ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 894
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
413
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Сам процесс инклюзивного образования заключается в различных фор- мах соединения и введения в обычный класс детей с особенностями разви- тия (в т. ч. МН). В связи с тем, что образовательные возможности, уровень развития и процесс адаптации у каждого ребенка с МН неповторимы, пе- дагоги разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты. В соот- ветствии с ними и нормами РФ за каждым учеником закрепляется тьютор, помогающий на всех ступенях обучения и взаимодействия со школьным окружением. Индивидуальные занятия с тьютором должны проводиться в отдельном помещении и собственным рабочим местом. Это, так называ- емый, ресурсный класс, рассчитанный на 8 обучающихся, который необхо- димо иметь в здании школы. Пространство ресурсного класса рекомендо- вано делить на зоны: для индивидуальных занятий, для групповых занятий, для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место учителя.
Учитывая специфику здоровья и психологического развития детей с МН, им необходима возможность уединения и расслабления в период нахождения в школе. Для этого можно предусматривать небольшие зоны отдыха в пространстве ресурсного класса. Но более эффективной моделью считается дополнительная сенсорная комната – отдельное помещение, в котором дети с МН могут успокоиться снять появившееся возбуждение путем расслабления/стимуляции органов восприятия (зрительные, слухо- вые, тактильные, обонятельные). Для этого в ней должно быть предусмо- трено разного рода оборудование, игрушки, аппараты, качели, световые и звуковые системы и т. п.
Перечисленные «особенности» организации школ для осуществления продуктивного учебного процесса сегодня являются абсолютно необходи- мыми. Подтверждения этому существуют как в опыте иностранных коллег, так и в педагогических программах и практических наработках российских специалистов. Инклюзивная модель обучения в наши дни – это новый уро- вень социализации и роста общества. И качество этой модели неразрывно связано с созданием правильных архитектурно-планировочных решений.
Список литературы
1. Ситнова А.И. Антропоморфная метрика, применимая для построения школь- ного пространства для детей с рас [Текст] / А.И. Ситнова, Е.В. Ермоленко // Ар- хитектура и современные информационные технологии. 2021. № 1 (54). С. 78–90.
DOI 10.24412/1998-4839-2021-1-78-90.
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход [Текст] /
М.Л. Барбера, Т. Расмуссен. М.: Рама Паблишинг, 2014. 304 с.
3. Стрельникова, Е.Ю. Архитектура, создающая инклюзивное образование /
Е.Ю. Стрельникова // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития: материалы международной научно-практической конфе- ренции, Тюмень, 05 июня 2020 года. Том II. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. С. 13–20.
4. Носова, Т.М. Инклюзивное образование – стратегическое направление со- временного образования России / Т.М. Носова, В.Г. Шведов, Л.А. Колыванова //
Молодой ученый. 2016. № 16-1 (120). С. 37–41.
5. Sagun-Ongtangco, K.S. Inclusive classrooms: making it work for peers of children with disability / K.S. Sagun-Ongtangco, K.G. Medallon, A.J. Tan // International Journal of Inclusive Education. 2019. DOI 10.1080/13603116.2019.1568596.
414
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
УДК 725
М. Д. Теодоридис, А. А. Красковская, Б. В. Гандельсман, М. М. Червяков,
М. В. Фадеев, А. Н. Кукушкин, А. Н. Милашевская
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
СОВРЕМЕННАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ ПАРКОВКА
КАК ИДЕЯ ГАРАЖА-МАСТЕРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
В современных городах сложилась неудовлетворённая потребность в помещениях для реализации творческих способностей населения. В ста- тье рассматриваются комплексные методы формирования нестандартных функций в «традиционных» утилитарных объектах. Архитектурный подход к этим задачам в учебном проекте использует метод социального анализа и комбинаторные методы динамической композиции.
Люди счастливы тогда, когда любимое ими дело совпадает с тем, чем они профессионально занимаются. Бывает, что в жизни человек впечат- ляется чем-то другим, новым – помимо привычных занятий. Характерно, что у увлечённых творческих натур находятся и время, и место для такой самореализации. У этого процесса (как и у любого другого – с точки зрения социума) есть свои преимущества и недостатки. В этой статье мы порассуждаем о месте, о пространстве, где создана возможность искать, экспериментировать и воплощать в жизнь свои мечты.
Есть увлечения, которые прекрасно можно реализовывать в обычной квартире: собирание всевозможных коллекций, рукоделие и т. д. А есть увлечения, требующие большого пространства, шумных инструментов – реставрация старинных машин, технического антиквариата, всевозможные разработки и конструирование, усовершенствование и ремонт небольшого по габаритам оборудования, создание любительских, а иногда и профес- сиональных скульптур, керамики, мебели из самых различных материалов.
В исторической ретроспективе это делалось в специальных помещениях – сараях, мастерских, кузницах.
