ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 885
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin открытых игровых площадок, гармонично вписанных в окружающий ландшафт.
В контексте современного детского сада необходим небольшой бас- сейн. Так как правильному физическому развитию в раннем возрасте по- могает плавание, укрепляющее сразу все группы мышц.
Туалеты, краны, обеденные столы, книжные полки и т. д. должны быть разработаны в соответствии с возрастом и телосложением детей. Учрежде- ние должно быть оснащено лифтом [3].
Принимая во внимание потребности детей, архитектурный стиль спо- собствует развитию ребенка. В здании нужно предусмотреть достаточ- ное количество мест для подвижных и спокойных игр, развития мелкой и крупной моторики. Также необходимо создать уголки спокойствия для эмоциональной разгрузки, где можно побыть в одиночестве.
В целом при проектировании следует придерживаться трех основных пра- вил. В первую очередь это возможность выбирать занятие из множества ва- риантов, прямой контакт с природой, расширение воображения и фантазии.
В комфортной среде и при наличии необходимого оснащения, дети смогут наслаждаться рисованием, постановкой театральных спектаклей, музыкой и многими другими занятиями.
Площадь помещений в групповых ячейках должна соответствовать ко- личеству детей из расчета 2 квадратных метра на человека [4]. Небольшое и занятое пространство подавляет энтузиазм и полет фантазии малышей.
В помещениях должен обеспечиваться естественный свет и тень на- ряду с правильно расположенным искусственным освещением. При этом выключатели должны быть недоступны для детей.
С течением времени общество развивается и меняется, появляются новые потребности, о которых раньше не задумывались. Детский сад сей- час это не просто место, где можно оставить ребенка пока родители на работе. Сегодня это в первую очередь социализация. Ребенок получает творческое, спортивное, умственное развитие в кругу сверстников с пер- вых лет жизни. Именно поэтому необходимо создание новой типологии детских садов, отвечающей современным потребностям общества.
Итак, в ходе работы было определено понятие инклюзивности примени- тельно к детским дошкольным учреждениям, выявлены приемы организации комфортных пространств в детских садах для детей, относящихся к различ- ным категориям по состоянию здоровья, в том числе и для детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия – что это такое простыми сло- вами [Текст]. 1 с.
2. Статья в детский сад с радостью. [Текст] / Муниципальное ДОУ «Детский сад № 5» города Ярославля, 2017. 1 с.
3. СП 59.13330.2020 Свод правил доступность зданий и сооружений для мало- мобильных групп населения. [Текст] / СП 59.13330.2020. 24 с.
4. СанПин 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспече- нию безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
[Текст] / СанПин 1.2.3685-21. 669 с.
91
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК
Е. Н. Белякова
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ХРАМ ТЕМПЬЕТТО. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме занимает почетное ме- сто в истории искусства как шедевр архитектурного дизайна эпохи Вы- сокого Возрождения. Начиная с XVI века, существует значительная не- определенность относительно даты постройки Темпьетто.
Предполагаемые даты создания Темпьетто варьируются от 1499 до
1508–1512 годов, охватывая большую часть деятельности Браманте в Риме, а последние версии сосредоточены в 1502–1506 годах, когда он работал над первоначальными планами Нового собора Святого Петра.
Темпьетто был предположительно построен в монастыре справа от церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в 1502 году, по заказу Фердинанда и Изабеллы Испанских по проекту Донато Браманте. 1502 год – это год, который указан на табличке с именами Изабеллы и Фердинанда на лице- вой стороне и Карвахаля на обратной, найденной в стене крипты во вре- мя реставрации 1628 года по заказу кармелита Доменико ди Джезу Мария.
Значительный престиж монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, происходил из религиозной традиции, согласно которой монастырь был местом мучени- ческого распятия Святого Петра. В средние века считалось, что этот ключе- вой момент произошел либо на этом месте, либо поблизости от базилики, которую Константин Великий построил над могилой апостола в Ватикане.
Одной из главных целей возведения нового храма было прославление апостола Петра именно как понтифика, при котором Рим стал центром христианского мира.
Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио – одно из первых произведений, спроектированных Браманте в Риме. Приступая к проектированию, он по- нимал, что правила христианского богослужения противоречат с планом единого пространства античного сооружения, так как служители церкви должны быть отделены от прихожан. Часовня стала идеальным выбором архитектурного сооружения, которое возводится как небольшое отдельно стоящее церковное здание и не имеет специального помещения с алтарём.
По замыслу Браманте часовня должна была стать ядром двора, обне- сённого более высокой колоннадой с четырьмя входами, при этом глав- ным предполагался тот, который существует и сейчас.
