ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 880
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
466
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin проблем в существующей застройке рекомендуется применять разно- образие элементов в окружающем пространстве. При формировании визуальной среды следует больше внимания уделять не освещенности, а оптимальной насыщенности видимыми элементами. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, при- менение вертикального озеленения. Большие плоскости фасадов, разби- тые на отдельные участки с применением разного вида облицовки по- верхностей, а также цветовых решений помогут горожанам избавиться от монотонности. Декор зданий – это не «архитектурные излишества», как говорится в постановлении, это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды [1].
Достаточно взглянуть на экологически чистую и размеренную жизнь в небольших населенных пунктах и сравнить их с беспокойной и угнетаю- щей жизнью в мегаполисах. Со временем весь городской облик изменит- ся, и комфортная среда появится в жизни каждого человека.
Список литературы
1. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо / В.А. Фи- лин. М.: ЮНИАР-ПРИНТ, 2001. 312 с.
2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Витрувий; пер. с лат. Ф.А. Петров- ского. СПб.: Азбука, Азбука-Атикус, 2019. 320 с.
3. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни / Луис Вирт; перевод В. Николаева. М.:
Strelka Press, 2018. 108 с.
4. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство; пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Ладья, 2000. 280 с.
5. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и само- чувствие / К. Эллард; пер. с англ. А. Васильевой. М.: Альпина Паблишер, 2018. 288 с.
УДК 726
Я. Б. Эйдлина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЫЯВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТОВОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
В связи с быстрым развитием туристской деятельности в России ста- вится вопрос о выявлении туристического потенциала перспективных ре- гионов. Для современного человека очень важна та часть жизни, которую он отводит для досуга. Мы привыкли к отдыху за границей, который предполагает трату большой суммы денег и долгий перелёт. Туризм вну- три родного края в этом плане намного проще. В связи с этим, исследо- вание туристского потенциала регионов России и связанных с ним про- блемных вопросов является актуальным [1].
467
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Наше исследование направлено на выявление туристического потен- циала Пензенской области, основанного на объектах православной куль- товой архитектуры.
В ходе работы решался ряд задач. Сначала провели работу с основны- ми терминами и определениями, относящимися к теме «православный туризм», затем провели обзор православных объектов: часовен, церквей, храмовых комплексов и т. д., находящихся на территории Пензенской об- ласти, которые могут рассматриваться в качестве туристического объекта.
И по результатам нашего исследования предположить возможный тури- стический маршрут по православным местам Пензенского края.
Прежде, чем дать определение туристскому потенциалу региона, целе- сообразно выяснить основной термин – потенциал. Термин «потенциал» означает совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой- либо области, сфере, в широком смысле, «запасные» средства [2].
Таким образом, термины «потенциал», «потенциальный» означают на- личие у кого-нибудь / чего-нибудь скрытых возможностей, которые еще не выявлены, или способность действовать в определенных сферах.
Туристический потенциал региона – это наличие у него возможностей к развитию туристской индустрии и получению от ее функционирования положительного социально-экономического эффекта, повышению уровня туристской привлекательности этого региона и, что не мало важно, рас- пространение в массы туризма внутри региона [3].
Основным потенциалом успешного развития туризма являются объ- екты историко-архитектурного наследия. В настоящее время под охраной государства в Российской Федерации находится около 80 тысяч памятни- ков истории и культуры, в том числе свыше 30 тысяч памятников архи- тектуры, ряд из которых относится к православной архитектуре, 19 тысяч памятников археологии, 25 тысяч исторических памятников, 2 тысячи памятников искусства [4].
Пензенская область принадлежит к счастливому ряду российских регио- нов с богатыми культурно-историческими традициями, которые, по словам академика Д.С. Лихачёва, «делают её важнейшим центром культуры рос- сийской провинции». На её территории расположено 367 объектов куль- турного наследия. Пятьдесят из которых – это храмы, соборы, церкви [5].
Стоит отметить, что многие объекты наследия из-за отсутствия средств на их охрану, поддержание и реставрацию быстро разрушаются. В неко- торых случаях это связано с тем, что они используются не по назначению или не используются вовсе.
