Файл: Вопросы для обсуждения Япония в ВерсальскоВашингтонской системе международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образована новая Демократическая партия Японии, председателем которой стал Хатояма. Эта группа лидеров выступала оппонентами курсу Ёсида, который они считали слишком проамериканским. По их мнению, конституция 1947 г. должна была быть пересмотрена, и Японии следовало иметь полноценную сильную армию — непременный атрибут государственного суверенитета и фактор силы во внешней политике. Впрочем, выдвижение на политическую авансцену старой политической элиты не означал возврата к прошлому. Более того, она, если и не стала горячо проповедовать демократические принципы в политике, то, по крайне мере, воспользовалась плодами послевоенных политических реформ. То, что Хатояма прошел серьезную политическую школу, принесло ему высокий личный авторитет и популярность даже среди политиков оппозиционного лагеря. 6 декабря 1954 г.. Новое правительство Японии возглавил Хатояма Итиро.

1955 года 15 ноября произошло объединение двух консервативных партий — Либеральной и Демократической — в единую Либерально-демократическую партию (ЛДП). 5 апреля 1956 г. на внеочередном съезде ЛДП ее председателем был избран действующий премьер-министр Японии Хатояма Итиро.

Объединение двух консервативных партий — Либеральной и Демократической — означало завершение формирования политической структуры, характеризовавшейся конфронтацией буржуазно-консервативного и левого лагерей. Образовались два политических центра, привлекших к себе более мелкие партии и группировки. Их противоборство охватывало практически все вопросы социально-экономического развития страны, а также все аспекты внешней и внутренней политики.


  1. Феномен японского «экономического чуда» 1955–1975 гг.: факторы и результаты.


Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики. Можно выделить следующие факторы быстрого экономического роста Японии:

Первой и основной причиной резкого скачка были особый характер и особые условия обновления основного капитала. В Японии, в отличие от других стран, где происходит технический скачок при восстановлении промышленности после войны, то есть отрасли промышленности оснащаются новой техникой и новейшими технологиями, степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала. Техническое переоснащение промышленности происходило после восстановления промышленности, а не во время, на более высоком техническом уровне. Этот процесс можно разделить на два этапа:


1.                  Япония переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие. Со второй половины 50-х гг. происходит освоение новых отраслей промышленности и внедряются в производство новые технологические процессы. Уже не требуется большое количество живого труда, зато становится необходимы большие капиталовложения  и также высококвалифицированные рабочие.

В следствие этого сокращается доля легкой промышленности, такой как текстильная, но увеличиваются и развиваются автомобильная, электротехническая промышленности, а также растет производство синтетических материалов.

2.                  На втором этапе с середины 60-х гг. происходит переход к более наукоемким отраслям, к кибернетизации производства.

Наиболее быстрому техническому развитию способствовал тот факт что Япония не стала тратить время на разработку собственных технологий, а перенимала у других стран их научно-технический опыт, путем приобретения патентов и лицензий, что было существенно дешевле и существенно экономило время. Среди причин высокого роста экономики следует так же отметить особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. В Японии в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счёт прибыли самих промышленных корпораций, а за счёт банковского кредита. Последнее обстоятельство объясняется отмеченной выше особенностью японских финансовых групп.
Около трети капиталовложений составляют «сбережения частных лиц». Еще одной причиной высоких темпов роста промышленности Японии является высокая степень регулирования экономики государством. После войны Япония имела разрушенную и дезорганизованную экономику, что привело к дальнейшему длительному и затяжному восстановлению. Но не смотря на это, Япония в 50 – 60-х годах опередила своими темпами экономического развития других крупных капиталистических стран. С 1970 по 1990 г. промышленность Японии увеличила производство в 2, 2 раза

Феномен «японского экономического чуда» значительно выделяется на фоне остальных неординарных явлений, которыми перенасыщена за всю свою историю мировая экономика. Всего за одно поколение, за столь короткий срок, Япония сумела не только восстановить с нуля полностью разрушенную после войны экономику, но и выбиться по многим показателям а мировые лидеры.

Япония имела самые высокие темпы экономического роста среди развитых капиталистических стран. Стремясь предотвратить отсталость своей экономики в послевоенный период, Япония по уровню развития ушла далеко вперед




  1. Япония на рубеже ХХ-XXI вв.