Именно он даёт единственную точку обзора, при котором храм пре- вращается в статичную картину, несмотря на возможность кругового об- хода. Использование сложных приёмов перспективы и объединения форм всего внутреннего пространства делали замысел автора больше похожим на конструирование архитектурного пейзажа. Но полный проект Браманте не был воплощён в жизнь и остался только в сохранённых эскизах, кото- рые можно увидеть на гравюрах Себастьяно Серлио.
92
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Дата завершения работы над Темпьетто также неясна. Тот факт, что он не был включен в путеводитель по Риму, опубликованный в 1511 году, позволяет предположить, что он был закончен после этой даты.
Часовня стала обособленным строением комплекса и выглядела как чудесное творение зодчества в окружении не столь выдающихся каменных фасадов монастыря.
В проекте использовался метод возведения архитектурных форм от основания здания к его вершине с помощью креста путем построения симметричной композиции относительно вертикальной оси. Именно этот классический прием придает небольшой часовне монументальный вид.
Темпьетто имеет три символические части строения: крипта, где был вкопан в землю крест-распятие Петра, – зарождение новой религии; тело храма – повествование о наступлении Царства Божьего и спасении рода человеческого (отсюда четыре статуи евангелистов, расположенные во внутренних нишах); купол – триумф Церкви.
Высота часовни составляет 11 метров. Основная круглая часть соору- жения, называемая целлой, и окружающее ее кольцо колонн, называемое перистилем, создают двухцилиндровую структуру. Верхняя часть целлы состоит из барабана, который поддерживает полусферический купол. Диа- метр внутреннего пространства часовни составляет всего 4,5 метра.
Пропорции точно выверены и являются идеальными с точки зрения ге- ометрии и математики: четыре оси сооружения – это четыре стороны света, четыре скульптуры евангелистов в интерьере ведут к восьми осям здания, высота цилиндра равна диаметру внешней колоннады, нижняя и верхняя части церкви одинаковой высоты, радиус купола равен его высоте.
Темпьетто буквально пронизано правильными числами. Именно удач- ное соотношение основных архитектурных конструкций и элементов соз- дает идеальные пропорции и эффект монументальности.
Таким образом, маленький храм Сан-Пьетро-ин-Монторио открыл
XVI век и стал провозглашением новой идеи и новой концепции архи- тектуры: утверждение центральности, чувство пропорциональности, новая концепция объемности.
УДК 72.04.012.5
М. Е. Березина
Научный руководитель – Н. Л. Павлов
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.
АРХИТЕКТОР И.С. КУЗНЕЦОВ, 1907 Г. АРКА В СТРУКТУРЕ ФАСАДА
Подворье Саввино-Сторожевского монастыря, расположенное в цен- тре Москвы, на Тверской улице, построено в 1907 году как доходное конторско-гостиничное здание для обеспечения материальных нужд мо- настыря, расположенного в Звенигороде. Первый этаж закладывался под конторские помещения, остальные – под жилые для сдачи внаём. Здание
93
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина выполнено в популярном в то время неорусском стиле. Главный фасад богато украшен майоликой, полученной в результате тесного сотрудни- чества архитектора И.С. Кузнецова с Абрамцевскими мастерскими. Кера- мическое оформление по сюжетам и цветовой гамме схожа с усольскими многоцветными эмалями, популярными в XVI–XVII веках
1
. В ходе на- турного обследования было выявлено, что помимо глазурованной плитки, основным декоративным мотивом фасада является арка. Арочные элемен- ты обрамляют проёмы первого этажа и окна остальных, а также главный вход, арка над которым поднимается на 2 этажа. Структура фасада под- чинена самым разным с точки зрения построения и размера аркам.
Арки на уровне первого этажа представляют собой сочетание простых полуциркульных арок, идущих одна за другой из общего центра (рис. 1, а, цветная вкладка). Боковые входные порталы (рис. 1, б, цветная вкладка) оформлены архивольтами из двух плоских арок, чередующихся одной вы- пуклой, профиль которой также представляет собой часть окружности.
С повышением уровня происходит усложнение оконного проёма. На втором этаже (рис. 2, цветная вкладка) он завершается трёхцентровой ар- кой, его форму повторяет карниз, опоясывающий окно сверху и завер- шающийся рядом дентикул. По своему образу карниз окна второго этажа сходен с оформлением арки первого этажа, между ними, в том числе, существует корреляция по ширине. Самым сложным и насыщенным, как по цвету, так и по деталям, является третий этаж. Богатый майоликовый разноцветный декор, сложные многоярусные карнизы, разнообразие форм растягивается по всей длине фасада на каждой его части – боковых баш- нях, ризалите и основной плоскости. Окно полуциркульное, простое, но дополняется рядом других форм: трёхъярусным карнизом, повторяющим линию окна, и сложным переплетением самой оконной рамы внутри, раз- деляющей 3 равные створки сопряжением разнорадиусных окружностей.