В советские времена всё это часто делалось в гаражах: Что такое совет- ские гаражи? В СССР, да и в городах современной России полувремен- ные-полукапитальные кооперативные комплексы гаражей-боксов пред- назначены для хранения и ремонта автомобилей, склада полуненужных вещей, но также являются местом общения, отдыха и досуга автолюбите- лей. В них даже и до сих пор образуются целые сообщества людей по ин- тересам. Однако приходится признать, что их устройство для современно- го пользователя, особенно в крупном городе с его дефицитом свободной земли в центре, становится устаревшим.
Отчасти в сегодняшних мегаполисах «классические» гаражи вытесня- ются многоуровневыми парковками, и земля используется более эконом- но. Но противоречие заключается в том, что в многоэтажных гаражах подобные «мастерские» организовать практически невозможно. Где ув- леченным людям воплощать в жизнь свои мечты, в буквальном смыс- ле искать ответ на многие задачи, которые ищутся экспериментально;
415
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина находить решения вопросов, которые зачастую ставят их жизненные си- туации, используя имеющиеся под рукой материалы и их комбинации?
На работе – совсем другой профиль деятельности, возможно, не творческий, а исполнительский. Дома – семья, маленькие дети, быт, где зачастую невозможно ни попилить, ни посверлить, ни пошлифовать, мало пространства, да и соседи предъявляют претензии из-за шума...
Современный городской образ жизни не просто предлагает, а скорее, навязывает готовые виды деятельности – разрекламированные коммер- сантами, сложившимися сообществами и управляемыми модными тече- ниями – там для настоящего творчества места почти не осталось. Из- за отсутствия возможности самореализации у творческих, увлечённых людей могут возникать различные депрессии – ведь у многих из них любимое хобби – просто смысл жизни...
Конечно, всё это может вызвать разнообразную и небезосновательную с точки зрения социума критику – мол, все это чудачество, наивно – са- модеятельно, немассово, непрофессионально. Ведь возможна организация различных кружков, клубов, школ – как для детей, так и для взрослых – с профессиональным оборудованием, профессиональными педагогами, наставниками, мастерами: и работа в таких мастерских и кружках – это все увлекательно, интересно, полезно...
Главное для нас: всё это готовое, транслирующее существующие тех- нологии и известные подходы по той или иной схеме – и ближе к про- стому копированию... Для творчества, для решения нестандартных задач, ответы на которые не найти в справочниках, для поиска решений
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 38
новыми способами часто бывает необходимо пройти путь с нуля, с чистого листа, несмотря на возможные ошибки и неудачи. В процессе продвижения на этом пути и создаются новые оригинальные инструменты, оборудование, приемы, технологии. И для этого необходимо иметь свое собственное пространство, пусть небольшое, но организованное на свой лад: многим людям для этого необходима тишина, настрой, собственным трудом соз- данная атмосфера рабочего места.
А на критику непрофессионализма можно возразить – ведь многие открытия совершались непрофессионалами: например, обычный садов- ник изобрел армоцемент, экспериментируя с армированием цветочных горшков. Купола-оболочки, изготовленные из такого композитного ма- териала, толщиной 1,5–5 сантиметров, могут перекрывать пространства в сотни метров. Бенджамин Франклин, американский политический де- ятель, дипломат, занимаясь исследованиями в совершенно другой об- ласти – экспериментируя с электричеством – сделал открытие: изобрел молниеотвод. А.К. Буров, будучи архитектором, также сделал открытия совершенно в других областях – изобрел стеклотекстолит, который до сих пор широко применяется в авиации и судостроении, а также орга- низовал институт лечения от рака.
Чарльз Дарвин изучал медицину и теологию, а увлекшись биологией, создал теорию эволюции на основе данных, собранных из любопытства [2].
Г.К. (Серго) Орджоникидзе и М.Л. Каганович, не имея инженерного
416
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin образования, создали советскую промышленность и систему путей со- общения, выдержавшую все испытания Великой Отечественной войны и восстановленную после неё в рекордно короткие сроки и т. д. Все мы с детства помним фантастические сюжеты А.Н. Толстого, где ге- ниальные изобретатели в сараях на окраине города создают небывалые машины – ракету для полёта на Марс или гиперболоид – супероружие и сверхмощный инструмент, способный пробурить земную кору и даже
«оливиновый пояс»…
Детям очень полезны такие эксперименты, где они вместе с роди- телями, старшими братьями и друзьями в «гаражных» мастерских во- площают свои мечты собственными руками. Именно собственные мечты, а не готовые предложения, шаблоны моделей мироздания и способы решения задач в этих моделях – что чаще всего предлагается в детса- дах, школах, кружках. Принципиальный момент – собственными рука-
ми – в процессе творчества участвуют все каналы восприятия, моторика, кинестетика, все тело, что очень важно для гармоничного развития че- ловека [3], а не только зрение и фотографическая память, как в распро- странённых цифровых форматах.
