направлениям, выдающихся деятелей искусства
(мастер-классы, лекции), что требует организации дополнительного блока
проживания приглашённых специалистов;
– востребованность презентации результатов деятельности творческих
лагерей для более широкой аудитории (город): возможна организация при таком центре концертного или выставочного зала городского значения.
97
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Анализ размещения детских лагерей с творческим уклоном
№ п/п
Название лагеря
Профиль
Размещение
1
Benedict English Camp
Языковой лагерь
ДСОЛ «Ленинградец»
2
Camp THiNK
Языковой лагерь
ДОЦ «Илона»
3
Campus Black Sea «Эф- фективное общение»
Языковой лагерь
На неспециализированной тер- ритории (санаторий-пансионат)
4
Fibikids-camp
Академия блогеров,
Лагерь социальных навыков
ЦДО «Адымнар» / на неспе- циализированной террито- рии (база отдыха)
5
Komandor Camp
Академия блоге- ров, Музыкальный лагерь
На неспециализированной территории (туристическая база)
6
Let’s play
Музыкальный лагерь
На неспециализированной территории (санаторий-пан- сионат, база отдыха)
7
The Camp
Языковой лагерь
ДЗОЛ «Искорка»
8
Youth Camp Komok
Языковой лагерь
На неспециализированной территории (санаторий)
9
Азбука Лагерей
Лагерь операторско- го мастерства
На неспециализированной территории (база отдыха)
10 Английский клуб Про
Языковой лагерь
На неспециализированной территории (пансионат)
11 Аплодисменты
Лагерь кукольного театра
На неспециализированной территории (парк-отель)
12 Детский Наукоград
Академия блогеров,
Лагерь кинемато- графии, Лагерь со- циальных навыков
УРМЦ «Алмаз»
13 ДОЛ «Зарница»
Лагерь современно- го танца
ДОЛ «Зарница»
14 Дорога добра
Театральный лагерь,
Языковой лагерь,
На неспециализированной территории (база отдыха)
15 Зелёные каникулы
Лагерь современно- го танца, Языковой лагерь, Академия блогеров
ДОЛ «Дуслык»
16 Интерлэнг
Языковой лагерь
На неспециализированной территории (санаторий)
17 Лидер. Полиглот
Языковой лагерь
На неспециализированной территории (база отдыха)
18 СинемаПлюс
Лагерь кинемато- графии
На неспециализированной территории (санаторий)
19 Формула Единства
Многопрофильный лагерь
На неспециализированной территории (база отдыха)
20 Юникэмп
Языковой лагерь
Центр детского и семейного отдыха им. О. Кошевого
98
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Таким образом, детские рекреационно-образовательные центры могут включать в себя такие основные функциональные блоки, как:
– блок мастерских по направлениям (архитектура, скульптура, театраль- ное мастерство, литература, музыка, живопись, современный танец и ба- летная школа, кинопроизводство) – закрытые, обособленные пространства;
– учебный блок (для реализации общеобразовательной программы в период пребывания детей в таком центре)
– жилой блок (для учащихся, для кураторов, для преподавателей);
– административный блок;
– медицинский блок;
– спортивно-оздоровительный блок;
– столовая;
– библиотека и информационный центр;
– внутреннее выставочное пространство;
– общедоступный городской театрально-зрелищный блок;
– рекреационные зоны: система площадок для тихого отдыха, много- функциональных и трансформируемых площадок для проведения летних классов, площадок для собраний и мероприятий.
Список литературы
1. Кравцов С., Новая программа развития детского отдыха позволит создать современную инфраструктуру / С. Кравцов // Министерство просвещения Россий- ской Федерации: сайт. – Опубликовано 27 июня 2022 г. – URL: https://edu.gov.ru/
press/5399/novaya-programma-razvitiya-detskogo-otdyha-pozvolit-sozdat-sovremennuyu- infrastrukturu/ (дата обращения: 13.02.2023).
2. Приложение № 5. Примерное положение о детских специализированных
(профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности. –
URL: https://base.garant.ru/71735436/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/#friends (дата обращения: 13.02.2023).
3. Студия 44: сайт архитектурного бюро. – URL: https://studio44.ru/ (дата об- ращения: 13.02.2023).
4. СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. – URL: https://
www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
5. Руководство по проектированию лагерей школьников с творческим воспи- танием / ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госгражданстроя.
М.: Стройиздат, 1981.
УДК
П. А. Бородин
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩЕ: ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ
Введение
Понятие «временного жилища» весьма неоднозначно и включает в себя широкий диапазон различных примеров. Ведь под «временным» жильем мы можем понимать, как дополнительную собственность, принадлежащую
99
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина семье, которая находится за пределами места постоянного ее пребывания
(например, если семья живет в городе, чаще всего вторым жильем для нее выступает дача). Также к временным относятся различные мобильные
«дома на колесах». Несомненно, под временным жильем мы можем рас- сматривать быстровозводимые жилые сооружения на месте ЧС для соци- ально-незащищенных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отели и гостиницы тоже являются временным жильем. И, более того, туристическая палатка, которая имеется практически у каждой семьи, тоже является временным жильем для своих владельцев-туристов, если они путешествует. Очевидно, что таких примеров можно подобрать еще больше.
