Файл: Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………..6

1.1. Понятие и сущность инвестиционной привлекательности предприятия, факторы, ее определяющие…………………………………...............6

1.2. Показатели и методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия…………………………………………………………………12

1.3. Алгоритм осуществления оценки инвестиционной привлекательности предприятия…………………………………………………………….22

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛАЙТ СВЕТ» ЗА 2012-2014 гг...…………………………………………….27

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Лайт Свет»………………………………………………………………....27

2.2. Анализ состава и структуры имущества и финансовых результатов деятельности ООО «Лайт Свет»…………………………………………...33

2.3. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Лайт Свет»………………………………………………………43

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛАЙТ СВЕТ»……..53

3.1. Пути повышения инвестиционной привлекательности ООО «Лайт Свет»………………………………………………………………………...53

3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………...61

Заключение……………………………………………………………………..68

Список литературы…………………………………………………………….71

Приложения…………………………………………………………………….76

ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях для осуществления эффективной деятельности предприятия особо актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций. Инвестиционная активность является составной частью деловой активности хозяйствующих субъектов. В свою очередь, деловая активность включает также производственную, инновационную, рыночную, маркетинговую и иную активность. Формирование инвестиционной привлекательности, выработка четкой стратегии инвестирования, определение ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций являются одним из главных условий устойчивого и качественного развития предприятий в настоящее время.


Именно процесс инвестирования задает фирме ритм существования на период до начала реализации нового инвестиционного проекта. Логика функционирования фирмы предстает в следующем виде: инвестиции - период роста постоянных затрат - период достижения бесприбыльного развития (порога рентабельности) - наращивание запаса финансовой прочности - новые инвестиции и т. д.

Анализ экономической литературы и хозяйственной практики дает основание утверждать, что фирма не может отказаться от инвестирования. Это противоречит ее жизненному циклу, делает ее абсолютно незащищенной  на фоне других фирм-конкурентов. Правомерно говорить даже о том, что отказ от инвестиций - это самый значительный риск, которому может подвергнуть себя фирма. Он во многом равносилен банкротству предприятия. Реализация инвестиционного проекта позволяет фирме адаптироваться к макроэкономическим реалиям, к изменениям во внешней среде, предвосхищая их.

Следовательно, инвестиции не могут рассматриваться как пассивный элемент экономического действия. Скорее, наоборот, они - активный элемент, позволяющий фирме не только адаптироваться, но и адаптировать внешнюю среду. Инвестиционные решения в силу этого должны учитывать параметры не только внутренней, но и внешней среды.

Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена особой важностью повышения инвестиционной привлекательности предприятия, так как ее результатом является наращивание или изменение продуктивного портфеля фирмы. Это непосредственным образом влияет на ее конкурентную позицию, на рынке.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы: на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования дать оценку инвестиционной привлекательности ООО «Лайт Свет» и предложить мероприятия по ее повышению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  рассмотреть теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия;

-  представить показатели и методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия;

-  ознакомиться с алгоритмом осуществления оценки инвестиционной привлекательности предприятия;

-  проанализировать инвестиционную привлекательность ООО «Лайт Свет»;

-  выявить пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

Объектом исследования выступает предприятие ООО «Лайт Свет».

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период.

В качестве теоретической основы исследования выступили труды  отечественных экономистов: Балабановой И.Т., Бочарова В.В., Богатина Ю.В., Виленского П.Л.,  Бланка Б.А., Липсица И.В., Лукасевича Г.Д., Сергеева А.А., Ковалева В.В., Когденко В.Г., Любушина Н.П., Савицкой Г.В. и др.,  а также материалы периодической печати.

В качестве методологической основы в ходе исследования применялись такие методы общенаучного исследования, как анализ, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов, логический подход к оценке экономических явлений.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке предложений по повышению эффективности инвестиционной привлекательности отечественных предприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность инвестиционной привлекательности

предприятия, факторы ее определяющие
Изучение вопросов и задач инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйствования, при этом определяя процесс экономического роста в целом. Однако, несмотря на их популярность как предмета научных исследований, единого подхода к определению сущности и экономического содержания пока выработано не много. В современной литературе они трактуются разнопланово. Либо отождествляются, либо имеют недостаточно четкий набор элементов и характеристик, с помощью которых описываются и оцениваются, либо их трактовка чрезмерно узка.

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия введено для определения максимальной эффективности инвестиционного решения. Понятие достаточно новое. Оно появилось в экономических публикациях относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Рассмотрение различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях отсутствует единый подход к сущности данной экономической категории.


К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие. При этом подразумевается, что инвестиционная привлекательность зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое. Оно не дает оснований рассуждать об оценке.

Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Авторы понимают под данным термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и учитывает интересы любого участника инвестиционного процесса.1

Существуют другие точки зрения (в частности, Л. Гиляровской, В. Власовой и Э. Крылова и других). Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности. Существует аналогичное определение: инвестиционная привлекательность предприятия – это структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования.

При оценке инвестиционной привлекательности с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.2

Таким образом, вне зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению, понятие «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.

Следует отметить, что определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения. В связи с этим следует различать термины «уровень экономического развития» и «инвестиционная привлекательность». Если первый термин определяет уровень развития объекта, набор экономических показателей, то второй - характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.

Инвестиционная привлекательность может рассматриваться на уровне страны, отрасли, региона или предприятия. Предприятие в этой системе является конечной точкой приложения средств, в которой реализуются конкретные проекты. А привлекательность каждого проекта будет определяться привлекательностью всех названных составляющих. Иными словами, для стратегического инвестора не будут достаточно убедительными аргументы инвестирования средств в какую-либо отрасль, если ее развитие в рамках национальной экономики находится в кризисном состоянии. Несмотря на всю финансовую выгодность проекта, риск политической и экономической нестабильности в государстве не позволит привлекать иностранный капитал в требуемом объеме.


Многие экономисты примерно одинаково трактуют содержание понятий инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность приме­нительно к экономике страны, к отрасли, региону, предприятию. В то же время при конкретизации структуры данных понятий, методов и методик оценки мнения ученых значительно различаются.

История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата насчитывает более 80 лет. Самым первым в этой области было исследование, осуществленное сотрудниками Гарвардской школы бизнеса. В основу сопоставления стран по инвестиционной привлекатель­ности была положена экспертная шкала. Экспертная шкала включала следующие характери­стики каждой страны: законодательные условия для иностранных и нацио­нальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции1.

Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне нами пони­маются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.

А. Машкин подчеркивает, что понятие инвестиционная привлекательность подразумевает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе объекта инвестирования. Несложно выделить то общее, что ставит их в один ряд. А именно - наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня и его инвестиционная привлекательность обладают собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место. В силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же время, ввиду целостности структуры не является уникальным. Данная особенность позволяет сравнивать регионы между собой.1

Другой российский ученый Э.И. Крылов считает, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, характеризую­щаяся устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов. При этом инвестиционная привлекательность формируется посредством конкурентоспособности продукции, клиентоориентированности предприятия, которая, в свою очередь, выражается в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей. Большое значение для усиления инвестиционной привлекательности имеет уровень инновационной деятельности в рамках стратегического развития предприятия. По нашему мнению, во всей системе факторов, определяющих инвестиционную привлекательность отрасли, реализация инноваций является ведущим фактором.