ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 898
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
392
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin наше сознание игнорирует. Если внимание к Месту вернется, то человече- ские связи с внешним миром станут крепче и будет возникать много боль- ше положительных примеров взаимодействия между человеком и миром.
Список литературы
1. Ji
řн Tourek Notes on Early Architectural Phenomenology of Christian Norberg-
Schulz. – URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://actual- art.org/files/sb/06/Tourek.pdf (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный.
2. Place attachment and phenomenology. – URL: https://www.researchgate.net/
publication/285078966_Place_attachment_and_phenomenology (дата обращения:
27.02.2023). – Текст: электронный.
3. О феномене, структуре и духе места у К.Норберг-Шульца. – URL: http://
archvestnik.ru/2008/09/02/o-fenomene-strukture-i-duhe-mesta-u-k-norberg-shulca/ (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный.
УДК 378.1
А. А. Соколова
Научный руководитель – А. А. Перекладов
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ
Театральная деятельность открывает разнообразные перспективы для разных групп людей. Сегодня, театры располагают не только развлекатель- ной функцией, а выполняют весьма большой спектр социальных функ- ций: являются реабилитационными и образовательными центрами, пред- лагающими актерам и зрителям арт-терапию различной направленности.
Уже более полувека подобные культурно-зрелищные учреждения стремятся к максимальной инклюзивности и предлагают различные программы для разных категорий посетителей, в том числе и для людей с повышенными потребностями. Данное направление позволяет устанавливать связь между этими группами и привлекать заинтересованных в этом. Люди без инвалид- ности могут получить незабываемые впечатления, а некоторые постановки даже дают возможность поставить себя на место человека с особыми по- требностями, ощутить их опыт, а маломобильным гражданам они предла- гают такое действо, которое они могут наиболее комфортно воспринимать, либо в котором они могут непосредственно участвовать.
Как правило, спектакли подобного плана включают в действие и ак- теров-инвалидов, и актеров без инвалидности, однако, есть и постанов- ки, в которых участвует группа с определенным типом физических или психологических нарушений, или которые рассчитаны с уклоном на определенную группу зрителей. Эти тенденции требуют определенных дополнительных архитектурных и дизайнерских решений для грамотной организации постановок.
Для людей с различными типами зрительных нарушений, организу- ется специально составленное звуковое сопровождение в течении всего спектакля. Перед самим мероприятием посетителям дают возможность
393
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина пообщаться с актерами, узнать о действующих персонажах, их характерах, а также запомнить голоса. Проводят экскурсии по сценическому про- странству, костюмам и декорациям – «тактильный осмотр», зону для ко- торого можно организовать и в фойе театра. Места для изучения могут быть организованы в виде небольших полуоткрытых комнат, стендов или отдельных дополнительных пространств, где каждый желающий может осмотреть и ощупать сопутствующую спектаклю бутафорию. Подобные решения могут быть временными, созданными из трансформируемых пе- регородок, или постоянными. Они должны создавать интересные непре- рывные тактильные и визуальные маршруты, как для людей с проблемами по зрению, так и без.
Модификации затронут и зрительскую часть зала. Современные поста- новки требуют современных решений: спектакли для слепых становятся, по большей части, иммерсивными, где зритель погружается в действо по- средством игры света, звуков, запахов и тактильного контакта с артиста- ми, где они «путешествуют» между зрителями, общаются и прикасаются к ним. Это требует либо более разреженной рассадки, либо трансформи- руемых залов, где есть возможность поменять конфигурацию мест или вообще убрать их. В качестве примера подобного спектакля можно при- вести постановку Натальи Пахомовой «Ежик в тумане», поставленную в Московском кукольном театре в 2015 г. Артисты и гости находились на сцене, атмосфера природы передавалась посредством звукового и тактиль- ного сопровождения, а каждый желающий мог тактильно ознакомиться с ростовыми куклами персонажей.
Слабовидящие актеры, также, требуют особого отношения к себе, в плане организации сценического пространства. Сцена должна быть мак- симально безопасна: у края должны устанавливаться ограничители или разметка, которые укажут на ее конец и не позволят им упасть вниз, либо находиться на одном уровне с первым рядом. Поскольку слепые актеры могут ориентироваться, в основном, по слуху, во время репетиций они за- поминают расположения «препятствий». Планировки декораций должны быть четкими и статичными, а, если спектакль иммерсивный, рассадка зрительских мест, в течении спектакля, не должна меняться.
