Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 883

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

448
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
На основании исследования, была предложена поэтажная функци- ональная модель бизнес-центра (рис. 3). В соответствии с конфигураци- ей участка, предполагается здание с крытым атриумом. На первом этаже традиционно находится вестибюльная группа помещений (холл, гардероб, ресепшен и т. д.). Здесь же расположены выставочное пространство, ресто- ран (рассчитанный, как на внутренних посетителях бизнес-центра, так и на внешних клиентов), торговая зона (бутики и т. п.), а также ряд администра- тивно-бытовых помещений, обеспечивающих полноценное обслуживание здания. На следующем этаже уже представлены помещения делового назна- чения (офисы, коворкинги) и пространства, предназначенные для отдыха работников и клиентов (рекреации, спортзона и т. п.). На этажах с третьего по пятый находятся офисы и конференцзалы. Верхние этажи предполагают размещение офисных пространств разных площадей. На последнем этаже также возможна организация ресторана и смотровой площадки.
Итак, нами был проведен анализ градостроительных и функционально- планировочных характеристик бизнес-центра для г. Пензы. В результате был обоснован выбор территории в центральной части города, в границах улицы
Урицкого, мостов «им. Капашина» и «Дружба» и Набережной реки Суры; на основе анализа мирового опыта были предложены функциональные схемы, описывающие оптимальную структуру бизнес-центра для г. Пензы.
Список литературы
1. Гельфонд А.Л. Архитектура общественных пространств [Текст]: монография /
А.Л. Гельфонд. М.: ИНФРА-М, 2019. 410.
2. Игнатьева Н. Архитектура новых зданий бизнес центров Казахстана [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2009/1kvart09/Ignatyeva/
AMIT_6_paper_Ignatyeva.pdf (дата обращения 23.11.2022).
3. Архитектура офисных зданий. Каталог [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://www.abitant.com/projects/ofisnye-zdaniya/category#/ (дата обращения
24.11.2022).
УДК
А. С. Царапкина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ИЗЫСКАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРКОВОК В РАЙОНЕ АРБЕКОВО В Г. ПЕНЗЕ
Парковки в крупных городах России давно стали больной темой не только для автомобилистов, но и для чиновников разного уровня. Ав- томобилей становится все больше не только в мегаполисах, но и в не- больших городах страны, а мест для парковки больше не становится – темпы решения проблемы в несколько раз отстают от скорости прироста транспорта у горожан. Правительство и районные администрации про- должают поиск универсального решения, обращаясь к европейскому опы- ту и собственным разработкам, но пока ситуация только усугубляется.


449
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Нехватка парковочных мест влечет за собой множество других проблем: искусственное сужение проезжей части из-за многометровых рядов при- паркованных автомобилей, ухудшение экологической обстановки, порча газонов и многое другое. Но решения есть – и их множество [1]. С каж- дым годом в крупных городах и мегаполисах становится все больше авто- мобилей. Из-за опережения темпов роста автомобилизации населения над обеспеченностью машин парковками, проблема нехватки машиномест для парковки автомобилей не только в центре города, но и в нецентральных районах, становится все более актуальной [2].
Следует отметить, что в 1970-х и 1980-х годах в России приоритет в развитии автомобильного транспорта отдавался общественному транс- порту (троллейбусы, маршрутки, автобусы) и в качестве исходного зна- чения для городов уровень автомобилизации принимался не более
60 автомобилей на тысячу человек. Градостроительные нормы 1989 г. предполагали на перспективу – 180 машин на 1000 населения. Именно на такое соотношение и была разработана вся транспортная инфраструктура и система дорожного движения крупных российских городов. В настоя- щее время этот показатель превышен в несколько раз, а к тому времени уровень обеспечения машин парковочными местами менее 20 % от общего количества автомобилей [3].
В наши дни проблемы загруженности транспортных сетей, а также проблемы парковки машин, которые приводят к заторам и пробкам, стали проблемами мирового значения.
В качестве объекта исследования выступают территории наземных пар- ковок в районе Арбеково в городе Пензе, а предмета – проблема дефи- цита парковочных мест и организации парковочного пространства. Цель работы направлена на выявление территориально-строительного ресурса для организации дополнительных автомобильных парковок на выбранной территории.
На примере мирового опыта рассмотрим варианты организации парко- вок в крупных городах. Далее проведем анализ района Арбеково в г. Пен- зе для выявления территориально-строительного ресурса под парковочные пространства.
Парковка наземная – это уличная территория, прилегающая к объекту недвижимости, фактически имеющая общий доступ для населения. Част- ные компании устанавливают охрану вокруг огороженных территорий, которые выделены под парковки. Также, наземная парковка может пред- ставлять из себя отдельно стоящее здание, чаще представляющие из себя многоуровневые парковки для легкового автотранспорта [3].
На сегодняшнее время технологии позволяют многократно повысить эффективность использования пространства стоянки. В сравнении с при- вычными наземными парковками – во много раз. Прослеживается не- сколько задач, выполнение которых помогает быстрее достигнуть главной цели, – решения проблемы парковок. Это задачи повышения эффектив- ности парковочного пространства путем строительства многоэтажных пар- ковок в качестве отдельных сооружений, проектирования и строительства