Задача сохранения историко-архитектурного наследия может решаться несколькими путями, одним из которых является задействование объектов наследия в индустрии отдыха.
В Пензенской области имеется большое количество объектов, относя- щихся к православной архитектуре и имеющих особые характеристики, ко- торые могут быть взяты за основу для формирования туристических маршру- тов. Среди объектов православной культовой архитектуры можно выделить:
● места захоронения святых мощей (мощи св. Иоанна Оленевского в селе Оленевка);
468
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
● архитектурные стили церквей и храмовых комплексов, здесь можно отдельно выделить объекты современной культовой православной архи- тектуры (Спасский кафедральный собор Пенза, Успенский Собор Пен- за, Петропавловский Собор г. Пензы, Сканово. Троице-Сканов женский монастырь, Черкасское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Мок- шан. Церковь Богоявления Господня) и объекты, находящиеся на грани исчезновения (Назарьевка. Церковь Троицы Живоначальной, Зубрилово.
Церковь Спаса Преображения, Нечаевка (Высадки). Церковь Михаила
Архангела) (рис. 1, 3);
Рис. 1. Расположение православных культовых объектов в структуре г. Пензы
● места святых источников (Семь ключей в Пензенской области, Ше- мышейского района, Источник св. Иоанна Оленевского, он же Святой или Чистый родник. Родник святой Параскевы Пятницы в Мокшанском районе, Родник грот в Никольском районе, с. Тюнярь, Родник «Жел- тенький» с часовней в Лопатинском районе, Родник в честь Святителя
Николая в Башмаковском районе и другие) (см рис. 2);
● монастыри региона. Их в Пензенской области не так много, всего два:
Мужской Казанский монастырь, Троицкий женский монастырь (рис. 4).
Немалое количество культовых объектов находятся в критическом или руинированном состоянии. Они нуждаются в реконструктивных меропри- ятиях, иначе могут быть утрачены. В дальнейшем эти объекты могут быть включены в туристический маршрут. В качестве примера можно составить маршрут по Мокшанскому району Пензенской области.
Мокшан богат объектами православной архитектуры – 29 храмов и со- боров. Их можно объединить в один или несколько туристических марш- рутов (рис. 5).
469
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 2. Места святых источников Пензенской области
Рис. 3. Церкви, храмы и соборы Пензенской области
470
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 4. Монастыри в структуре г. Пензы
Рис. 5. Возможные туристические маршруты по Мокшанскому р-ну Пензенской области
471
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Таким образом исследование показало, что пензенская область имеет возможность развить туристический потенциал, основанный на объектах православной культовой архитектуры.
Список литературы
1. Концептуальные основы исследования туристического потенциала региона.
УДК 338.48 / Н.В. Святохо (дата обращения: 3.12.22; 12:50).
2. Потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
(дата обращения: 05.12.22; 16:30).
3. Теоретико-методологические основы оценки туристского потенциала локаль- ных территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.infopedia.su (дата обращения: 05.12.22; 17:30)
4. Типология туристских объектов на основе использования историко-архи- тектурного наследия на примере Пензен. обл. / кандидат архитектуры Федорова,
Юлия Семеновна (дата обращения: 3.12.22; 12:50).
5. Культурно-историческое наследие Пензенской области как объект позна- вательного туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school-science.
ru/2/18/30947 (дата обращения: 07.12.22; 11:30).
УДК 725
П. Д. Яковцева
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
Хрустальный дворец – одно из самых известных творений архитек- туры девятнадцатого века и часто приветствуется как здание, которое положило начало отхождению от традиционных строительных материа- лов и методам, открывающим путь в Европе к Современному движению и в США к росту высотного здания. В Британии, по иронии судьбы, спустя полвека после «Хрустального дворца» доминировало готическое возрождение, Искусство и Ремесленное движение, которое обращалось к старым традициям вместо того, чтобы двигаться вперед, к новой эпо- хе. Примечательной особенностью Хрустального дворца было то, что он был построен с использованием проверенных материалов, методов строительства и идей проектирования зданий. Новшество, которое было необходимо для того, чтобы успеть за короткий срок, отведенный на строительство, заключалось в объединении опыта, накопленного за пол- века в различных областях строительства зданий и производственного проектирования в одном здании.