Выдающийся изобретатель Г.С. Альтшуллер проанализировал
40 000 тысяч патентов в своем знаменитом труде «Теория решения изо- бретательских задач» [1]. Он подчеркивал, что специалисты чаще всего совершенствуют уже готовые системы, а создание новых систем, как правило, связано с изобретениями на стыке наук и даже с непрофес- сиональными с точки зрения специалистов действиями. Термины и их определения, условия задач, аналоги, стереотипы, привычные обще- принятые решения, психологическая инерция – все это крайне сужает поиски и уводит от новых, нестандартных, часто очень простых и эф- фективных решений.
Процессы массового строительства многоуровневых парковок и исчез- новение классических «гаражных городков» имеет следствием уменьшение реализации творческого потенциала социума. Естественно, «классические» гаражи в их традиционном виде не могут быть сохранены в современном городе, будучи весьма далёкими от архитектуры и занимая при этом зна- чительные площади ценной городской земли.
Как решить подобную задачу?
Студентки 3-го курса МАРХИ кафедры Градостроительства Мария
Теодоридис и Анна Красковская при проектировании учебного проекта многоуровневого гаража-стоянки заострили внимание на проблеме отсут- ствия места для творчества в современном большом городе и предложили оригинальный ответ – разместить творческие мастерские в боксах мно- гоуровневой парковки (рис. 1). Участок расположен в спальном районе
Москвы, в районе Люблино, на углу Люблинской и Совхозной улиц, на месте существующих гаражей, принадлежащих местным жителям (рис. 2), в типичном для данного района многофункциональном окружении, не- далеко от станции МЦД «Депо».
417
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 1. Экспозиция
Рис. 2. Градостроительная ситуация
Студентки исследовали типологию существующих гаражей и предло- жили создать на их месте многоуровневый комплекс ячеек-мастерских, из которых конструируется общественное пространство (рис. 3). В проекте каждый житель сможет воплощать свои творческие идеи, проводить досуг
418
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и общаться с соседями. Ячейки можно комбинировать в зависимости от профиля мастерских, увеличивать объем бокса за счет демонтажа перего- родок. Над парковкой запроектирована эксплуатируемая кровля, которую возможно использовать под различные эксперименты жителей всех воз- растов в качестве мастеров-изобретателей, если для их творчества пона- добится больше пространства.
Рис. 3. Cтруктура-аксонометрия
Интересен взгляд Марии Теодоридис в соотношении фиксации вни- мания и абстрагирования. Она смогла увидеть в бесконечно рутинных и прагматических функциях классических «городов гаражей» возвышен- ные и романтические мачты людей. Заслуживает внимания простая, ясная и четкая постановка условия задачи.
Анне Красковской, прекрасно чувствующей ритм, удалось подобрать ин- тересные комбинации вариантов мастерских и передать поиск творческого процесса в легкой, почти невесомой динамической композиции здания.
Чтобы проектируемая механическая парковка не осталась «мертвой точкой» в районе, для неё были разработаны многоцветные интерактив- ные фасады. Эта идея различным образом выражена на всех 4 непохожих друг на друга сторонах сооружения. На проекциях представлены возмож- ные комбинаторные перестановки панелей фасада, увеличения консоль- ных свесов боксов в зависимости от потребностей функций мастерских.
Таким образом, фасад может постоянно меняться, отображая жизнь вну- три мастерских, транслируя работу над той или иной задачей и демон- стрируя то или иное изобретение, открытие и т. д. (рис. 4).
419
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 4. Фасады
Пока это только первый шаг – студентами сформулирована проблема и условия задачи, выбраны подходы и инструментарий, предложено про- стое и ясное устройство здания архитектурными средствами. Для вопло- щения их идеи в жизнь предстоит пройти нелёгкий путь – найти множе- ство непростых компромиссов и нетривиальных решений.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения [Текст]. М.: изд. Московский рабо- чий, 1973. 296 с., ил.
2. Гражданская наука. Википедия. Электронный Ресурс. Режим до- ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B6
% D 0 % B 4 % D 0 % B 0 % D 0 % B D
% D 1 % 8 1 % D 0 % B A % D 0 % B 0 % D 1
%8F_ %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %B0.
3. Юхани Палласмаа – Мыслящая рука [Текст]. М.: Классика ХХI, 2013. 176 с.
УДК 7.025.5
В. М. Терентьева
Научный руководитель – В. А. Колгашкина
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ) РЕНОВАЦИИ
БЫВШИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕЧНЫХ ПОРТОВ
С течением времени в процессе роста городов и развития технологий промышленные объекты теряют свою актуальность. Речные порты – эко- номические ворота в агломерации, иногда оказываются непригодными по своей основной функции. К этому приводит расширение границ го- рода, в результате которого промышленные объекты оказываются в со- циальном центре и начинают негативно влиять на окружающую среду,