Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 888

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

436
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Форма здания дает возможность использовать максимум естественного света во всех помещениях. В итоге уменьшается потребность применять искусственное освещение. Помимо этого, форма здания позволяет на- блюдать вид города со всех сторон.
Также аэродинамическая форма небоскреба минимизирует завихрения воздуха, что увеличивает комфорт пешеходов и улучшает качества воздуха в окружающем районе.
Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме «боба» устойчива к ветровым нагрузкам, следовательно снижает нагрузки на стены, осво- бождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна небоскреба. Кривизна спиралей, устремляющихся ввысь, придает небоскребу пространственную динамичность.
«Огурец» – одно из первых экологически чистых зданий в британской столице, так как в его помещениях тратится в два раза меньше энергии, чем в традиционных офисах (рис.3, цветная вкладка).
Заключение
Архитектура является одним из важных элементов жизни человека.
Бионическая архитектура – это здания, которые едины с природой и не вступают с ней в конфликт. Дальнейшее развитие бионики предполагает разработку и создание энергоэффективных и комфортных зданий с неза- висимыми системами жизнеобеспечения, где при строительстве использу- ются экологичные материалы и строительные конструкции.
Список литературы
1. Фрэнка Ллойда Райта. Будущее Архитектуры.
2. https://losko.ru/frank-lloyd-wright.
3. https://teplica-exp.ru/proekt-yedem.
4. Лебедева Ю.С. Архитектурная бионика. 1990.
5. https://masterok.livejournal.com/29642.html.
УДК 72.03
М. Е. Фадеева
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ В РЕСПУБЛИКАХ СССР
На сегодняшний день в современном российском проектировании ар- хитекторы все чаще используют этнические элементы декора или вариан- ты объемно-планировочных решений для создания уникальных сооруже- ний. Этот стилистический прием берет начало из эпохи Светского Союза.
Национальная и региональная архитектура СССР была крайне оригиналь- на и вносила яркий акцент в среду типовой городской застройки.

437
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Целью исследования является выявление влияния этнических черт на формирование архитектурного облика СССР посредством решения ряда поставленных задач. Требуется определить факторы, способствовавшие распространению региональных и национальных элементов в советских архитектурных решениях. Обозначить предпосылки, возникшие как на го- сударственном уровне, так и сформировавшиеся на территориях республик, входивших в состав страны. Провести анализ национальных черт в архи- тектурных сооружениях на примере проектного опыта Советского Союза.
В самом начале становления СССР советские архитекторы находи- лись в попытках создать свой собственный язык архитектуры, который олицетворял бы собой идеологию и суть нового государственного строя.
Становление стиля проходило сразу в нескольких направлениях: неоклас- сика, эклектика, а также авангардные и неизвестные ранее конструкти- визм, рационализм, романтизм, функционализм. Сторонниками авангарда в архитектуре ставилась важная задача. Их целями стали проектирование новых типов сооружений для социальных нужд населения и разработка уникального образа страны [1].
Как писал советский и российский искусствовед, архитектор, и иссле- дователь в этих направлениях – Селим Омарович Хан-Магомедов,
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38

«…если
своеобразие традиционных художественных форм образует как бы внешний
слой национальных особенностей культуры, то своеобразие представлений
создает второй, более глубокий слой национальных особенностей» [2]. Таким образом, он заключает идею о важности национальных представлений.
Именно они, по мнению исследователя, помогают сохранить националь- ный колорит архитектуры, даже в условиях ее трансформирования в меж- дународную, наднациональную форму.
Говоря об архитектуре сталинского периода, фактически невозможно вы- делить в ней региональный окрас. Она несла в себе яркие интернациональ- ные черты, и сочетала несколько стилевых течений в архитектуре. Символом эпохи являются сталинские высотки, сочетающие в себе черты ампира и нео- классики, в них невозможно разглядеть отголоски прошлого и национальный колорит. Однако, в работах архитекторов-авангардистов, чьи методы в ито- ге оказались запрещены, не отказывались окончательно от национального и регионального в своих работах, но и не делали эту задачу первостепенной.
Они делали упор на местные бытовые особенности, климатические и при- родные черты среды, с которой они работали. Также они яро отрицали на- циональную архитектуру прошлого, складывающуюся в основном из тради- ционных религиозных сооружений, построек, предназначенных для высших слоев общества. Истоками для своих проектов они считали народные обычаи в строительстве национальных жилищ (рис. 1), их пространственно-объемные решения, для строительства с учетом местного рельефа и климата.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что советские архитекторы прибегали к регионализму в первую очередь в республиках Кавказа и Средней Азии. Именно на этих территориях они столкнулись с непривычными для них народными традициями, харак- терами населения и особенностями местности. В проектах это зачастую