На рубеже XXXXI ввяпонское общество столкнулось с серьёзными проблемами. В экономической области замедлились темпы развития, усилилась конкуренция со стороны США, ЕС, Китая, так называемых «новых индустриальных стран» Восточной Азии — Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии. Среди причин, спровоцировавших кризис 1990-х годов, можно назвать отсутствие собственной базы по разработке научно-технических нововведений и вызванную этим необходимость постоянных закупок патентов и лицензий в развитых странах. То, что сыграло положительную роль в послевоенном прорыве экономики, в 1980—1990-х годах превратилось в тормоз развития. Оказалось, что японским производителям нечего предложить в области информации и научных знаний, которые стали определять структуру мирового рынка в конце XX века. Более того, и в других сферах мирового рынка у Японии не было конкурентоспособных товаров. Серьезные проблемы возникли у многих банков, которые были связаны с кредитами под залог недвижимости, земли и ценных бумаг. Резко сократились бюджетные поступления из реального сектора экономики. В этих условиях одним из путей выхода из кризиса стало увеличение государственного долга. Япония могла бы в этот период сократить свою индустриальную экспансию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сосредоточить все усилия на внутренних проблемах, но она уже не хотела уступать свои позиции Соединенным Штатам. Японские инвестиционные фонды по-прежнему продолжали вкладывать огромные средства в акции и ценные бумаги компаний наиболее быстро развивавшихся азиатских «тигров», в результате чего объем экспорта японских товаров и услуг в эти страны превысил американский. После 1998 года политика японского правительства приобрела более четкую антикризисную направленность. Прежде всего, были снижены налоговые ставки на доходы корпораций (с 34% до 30% — национальная ставка, с 11% до 9,6% — местные ставки) и определена максимальная ставка налога на доходы физических лиц (13%). Эти и другие мероприятия оказали положительное влияние на общую ситуацию в стране. Начиная с 2002 года японская экономика вступила в фазу подъема. Одним из факторов, способствовавших этому подъему, явился экспорт капиталов и товаров, что стало локомотивом восстановления японской экономики. Но в 2008 году разразился мировой экономический кризис — первый кризис эпохи глобализации. Он затронул практически все страны мира, в том числе и Японию. Выросло число банкротств банков и предприятий, уровень безработицы вырос. И снова, в который раз за последние десятилетия, японскому правительству и корпорациям пришлось активизировать свою экономическую политику, превратив ее, по сути, в антикризисные мероприятия. Особое внимание было уделено созданию новых рабочих мест, включая общественные работы. Была предусмотрена масштабная поддержка развития новых технологий для энергетики и транспорта с целью осуществления перехода к «обществу с низким выбросом углерода и комплексным использованием природных ресурсов». Страна по-прежнему ощущает последствия кризиса. Но есть все предпосылки для того, чтобы Япония и в XXI веке сохранила статус полноправного члена сообщества великих держав.


Тема 2: Внутреннее и международное положение Китая (1918–2021 гг.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Социально–экономическое и политическое положение Китая после первой мировой войны (1919–1925 гг.). «Движение за новую культуру» и «Движение 4 мая» – важные этапы национально–освободительного движения в Китае.