Также окно третьего этажа по ширине соответствует центральной створ- ке окна, расположенного ниже. Окно ризалита по форме соотносится с окнами второго этажа и делится на 3 равные створки, тогда как окно ниже имеет расширенную центральную створку. Также отсутствует де- ление нижних боковых створок. Карниз уже не повторяет форму окна, а представляет собой сопряжение плоских арок. Подобное многообразие сочетаний элементов, аналогичных с нижними этажами, представляет ви- зуальную кульминацию всего декоративного оформления фасада, кото- рое резко упрощается на верхнем этаже. Окна здесь не имеют карнизов и наличников, оформлен только простой прямоугольный проём вокруг, по ширине они также соответствуют ширине створки окна ниже. За счёт меньшего размера окон четвёртый этаж обладает наибольшим количе- ством пустой плоскости стены, что даёт ощущение лёгкости и свободы под крышей, что, в свою очередь, лишает здание возможной грузности и давления над улицей за счёт размера. Верхний этаж, таким образом,
«парит» над остальными и кажется невесомее.
1
Нащокина М. Архитекторы Московского модерна. Творческие портреты. – М., 2005. – 535 с.
94
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
В ходе исследования было установлено, что автор использует 4 основ- ных типа арки: плоская дуга, плоская арка, полуциркульная и трёхцен- тровая арки. В аркатуре первого этажа и оконных проёмах угловых башен и четвёртого этажа они используются индивидуально, второй и третий этажи представляют собой сочетание нескольких арок разного типа: пло- ская дуга и трёхцентровая арка на уровне второго этажа и третьего этажа ризалита и плоская дуга, арка и полуциркульная арка основного третьего этажа. Проведенный анализ позволил выявить логику в использовании этих элементов в зависимости от плоскости и уровня. Постепенное ус- ложнение наборов декоративных элементов и добавление новых деталей организует восходящую композицию с кульминацией на третьем этаже, которая после спадает на последнем уровне и создаёт тем самым своео- бразный сюжет, оформляющий не только композицию фасада, но и сам фасад в окружающей среде, делая его лёгким, объёмным и зрительно ди- намичным, используя при этом всё тот же один основной архитектурный элемент – арку. Боковые башни, в свою очередь, оформлены простыми небольшими окнами, декоративность достигается за счёт полного кера- мического покрытия двух верхних этажей и шатрового завершения, сто- ящего на аркатурном поясе, 2 колонны из которого тянутся до третьего этажа. Самым богато украшенным и ярким, таким образом, становит- ся ризалит, покрытый керамикой сплошь выше главной арки, обладаю- щий самым сложным сочетанием арочных элементов и обилием декора в целом. При этом ризалит сохраняет логику основной плоскости фасада в использовании арочного элемента, поскольку, как уже было отмечено выше, форма окна третьего этажа ризалита повторяет форму окна второ- го этажа фасада, а карниз этого окна по оформлению и цветовой гамме близок окну третьего этажа фасада, что объединяет их в единый ряд, не разрывая фасад на самостоятельные части, представляя деталями единой композиции. Пропорциональное и логическое сочетание, которым об- ладают все арочные элементы фасада, образует цельную систему, вместе с керамическими плитками и цветовой гаммой оформляющую фасад как единую композицию, которую невозможно разобрать на составляющие и сохранить при этом их самостоятельность. Используя один архитектур- ный элемент – арку – как основу, автор И.С. Кузнецов создаёт сложную композицию фасада, где каждый этаж и каждая часть оформлены индиви- дуальным наборов вариаций, которые, тем не менее, тесно взаимосвязаны друг с другом, передавая от набора к набору отдельные детали, создающие органичный и плавный переход.
Список литературы
1. Нащокина М. Архитекторы московского модерна [Текст]: творческие портре- ты / Мария Нащокина; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства
Рос. акад. архитектуры и строит. наук. 3-е изд., испр. и доп. М.: Жираф, 2005. 535 с.
2. Сайгина Л.В. и др. Московский зодчий Иван Кузнецов [Текст] / Л.В. Сай- гина, И.Е. Печёнкина, О.Б. Михайлова. М.: Вече: Русский импульс, 2014. 447 с.
3. Сливко Л.А. Саввинское подворье на Тверской улице на все времена
[Текст] / Л.А. Сливко. М.: Художественная литература, 2013. 127 с.