438
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin проявлялось в использовании местных материалов и национальных орна- ментов в создании фасадов зданий. Также проектировщики обращались к опыту строительства традиционных хижин (рис. 1) при создании объ- емно-планировочных решений.
Рис. 1. Сакля на фоне горного пейзажа. Пример национального жилища
После эпохи правления Сталина, прерванной его смертью в 1953 году, закончился также период в архитектуре, характеризуемый «сталинским ампиром». С этого момента проектировщики вернулись в русло «совре- менности», которое для нашей страны также характеризовалось макси- мальным упрощением в строительстве и отказе от всех возможных из- лишков в декоре и формообразовании. Страна встала на путь внедрения архитектуры в индустриальное производство. Исходя из данных обстоя- тельств, о национальной идентичности не могло быть и речи [1].
Ближе к началу 70-х годов взгляд правительства на архитектуру снова претерпел изменения. Начала подвергаться шквалу критики типизация застройки, превращающая советские города в монотонные и безликие пространства. Таким образом начали зарождаться идеи о возрождении уникальных черт советских городов, но уже на новых основах, а также о «нахождении современных средств выражения национального характе- ра архитектуры народов России». В итоге, решением поставленных задач советские специалисты начали заниматься в период с 1970 по 1980 гг., зарождая течение советского национализма и регионализма.
Сначала на территориях городов Российской ССР реализуются про- екты, идеи для которых черпались из образцов народного русского зод- чества и регионального своеобразия. Уже позднее тенденции к созданию региональной архитектуры прочно укоренились в профессиональном со- обществе. На деле проектировщики чаще всего прибегали к подражанию формам местной архитектуры и применению в строительстве типичных для региона материалов.


439
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Одной из важнейших, в контексте поднятой темы, вех в истории со- ветской архитектуры становится период с 1975 по 1980 гг. В это время архитекторы советских республик начинают ориентироваться на свою на- циональную архитектуру, исходя из сформировавшихся к этому моменту предпосылок, состоящих из решений правительства, касающихся вопро- сов архитектурного облика. Таким образом архитектурный национализм еще больше укрепляет свои позиции в восточных и южных республиках.
Первой предпосылкой для формирования национального архитектур- ного образа в азиатских и южных республиках стала вставшая перед со- ветским правительством необходимость в создании новой, полноценной культуры. Такая проблема была более характерна для среднеазиатского региона. На этих территориях после революции происходило фактиче- ски искусственное формирование республик в границах, которых ранее никогда не было. На этих территориях проживали народности с беспись- менными языками, для которых по указу правительства советскими учё- ными филологами разрабатывалась письменность. Ее задачей была замена неродного арабского языка. Архитекторам также была поставлена цель создать архитектурный стиль, основанный на дошедших до специалистов национальных памятниках, самых разных характерных для территории орнаментах и малых архитектурных формах [3].
Вторая предпосылка – сохранение национальных и культурных тради- ций данных регионов. Например, говоря о Средней Азии, данная предпо- сылка была своеобразной уступкой со стороны советского правительства для удовлетворения жителей республик. Данную поправку на менталитет можно сопоставить с неозвучиваемым согласием открытого вероиспове- дания, что несло в себе точно такую же цель – вызвать доверие и лояль- ность у населения [3].
И заключительной предпосылкой можно назвать зарождающийся в се- редине 1950-х годов советский модернизм. Анализ объектов архитектуры советского модернизма показывает, что кроме основной интернациональ- ной, рационалистической линии развития модернистской архитектуры, в советском модернизме проявились регионализм, экспрессионизм и раз- личные антифункциональные направления, что формировало так называ- емый синтез искусств. Благодаря массовому распространению советского модернизма за счет невероятного масштаба территории государства, пом- ноженному на огромное национальное многообразие Советского Союза, в архитектуре этого периода можно найти многочисленные примеры «на- циональных проявлений» [4].
Теоретик и историк архитектуры, а также советский проектировщик
Ю. Яралов в своей монографии «Национальное и интернациональное в советской архитектуре» сформулировал перечень особенностей, влияв- ших на развитие национальной архитектуры [4]:
● долговременно действующих, включающих в себя природно-геогра- фические условия, климат, строительные материалы;
● социально-экономическая и историческая среда, строительные и ху- дожественные традиции, развитие техники и др. (Эти конкретные условия