Люди с нарушениями по слуху воспринимают постановки визуаль- но. Наиболее простой для восприятия тип постановок – это пантомима, где все действо показывается языком танца и жестов. Однако, спектакли с речью тоже приспосабливают для людей со слуховыми нарушениями.
Специальные экраны, транслирующие текст спектакля, встраиваются над сценой или непосредственно в декорации, выделяется специальное место для сурдопереводчика или используется такой трюк, как «теневая интерпретация», когда сурдопереводчики в костюмах, находятся рядом с актерами и являются часть спектакля. Некоторые зрители, также, могут читать по губам. Сцена в данном случае, должна хорошо просматриваться зрителями, быть достаточно освещена и видна со всех сторон. Если нет возможности данной организации зала, то специальные места для глухих организуются непосредственно на сцене.
394
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Граждане с частичным или полным нарушением подвижности, и дру- гими физическими проблемами также нуждаются в инклюзивной теа- тральной среде. Сегодня, физическая доступность уже вышла далеко за рамки простого обустройства пандусов, лифтов и мест для маломобиль- ных граждан. Многие активисты, работающие, в том числе, и в направле- ниях социологии, политики и архитектуры, считают возможность беспре- пятственного перемещения за пределами зала базовой необходимостью, а количество мест, для посетителей на колясках, расширить до 5–10 %, или предусмотреть трансформируемые сборные конструкции кресел, ко- торые могли бы позволить увеличить это количество, по мере необходи- мости. Для актеров должен быть организован свободный доступ на сцену, при помощи лифтовых конструкций или пандуса.
Не стоит упускать из виду и людей, которые могут перемещаться без помощи инвалидной коляски, у которых есть проблемы с ногами или позвоночником, и они физически не могут высидеть длительное вре- мя. Следует либо увеличивать количество антрактов, либо планировочно предусматривать такие места, с которых они бы могли вставать, не мешая другим посетителям, и пространство, где возможно наблюдать за спекта- клем стоя, или организовывать «нестандартную» рассадку мест. Пример подобной рассадки можно рассмотреть на примере пьесы «Скарборо» Фи- она Эванса. Поскольку действие разворачивается в отеле, организаторы расположили места для зрителей прямо на сцене в декорациях. Они сади- лись или вставали там, где было свободно: на подоконнике, тумбочке или прислонившись к стене. Однако, в данном случае, такое решение было не самым удачным, поскольку вызвало неудобства у многих посетителей, из-за того, что никто не озаботился их комфортом.
Для посетителей с ментальными проблемами, такими как аутизм, деменция и прочими расстройствами психологического спектра, орга- низация театральных пространств может отличаться специфическими планировками и цветовыми решениями. К примеру, для аутистов важно организовывать специальные места или комнаты для «сенсорного отды- ха», куда они могут удаляться, чтобы побыть наедине с собой, должно быть несколько интересных путей к залу, а пространство должно плавно перетекать из одного в другое, без резкой смены обстановки и крупных
«давящих» пространств. Внутренние стены необходимо оснащать допол- нительными окнами, чтобы возможно было заглядывать в соседние по- мещения. Это создает дополнительное ощущение безопасности здания и уменьшает общую тревожность.
Оптимизация окружающей среды, в данном случае, крайне важна.
Если подобная функция организуется в крупном театре, то лучше вы- носить ее в отдельное место, с отдельным входом и дополнительными пространствами, подальше от шума и большого потока посетителей, а сам зрительный зал становится, по большей части, камерным, предназначен- ным для небольшого количества зрителей (в основном, опекунов).
Людей, страдающих деменцией, тоже важно оградить от лишних вол- нений, а одним из ключевых моментов в архитектуре и дизайне, являются
395
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина грамотно подобранные контрастные цвета, которые могут не только от- делять одно помещение от другого, но и обозначать нахождение дверей, лестниц, мебели и декораций. Сливающиеся по цветовой гамме с общим окружением проходы, сиденья, сценические пространства и пр., будут по- просту игнорироваться. Вывески должны быть максимально понятны и не создавать лишний «сенсорный шум».
В местах, где приходится ждать (к примеру, в фойе, перед началом спектакля, у билетных касс или около санитарных зон), обязательно долж- ны быть организованы зоны отдыха с сидениями, с высокой спинкой и подлокотниками. Так же, следует выделить легкодоступные, но закрытые и тихие зоны, где у человека с деменцией будет возможность отдохнуть от окружающего шума. Зрительский зал предполагается, в данном случае, со свободной, трансформируемой планировкой. Спектакли, как правило, ста- вятся в непринужденной атмосфере – каждый желающий может вставать со своего места, ходить, разговаривать, петь или танцевать, а количество антрактов увеличивается. Сцена должна хорошо просматриваться и быть безопасной, а освещение в зале должно работать в течении всего действа.