В XIX столетии лишь немногие архитекторы-теоретики, идя против господствовавших вкусов, призывали к архитектуре новаторской, предвос- хищавшей будущие тенденции. В своих поисках они стремились создать архитектуру, которая с успехом использовала бы современные материа- лы – железо и стекло, – и при этом не была имитацией известных уже стилей, а являла бы собой совершенно новый стиль. В Хрустальном двор- це Пакстон и его коллеги достигли этого.
472
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Ощущение прозрачности, нематериальности и легкости очертаний
Хрустального дворца было также результатом стремления к той эстети- ке, которую пытались воплотить все создатели оранжерей. Эта цель, как отмечал в 1852 г. директор парижских ботанических садов, заключалась в том, чтобы «полностью исключить ощущение материальности, когда на-
ходишься под стеклянной крышей».
И все же формальное признание красоты, которую несет в себе ли- шенная украшений легкая прозрачная форма, пришло лишь в начале
XX в. с зарождением современных направлений в архитектуре. Только тогда стала логически оправданной приемлемость эстетики Хрустального дворца во многих типах архитектурных сооружений – от здания секрета- риата ООН до целиком стеклянных особняков, спроектированных архи- текторами Ф. Джонсоном и Мисом ван дер Роэ.
Качественные особенности архитектуры Хрустального дворца, обу- словленные его модульной конструкцией, породили в 1852 г. даже такое предложение архитектора Бартона, как перестроить это здание в башню высотой 300 м. Задуманную Бартоном башню нельзя было построить из тех конструктивных элементов, из которых было собрано здание в Гайд- парке. Это сооружение было бы слишком тяжелым из-за чугунных колонн, и оно не смогло бы выдержать бокового давления при ветре. Но сама мысль Бартона о том, что использование готовых элементов и модульной конструкции имеет исключительную важность для сооружения высоких зданий, была прогрессивной и практически воплотилась 30-60 годами позже, когда стали возводить чикагские небоскребы. Любопытно, что предложенные Бартоном стены из стекла и конфигурации отступов так- же оказались пророческими в смысле формы и высоты, позднее реализованные в ар- хитектуре Чикаго и особен- но в небоскребе Сирс архи- тектурной фирмы Skidmore,
Owings & Merrill.
Органичность и гибкость, свойственные облику Хру- стального дворца, оказались предвестниками радикально- го направления в японской архитектуре 60-х годов, по- лучившего название «метабо- лизм». Метаболисты являются приверженцами идеи о том, что изменение есть неизбеж- ный атрибут современной жизни, и поэтому создают здания, которые могут «рас- ширяться» или «сжиматься»
473
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина в зависимости от выполняемой ими в данный момент функции. По внеш- нему виду их здания непохожи на Хрустальный дворец, но им свойствен- на та же гибкость и изменчивость, впервые воплощенные в этом соору- жении XIX в.
Влияние Хрустального дворца на архитектуру современных ему зда- ний было самым непосредственным. Он послужил прообразом зданий функционально нового типа – больших выставочных павильонов. Сам
Хрустальный дворец был задуман для демонстрации самых больших ма- шин, показа широкой номенклатуры изделий с расчетом на присутствие огромного числа людей. Многие современные здания схожи со своим прототипом – дворцом Пакстона.
В 1852 г. в Дублине должна была состояться выставка. Для нее был по- строен хрустальный дворец, в основном из стекла и дерева, по проекту архи- тектора Г. Бенсона. В следующем году хрустальный дворец по проекту архи- текторов Дж. Карстенсена и К. Гилдемайстера строится в Нью-Йорке – тоже для выставки. Затем в 1854 г. Glass Palast сооружается в Мюнхене. Его авто- ром был инженер А. Фойт, который создал близкую копию здания в Гайд- парке не только по форме, но и по конструктивным элементам.