440
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin существенно больше влияли на выработку и своеобразие типов обще- ственных зданий, чем жилых);
● субъективные факторы (проявлявшиеся в творчестве как народных, так и профессиональных мастеров архитектуры);
● менталитет народа, включающий в себя своеобразие вкусов, пред- ставлений и критериев оценок произведений архитектуры;
● синтез искусств.
В случае с прибалтийскими странами было ярко выражено сохранение уже имевшейся национальной архитектуры в изначальном виде. Здесь свою роль сыграла предпосылка, связанная с менталитетом народа, проживавше- го в регионе. Более того, так как русская архитектура считалась для прибал- тов чуждой, архитекторы начинали черпать вдохновение из соседних стран, а в частности ориентировались на Скандинавский опыт. Таким образом, работавшие в Эстонии архитекторы вдохновлялись финской малоэтажной застройкой. Так появился жилой комплекс в городе Пярну, иногда именуе- мый «Солнечные дома» (рис. 3, цветная вкладка). В его образе с легкостью считываются мотивы архитектуры Финляндии (рис. 2, цветная вкладка).
Подобием эстонского опыта является «спальный» микрорайон Лаз- динай («Орешник») построенный в Литве (рис. 4, цветная вкладка). Он расположен на поросшей лесом горе и хорошо заметен из центра города.
Литовские архитекторы были против распространения так называемых
«хрущоб» – наследия «хрущёвской» застройки, также дошедшей до го- родов Литвы. В 1970-х годах группа проектировщиков смогла получить разрешение от руководства на создание города-спутника в пригороде
Вильнюса. Источником вдохновения для архитекторов, также как в Эсто- нии послужил финский опыт. Архитекторы вдохновились многоэтажным строительством Финляндии, а также умением местных специалистов раз- мещать жилые районы в холмистом и лесистом ландшафте [5].
В Латвии также сохранялись исторические постройки и общий харак- терный национальный облик, также с поправкой и уступкой советского правительства на менталитет, для получения лояльности от населения ре- спублики. Однако в ее архитектурную среду в большей мере проникали характерные для РССР проекты. Например, здание Латвийской академии наук (рис. 4), задумывавшееся как Дом колхозника является классическим образцом «сталинского ампира», а гостиница «Ридзене» (рис. 5, цветная вкладка) яркий представитель советского конструктивизма.
Города Украины и Беларуси не сильно отличались в архитектурном об- лике от российских. Здесь также можно найти архитектуру сталинской эпо- хи, минималистичные хрущевские постройки и космическую архитектуру конструктивизма. Однако в этих странах все равно существуют уникальные проекты, в которых архитекторы прибегали к использованию националь- ных мотивов в декоре и черпали вдохновение в родных орнаментах. На- пример, в Украине есть достроенный к концу 1958 года Дворец культуры имени «Молодой гвардии» в городе Сорокино (бывшем Краснодоне). Ве- личественное здание сочетает в себе неоклассические элементы и нотки традиционного украинского орнаментального декора. Монументальное


441
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина сооружение гораздо внушительнее аналогичного здания, построенного в Севастополе, но также производит впечатление цельности и изысканности.
Также в истории есть случаи, когда Советский Союз «дарил» архитектурные шедевры странам, относящимся к социалистическому лагерю. Так, напри- мер, на территории Польши был построен Дворец культуры и науки имени
Сталина (рис. 6, цветная вкладка), в стиле «Польского национализма».
Несмотря на тенденцию на всей территории СССР к строительству упрощённой архитектуры в 50-х годах, здание было построено в стиле польского неоклассицизма, в духе исторической застройки.
В заключение стоит отметить, что в архитектуре СССР одновремен- но уживались типовая застройка, в которой эффектность внешнего вида была упразднена в угоду функции, и оригинальная, запоминающаяся на- циональная и региональная архитектура. Советские специалисты продол- жили черпать вдохновение из истории, традиций, и быта народов, для ко- торых они проектировали среду жизни. В результате им удалось добиться слияния высокой функциональности, четкости и практичности советских архитектурных стилей с красочностью и уникальностью этнических черт для создания архитектурного облика многонациональной страны.
Список литературы
1. Бобров М.Е. Национальное и региональное в архитектуре России в Совет- скую эпоху // Издательство ИВГПУ. 2021. № 6 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46424851.
2. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. 709 с.
3. Национальные мотивы в архитектуре советской Средней Азии и Закавказья
[электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cameralabs.org/12661-natsionalnye- motivy-v-arkhitekture-sovetskoj-srednej-azii-i-zakavkazya.
4. Ефимов Д.Д. Национальное и интернациональное в архитектуре Татарстана периода советского модернизма 1955–1990 гг. // Известия КГАСУ. 2019, № 1 [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-i- internatsionalnoe-v-arhitekture-tatarstana-perioda-sovetskogo-modernizma-1955-1990-gg
(дата обращения: 10.11.22; 17:50).
5. Постсоветский анамнез [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
arterritory.com/ru/arhitektura_dizain--moda/stati/5931postsovetskii_anamnez.
УДК 72.036
Н. В. Фролова
Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Россия
СТИЛЬ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ ВОРОНЕЖА
Город Воронеж ведет свою историю с 1586 года, поэтому по праву мо- жет называться одним из старейших и интереснейших городов.
Архитектурное наследие города, несмотря на значительные разруше- ния во время Великой Отечественной войны, велико и разнообразно.
На примере города Воронежа можно проследить развитие архитектур- ных стилей, характерных для провинциальной России, которые начинают свою историю с конца XVII века.