Для более комфортной и дружелюбной обстановки в пространстве те- атра, следует также озаботиться и другими дополнительными функциями, которые, на практике, могут оказаться весьма полезными для пребывания там посетителей с повышенными потребностями. Маломобильные гражда- не, передвигающиеся при помощи собак-поводырей, или люди с менталь- ными проблемами, которым необходимо сопровождение терапевтической собаки, должны иметь возможность оставить их в специализированном месте на время спектакля, следовательно, предлагается организация от- дельных оборудованных помещений, с квалифицированным персоналом.
Для людей, перемещающихся при помощи инвалидных колясок, сле- дует предусмотреть для них «парковочную зону» – отдельную комнату, где они могут оставить на время свою уличную коляску и пересесть на облегченную, на которой будет комфортно перемещаться по помещению.
Для работников, сопровождающих людей с ОВЗ, если на них не куплен билет, также нужно отдельное помещение, где они могли бы комфортно ожидать сигнала об окончания спектакля.
Активное развитие различных театральных программ, по поддержке ма- ломобильных граждан, не только позволяет им влиться в культурную жизнь общества, но и предлагает людям, далеким от их мира, пообщаться с ними и понять их чувства. Это полезно для всех сторон. К сожалению, современ- ные культурно-зрелищные учреждения не всегда могут предоставить места, отвечающие даже базовым требованиям, однако, многие руководители хотят видеть у себя на постановках таких посетителей и готовы работать с ними в качестве актеров, а театры, стремящиеся к инклюзивности, просят людей с особенностями по здоровью заранее сообщать о необходимых им условиях.
Подобные моменты позволяют понять, насколько комфортным может быть пребывание конкретного посетителя, и создать такую архитектурную среду, которая способствовала организации мест для обучения и работы, а также дала бы возможность людям поддерживать активную социальную жизнь.
396
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Список литературы
1. Как дизайн может помочь людям с деменцией // Formica: сайт. – URL: https://www.formica.com/ru-ru/articles/commercial-interiors/design-for-dementia (дата обращения: 25.11.2022).
2. Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базо- вый курс / Е. Леонтьева. Екатеринбург: Tatlin, 2013. С. 6–128. ISBN: 978-5-903433-98-8.
3. Литвиненко Ю. Спектакли для незрячих как инновационная форма социально- культурной реабилитации инвалидов по зрению / Ю. Литвиненко // Ученые записки
(Алтайская государственная академия культуры и искусств). Барнаул: Издательство
Алтайского государственного института культуры, 2018. С. 50–55. ISSN 2414-9101.
4. Austin A. Accessibility in the Theatre / A. Austin // Honors Theses – Ouachita,
2018. P. 2–85.
5. The National Autistic Society: official website. – URL: https://www.autism.org.uk/
(date of access: 25.11.2022).
УДК
А. С. Сорокина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
АНАЛИЗ ГОРОДСКОЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ ПОСРЕДСТВОМ
ТРАДИЦИОННЫХ ВОСТОЧНЫХ ТЕХНИК (НА ПРИМЕРЕ ФЭН-ШУЙ)
Человек всегда был тесно связан с природой. С развитием цивилизации и технологий люди стали все больше отдаляться от природы. Огромные высотные здания, многолюдные города, где большая часть земли покрыта асфальтом. Тем не менее, человек все чаще и возвращается к природным истокам. В большинстве случаях именно из мира флоры и фауны люди черпают вдохновение и заимствуют различные формы.
Западная и восточная культуры по-разному рассматривали роль при- роды в жизни человека.
В Западной культуре природа – это источник ресурсов, которыми че- ловек пользуется, не восполняя их. Во многих западных мифологических писаниях прослеживается мысль о том, что силы человека могут быть гораздо могущественнее сил природы. В древних культурах – Египетской и Междуречья описывается, что из-за природных условий, люди очень много трудились, тем самым сильно изменяя природу. Например, такое изменение как строительство водных каналов влекло за собой не только задержание нужного количества воды, но и сброс ее излишков, и тем са- мым изменяло природный ландшафт.
Восточная философия сильно отличается от западной. Она предпо- лагает, что человек является часть природы и, соответственно, не имеет права активно вмешиваться в нее. Так, например, в Индии распростране- но мнение о том, что природными и космическими силами предопределе- ны не только все земные явления природы, но и судьбы людей, начиная с рождения и заканчивая смертью.