В современном мире не существует людей, которые бы не были с этим зна- комы. Часто под термином «временное» подразумевают «второе жилище».
Временное (второе) жилье чрезвычайно разнообразно, его следует рассма- тривать, исходя из классификаций по его функциональным, конструктив- ным, планировочным и другим особенностям.
Впервые определение термина «второе жилище» было приведено в конце 1970-х гг. австрийским градостроителем Э. Лехтенбергером. В его понимании второе жилище – это расположенный вне городской терри- тории жилой дом, который принадлежит наряду с основным городским жильем (чаще всего квартира) одной и той же семье и используется.
На сегодняшний день численность вторых жилищ в мире составляет около 420 млн единиц. Общая площадь занимаемой вторыми жилищами территории равна 42 млн га или 420 тыс. кв. км, что составляет 0,282 % от территории суши земли и превышает площади территорий таких отдель- но взятых государств, как Германия, Великобритания, Норвегия, Италия и т. д., – всего 134 страны [1]. Темпы увеличения числа вторых жилищ в развитых странах превышают темпы роста населения и темпы роста строительства первых жилищ [5]. В России более 70 % всех семей имеют второе жилище. В качестве второго жилья выступают: дачные и садовые дома, реконструированные или заново построенные односемейные дома в сельских поселениях, коттеджи в современных дачных поселках, вторые квартиры в курортных городах и поселках, загородные усадьбы, замки, дворцы, поместья и др. [5, 6].
Следует заметить, что функции второго жилища не должны совпадать с функциями первого. Процессы, протекающие во втором жилище, имеют свои особенности. Прежде всего в сегодняшнее время во втором жилище присутствует именно компенсационно-рекреационная функция.
Предпосылки (эволюция временных поселений)
В настоящее время популярность второго жилища продолжает нарас- тать, и эта тенденция только усиливается. Все больше семей желают при- обрести свой дополнительный загородный дом, где они смогут провести выходные дни, отдохнув от ритма мегаполиса и его загрязненной атмос- феры. Не для кого не секрет, что наличие дополнительной загородной недвижимости также отражается и на социальном статусе его владельцев.
Это еще одна из причин увеличения спроса на второе, а то и третье жилье.
100
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Все чаще мы можем наблюдать, как вторые жилища горожан посте- пенно опоясывают города со всех сторон. При этом нет однозначного ответа хорошо это или плохо. Ведь что плохого в том, чтобы социаль- но-экономический уровень населения улучшался и все больше городских семей могли позволить себе иметь свой собственный загородный дом вблизи основного места жительства. С другой стороны, такое «опоясыва- ние» города создает различные градостроительные проблемы. Например, затрудняется дальнейший рост и развитие самого города и увеличивается нагрузка на его транспортную сеть, когда после выходных за городом многие семьи возвращаются.
Как и прежде, второе жилище (загородный дом, или дача) являет- ся местом отдыха и местом для производства и выращивания продуктов питания. Но экстрактивная функция (выращивание продовольствия) по- степенно вытесняется двумя другими: рекреационной и инвестиционной.
История развития временных поселений берет свое начало в дале- ком прошлом. Доисторические временные поселения были представ- лены кочевыми станами, об этом свидетельствуют описания, которые отражены в древнейшем письменном источнике: ветхозаветных книгах
Библии. Наибольшее количество подробностей приводится в описаниях
Стана Израильского: о численности населения, о характере жизнедея- тельности, об условиях существования, местонахождении, организации пространства, об элементах планировочной структуры [3]. Опираясь на описания библейских сведений предположительно можно сформиро- вать структуру Стана Израильского. Такой стан был представлен по- селением кочевого типа. В структуре прослеживалась упорядоченность, регулярность и четкое функциональное зонирование. Зона обществен- ного пространства формировалась в его середине, где центральное ме- сто занимала Скиния (шатер, палатка) с ее двором, ориентированным входом на восток. Жилая зона состояла из шатров различной вмести- мости. Планировочная структура жилой застройки, сформированной шатрами, вероятно, также была регулярной. Функциональное зониро- вание территории стана было четко выражено.
Следующим знаковым примером в истории развития мобильных вре- менных поселений служит древнеримский военный лагерь. Его основу составляли две взаимно перпендикулярные композиционные оси (cardo и decumanos), которые были ориентированы по сторонам света С-Ю и З-В. При пересечении осей друг с другом образовывалась центральная часть лагеря (forum). Такой тип временного лагеря постепенно утвердил свое крепкое положение во времена античности. В нем могли проживать около 5 тыс. человек. В последствии, именно на месте многих римских военных поселений начали образовываться города, придерживаясь изна- чально заданной строгой геометрической системы планировки. С V века римская система стала распространяться на многие города, входившие в состав некогда обширной римской империи. Например, система рим- ского лагеря отразилась в структуре городов Южной и Западной Европы,
Малой Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Эта