450
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin многоэтажных домов с подземными парковками, а также внедрения в го- родскую среду автоматизированных парковочных систем; широкого рас- пространения платных парковок, возможности приобретения в собствен- ность или аренды парковочного места, повышение тарифов на парковку авто, причем чем ближе к центру города водитель хочет припарковать свой автомобиль, тем больше он должен заплатить; создание перехваты- вающих парковок [4].
В России парковочные системы постепенно распространяются в круп- ных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург.
Создаются различные проекты автоматизированных паркингов, к приме- ру, проекты компании ОАО «КБ ВиПС»: «Автоматизированный паркинг.
Новое здание (вторая сцена) Государственного академического Мариин- ского театра» (трехъярусный подъемный паркинг на 93 машиноместа),
«Подземные автоматизированные паркинги в зоне станции метро «Теа- тральная» (два модуля паркинга под Крюковым каналом общей вместимо- стью 680–800 машиномест), «Подземные автоматизированные паркинги в зоне Биржевой площади» [4].
В Москве компания проектировала и устанавливала роботизирован- ный паркинг на 72 машиноместа на Пречистенской набережной. Робо- тизированный паркинг представляет собой многоярусную конструкцию с ячейками хранения и беспилотной системой парковки, также имеется роботизированная тележка, лифт и бокс въезда-выезда.
В Санкт-Петербурге компания занималась созданием проекта «Сэтл
Сити», паркинга на 206 машиномест, проекта «Тельмана», включающего в себя создание башенного паркинга на 351 машиноместо, проекта «Ла- бораторный» с башенной парковкой на 340 машиномест [4].
Также решением проблемы становится использование подземных пар- ковочных комплексов, которые могут располагаться прямо под зданием и обладать несколькими уровнями хранения.
Примером такой системы является многоуровневый паркинг, располо- женный рядом с НКЦ «Казань», пример эффективного использования го- родского пространства. Основная его часть скрыта в береговом склоне под землей, а на поверхности – зеленый газон, дорожки для прогулок и амфи- театр. Общий облик береговой линии при строительстве был сохранен [5].
Проблему неэффективной парковки в мире решают по-разному: гол- ландская инженерная компания Strukton разработала концепцию подземно- го города в центре Амстердама, а архитектурное бюро Zwarts & Jasma (ZJA) создало и представило проект на основании этой концепции, AMFORA, ко- торый расшифровывается как альтернативное мультифункциональное под- земное пространство Амстердама (Alternative MultiFunctionele Ondergrondse
Ruimte Amsterdam) (рис. 1, цветная вкладка). AMFORA призвана решить проблемы свободного пространства и загруженного трафика: согласно про- екту, под каналами в центре города будут построено множество тоннелей общей протяженностью около 50 километров. В этих тоннелях предлагается разместить парковочные места, а также спортивные и развлекательные объ- екты, к примеру, кинотеатры, бассейны, супермаркеты [4].


