Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования московский технологический.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 488
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Системный и ситуационный подходы к процессу принятия управленческих решений. Системный подход – методология исследования объектов посредством представления их в форме систем и анализ этих систем. Системный подход — это предмет научной дисциплины «общей теории систем». До системного подхода применялся редукционный подход. Одна из исследуемых величин – синергия – эффект от слияния частей. Главный инструмент системного анализа — это модель изучаемой системы. Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой системы. Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы. Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США. Система — это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Существуют открытые и закрытые системы. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование. Системный анализ включает: • анализ и описание принципов построения и работы системы в целом; • анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения; • установление сходства и различия изучаемой системы и других систем; • перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы. Ситуационный подход – использует возможность приложения науки и конкретной ситуации (центральный момент-ситуация-набор обстоятельств). Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить наши переменные, являющиеся значимыми и как они влияют на эффективность организации. Связан с вопросами: с какой целью организация выходит на рынок, какова ее роль на рынке, выбор конкурентной стратегии. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. -
Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
Сущность планирования проявляется в том, что: - оно имеет дело с выбором из множества возможных альтернатив развития предприятия в будущем; - реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня, следовательно, всегда существует вероятность ошибки; - планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия; - исходной посылкой планирования должен быть принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать достаточную прибыль; - планирование подразделяется на долго- и краткосрочное в силу различий в сущности и характере проявления факторов производства и направлений деятельности предприятия. Различают виды планирования: стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, текущее планирование. Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике, а также основных путей и средств достижения этого состояния. Производится на основе различных прогнозов. Период планирования – 10- 15 лет. Является прерогативой высшего руководства предприятия. Долгосрочное планирование на 3-5 лет осуществляется на базе стратегического планирования – уточнения, экономическое обоснование. Результат – планы развития предприятия по видам деятельности. Краткосрочное планирование на 1-3 года производится на базе долгосрочного. Особенность планов в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели второго и третьего – каждые полгода или ежегодно. Текущее планирование до 1 года необходимо осуществлять в силу динамичности процессов хозяйственной и политической жизни страны. Основой являются краткосрочные планы и тенденции развития спроса и предложения. Показатели устанавливаются с разбивкой по кварталам. Планы являются скользящими, т. е. на первые 3 месяца устанавливаются жесткие показатели, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке. Календарное планирование осуществляется, как правило, на 10 дней. Это программа производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности. Требования, предъявляемые к целям: 1. Конкретность и измеримость. Цели должны по возможности быть представленными в количественных и качественных показателях. 2. Реальность, достижимость целей. Установление целей, которые превышает возможности предприятия из-за недостаточности ресурсов или из-за внешних факторов может привести к катастрофическим последствиям. При этом следует иметь в виду, что постановка простых целей ведет к снижению мотивации работников по их достижению. 3. Четко определенный период времени. Постановка целей предполагает указание периода времени, за который они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних сроков, лат, к которым необходимо получить поставленные результаты. 4. Гибкость, способность к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно изменяющимися условиями деятельности организации. 5. Проверяемость, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать работников. 6. Совместимость целей друг с другом во временном и пространственном отношении, не
ориентирующих работников на действия, противоречащие между собой.
-
Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
В различной литературе приводятся классические схемы организационных структур предприятий: Иерархические (бюрократические) типы структур. Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века (М. Вебер, А. Файоль). Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Линейно - штабная организационная структура. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Дивизионная (дивизиональная) структура управления. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Органические типы структур. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Бригадная (кросс - функциональная) структура. Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: · автономная работа рабочих групп (бригад); · самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; · замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; · привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Проектная структура управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия
рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Матричная (программно - целевая) структура управления. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей А. Маслоу. Мотивацией называется совокупность множества факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые на поведенческие акты. Эти факторы невозможно видеть непосредственно; можно наблюдать только поведенческие результаты их действия. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума. Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть – десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. “физиологическую потребность низшего уровня”, не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять “потребность высшего уровня”. Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: 1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д. 2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни. 3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. 4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других