Некоторыми из наиболее значительных повторений
Хрустального дворца были торговые пассажи и свод- чатые галереи. В наиболее крупных городах в 80-х го- дах прошлого века имелись улицы со стеклянными сво- дами или пассажи с мага- зинами. Великолепная га- лерея Витторио-Эманюэле в Милане – лишь один пример из сотни подобных сооружений – до сих пор остается магнетическим центром города. Эти засте- кленные галереи, как пра- вило, имеют много общего с «хрустально-дворцовой кон-
струкцией». Настоящая связь, однако, скорее прослеживается в функци- ональном плане, нежели в конструктивном. Все эти сооружения исполь- зуют большие застекленные площади с целью создать возможно лучшее освещение и тем самым усилить впечатление от демонстрируемых това- ров, и все они имеют внутри длинные пролеты с расчетом на большие потоки посетителей.
Франция и Германия также заимствовали архитектурные принципы, за- ложенные в Хрустальном дворце. По его подобию в этих странах в кон- це XIX в. из стекла и металла возводились здания крупных универмагов.
474
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Пророческими оказались слова одного из посетителей здания дворца в Гайд-парке, который сказал, что это «и не хрустальный, и не дворец,
а универсальный магазин, конструкция которого как нельзя лучше соответ-
ствует его назначению». Первый же универмаг такого типа был построен в следующем году после открытия первой Всемирной выставки – то было здание торгового центра Бон-Марше в Париже. Англичанин У. Уайтли, увидев Хрустальный дворец, был настолько вдохновлен его конструкцией, что стал разрабатывать план строительства огромных магазинов со сте- клянными фасадами. Впоследствии его стали называть «универсальным торговцем», основателем универмагов в Англии.
Сам же Пакстон превзошел всех своих последователей, строивших универмаги, указав, каким образом стеклянное здание Хрустального дворца может выполнять новые функции. Самым фантастическим был его проект застекленного проспекта Грейт-Викториан-уэй, послуживше- го прообразом величественного здания с кондиционированием возду- ха в центре Манхеттана (Нью-Йорк), спроектированного архитектором
Р. Фуллером. Пакстон представил свой план (чертежи не сохранились) отборочной комиссии столичного управления связи в июне 1855 г. Грейт-
Викториан-уэй должен был включать железную дорогу и 11-километро- вый проспект, опоясывающий Лондон, и соединить все проложенные в городе железные дороги, обеспечив более быстрое передвижение по этой трассе. По замыслу архитектора, это сооружение должно было пред- ставлять собой заключенный в стеклянные стены коридор шириной около
22 м с полукруглой крышей, достигающей высоты 32 м. Здания должны
475
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина были находиться по сторонам от стеклянного коридора, с тем чтобы люди могли свободно попадать в магазины, в свои дома и на работу. В то же время такое сооружение дало бы возможность людям укрываться от непо- годы. Как бывший садовод, Пакстон уделял большое внимание вопросам, связанным с созданием таких условий в стеклянных зданиях, которые бы были безвредными для здоровья людей, и предложил установить системы кондиционирования воздуха в застекленных коридорах.
Хотя и лондонский Грейт-Викториан-уэй, и Нью-Иоркский купол
Фуллера еще предстоит реализовать, Хрустальный дворец остается уди- вительно пророческим для строительных, архитектурных и эстетических достижений XX в. Дворец, а также железнодорожные депо и мосты были показательными примерами, как развивалось в то время осознание роли и возможностей строительной науки. Они появились как раз в то время, когда техническая мысль освободилась от власти интуитивного творче- ства и обретала научную основу. Это был пример мирового значения, свидетельствующий о грандиозном триумфе инженерной мысли, он был одинаково значительным для развития и техники, и архитектуры.
Список литературы
1. Даунс, Чарльз, Здание, возведенное в Гайд-парке для великой выставки ра- ботников промышленности всех Наций, 1851. Лондон: Джон Уэл, 1852.
2. Бивер, П. Кристальный дворец. Чичестер: Филимор.1970.8. Берд, Энтони,
Дворец Пакстона. Лондон: Касселл, 1976.
3. Гиббс-Смит, К.Х., Великая выставка 1851 года. 2-е издание. Лондон: HMSO, 1981.
4. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A5 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1
%82 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B4 %D0 %B
2 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %86.
5. https://evan--gcrm-livejournal-com.turbopages.org/evan-gcrm.livejournal.
com/s/461146.html.