451
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Кроме достижения основной цели проекта – разгрузки исторического центра города путем перемещения припаркованных автомобилей на под- земные парковки, произойдет и улучшение экологического состояния го- родской среды: выхлопные газы в подземном городе будут проходить через систему фильтров, не позволяя вредным веществам попадать в атмосферу.
Также архитектурное бюро ZJA совместно с компанией OKRA Landscape
Architects, занимающейся ландшафтным дизайном, представили проект сквера, находящегося рядом с Центральным вокзалом Утрехта, и много- уровневой парковки под ним. В центре Утрехта, рядом с вокзалом, было пустое ветреное пространство, рядом с которым расположилось множество отелей и бизнес-зданий. Так как район оживленный, является как бизнес- центром и одновременно туристическим центром города, поэтому здесь также ощутима проблема парковок. Спроектированная архитектурным бюро ZJA подземная парковка вмещает в себя 800 автомобилей и состоит из трех уровней, к которым можно доехать по трем дорогам (рис. 1, цветная вкладка). Таким образом согласно данного проекта одновременно преобра- жается центр города, путем создания живописного сквера, и разгружается дорожный трафик с помощью вместительной парковки под ним [4].
В качестве объекта исследования был взят жилой район Арбеково, ко- торый является частью Октябрьского административного района – само- го населенного района Пензы, имеет наибольшую площадь и высокую плотность населения. Эта территория обладает хорошим уровнем социаль- но-бытовой обеспеченности населения, здесь расположены спортивные, культурные и медицинские учреждения областного значения.
По статистике, на территории Пензенской области на 1 тыс. чело- век в 2019 году приходилось 320,6 собственных легковых автомобилей, а в 2020 году это значение выросло до 326,1. Можно сделать вывод, что количество личных авто растет с каждым годом, а во взятом нами районе насчитать их около 41 450. Строительство района Арбеково на- чалось в 1950-х годах и тогда не был предусмотрен такой рост числа личных автомобилей и, следовательно, дополнительные площади под парковки не отводились. По действующему нормативу на одно парко- вочное место выделяется 25 м
2
. Для того, чтобы определить необхо- димую площадь территории под наземные парковочные пространства проведем расчет: умножим площадь одного машиноместа на расчетное количество автомобилей – получаем 1,04 км
2
при площади самого рай- она – менее 7 км
2
. Таким образом, можно сделать вывод, что создание необходимого в современных условиях количества наземных парковоч- ных мест не представляется возможным. В данной ситуации следует рассмотреть другие пути решения.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в нынеш- них реалиях необходимо применять альтернативные способы организации парковок как в мегаполисах, так и в небольших городах. В структуре жи- лого района Арбеково крайне мало территориально-строительного ресурса для организации наземных парковок, поэтому выходом может стать соз- дание сети подземных многоуровневых паркингов.


452
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Список литературы
1. Нехватка парковочных мест в мегаполисах – есть решение! // ГеоНовации.
URL: https://www.geonovation.ru/articles/reshenie_nehvatki_parkovochnyh_mest/ (дата обращения: 26.11.2022).
2. Соловьев, К.В. Сравнительный анализ способов организации парковочного пространства в мегаполисах / К.В. Соловьев, Д.В. Кузьмина. Текст: непосредствен- ный // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 155–158. URL: https://moluch.ru/
archive/133/37148/ (дата обращения: 26.11.2022).
3. Акобян Г.В. Проблема недостатка парковочных мест в мегаполисах России.
Виды парковок // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5
[Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86523 (дата обра- щения: 26.11.2022).
4. Смышляева А.А., Резникова К.М., Савченко Д.В. Проблема парковок: зару- бежный опыт и состояние в России // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». 2021
№ 1. https://resources.today/PDF/05INOR121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/05INOR121.
5. Свободные места, съезды без наледи, «экокрыша» и зарядки для электро- каров // Реальное время: сайт. – URL: https://realnoevremya.ru/articles/140030-kak- vyglyadit-sovremennyy-podzemnyy-parking (дата обращения: 27.11.2022).
УДК 728.1
С. Чжан
Научный руководитель – Н. Ф. Метленков
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ЭКО-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Экологический подход вносит существенные коррективы в катего- риально-понятийный аппарат современной архитектуры. В каждой ти- пологической группе объектов (жилые здания, общественные здания, агро-производственные сооружения, ландшафтные и градостроительные объекты и др.) и в каждом географическом регионе всё активнее проявля- ются не только общие, но и узко-специальные архитектурные эко-концеп- ции (конструктивные, материальные, функциональные, композиционные и др.). В частности, рассматриваются эко-концепции пространственных типов жилья, на примере современной архитектуры Китая.
Иногда представляют современное Китайское жилище небоскрёбно- го типа как не совсем преемственное по отношению к традиционному
(1–2-этажному), а следовательно, и не вполне экологическое [1]. В то же время, обусловленность современной китайской жилой архитектуры тра- диционной, конечно есть.
Процесс формообразования в традиционной китайской архитектуре жили-
ща происходил под действием двух «внутренних» сил: «климата» и «иде- ологии», в частности идеологии Конфуцианства и Даосизма о «Пути ве- щей» и о «Гармонии» «Человека» с «Природой» и «Небом» [2].
В «борьбе», с одной стороны, и в «гармонии», с другой стороны, с су- ровостью климата (температурно-влажностный режим, инсоляционно-ве- тровой режим, сейсмо-геологические условия и др.), с ограниченными всегда материально-конструктивными возможностями и с интенсиональ-