В первые же месяцы после окончания войны делаются новые попытки объединения Севера и Юга. Однако развитие политических событий в стране весной этого же года выявило новые политические и идейные факторы, которые в перспективе могли способствовать объединению Китая. В начале 1919 г. внимание китайской общественности было привлечено к открывшейся в январе в Париже мирной конференции, на которой Китай, рассчитывая на «благодарность» стран Антанты, предполагал существенно улучшить свои международные позиции. Однако союзники отказались вообще рассматривать вопрос о восстановлении суверенитета Китая. Это решение вызвало взрыв стихийного возмущения в разных городах Китая и в самых различных социальных слоях. Первыми выступили пекинские студенты. 4 мая более 3 тыс. студентов 13 высших учебных заведений Пекина вышли на площадь Тяньаньмынь с требованиями не подписывать Версальский мирный договор, аннулировать «21 требование», изгнать из правительства прояпонски настроенных министров. Однако новые правительственные репрессии в начале июня привели к тому, что социальный состав этого антияпонского движения расширился, а центр его переместился в Шанхай, где 4 июня, солидаризируясь с учащейся молодежью, объявили всеобщую стачку торговцы, которую поддержали забастовкой шанхайские рабочие. В патриотическом движении протеста участвовало примерно 60 тыс. шанхайских рабочих, а затем и рабочие других городов. Они использовали традиционное средство пролетарской борьбы — забастовку, и это стало принципиально новым явлением политической жизни страны. Массовая кампания протеста заставила правительство отказаться от подписания Версальского мирного договора, уволить японофильских министров, прекратить репрессии против участников патриотического движения. Все это говорило о его значительном успехе. Однако историческое место «Движения 4 мая» определяется не только этим. Начавшись как стихийный протест, «Движение 4 мая» постепенно принимало черты сознательного антиимпериалистического движения (хотя и направленного в данном случае только против японского империализма), впервые объединившего социально разнородные силы — учащуюся молодежь, буржуазию, рабочий класс. Победа Октябрьской революции не могла не привлечь внимание радикально настроенных участников «Движения 4 мая» к Опыту Октября, к марксизму. Из среды радикальной интеллигенции, из активистов «Движения 4 мая» вышли первые сторонники Марксизма — Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Дэн Чжунся, Цай Хэсэнь, Чжан Тайлэй, Пэн Бай, Юнь Дайин и некоторые другие. Особенно большое значение для распространения марксизма в Китае имел переход на марксистские позиции Чэнь Дусю и Ли Дачжао — лидеров «Движения за новую культуру» и «Движения 4 мая», обладавших большим политическим и моральным авторитетом среди передовой молодежи.


  1. Развитие концепции «трех народных принципов» Сунь Ятсена. Завершение процесса формирования идеологии суньятсенизма.


Наиболее выдающимся представителем революционной демократии, проповедником народнического социализма в Китае с начала XX в. становится Сунь Ятсен (1866—1925). В начальный период своей революционной деятельности Сунь Ятсен выдвинул программу борьбы за обретение национальной независимости Китая путем свержения ига маньчжурских завоевателей и восстановления в правах китайской нации, а также за создание демократической республики. Эти программные требования китайского демократа выражали два основных принципа его учения — «национализм» и «демократизм». В результате заграничных поездок, которые дали также богатый материал о жизни трудящихся Западной Европы, учение Сунь Ятсена пополнилось третьим принципом «миньшэн» («народное благоденствие»). В обобщенном виде учение Сунь Ятсена о трех народных принципах — «национализм, народовластие (демократизм), народное благоденствие» — впервые было изложено в 1905 г. в Токио. Эти принципы были положены в основу программных требований созданного по инициативе Сунь Ятсена Китайского Объединенного союза (Чжунго гэмин тунмэнхой) — первой общекитайской революционной организации.

Три принципа учения Сунь Ятсена представляют собой единое целое, систему, которая, однако, не оставалась неизменной. На протяжении всей своей революционной деятельности Сунь Ятсен вносил некоторые дополнения и изменения в их трактовки.

Принцип «национализма» означал у Сунь Ятсена прежде всего «возрождение национального духа». Борьба за возрождение национального духа должна была вестись по линии уничтожения национального угнетения и социальной несправедливости. Принцип «национализма» в учении Сунь Ятсена тесно связан с принципом демократизма, народовластия. Последний означал осуществление политической революции, создание республики с демократическим правительством, принятие справедливой конституции. В содержании третьего принципа Сунь Ятсена («народное благоденствие»), трактовавшегося им как своеобразный социальзм, в наибольшей степени получили отражение народнические мотивы его учения. Сунь Ятсен доказывал, что капитализм в Европе и Америке, несмотря на прогрессивную роль в деле развития производительных сил, не принес благоденствия народным массам. Он хотел одним махом разрешить задачи сразу трех революций — национальной, политической и социальной — и таким путем превратить Китай в богатое, процветающее государство. Установление будущего «социалистического» строя Сунь Ятсен поначалу связывал главным образом с разрешением аграрного вопроса, так как преобладающим, а также наиболее эксплуатируемым классом в Китае было крестьянство. Освобождение крестьянства от эксплуатации Сунь Ятсен предполагал достигнуть посредством национализации земли, «уравнения прав на землю». Сунь Ятсен понимал необходимость индустриализации и развития производительных сил Китая. Стремление к модернизации страны было весьма характерной чертой в его учении о трех народных принципах. Сунь Ятсен считал возможным существование смешанной экономики, т. е. функционирование мелкого частного предпринимательства наряду с крупными государственными предприятиями, составляющими экономическую основу системы «государственного социализма». Проповедуя классовое сотрудничество, справедливое распределение богатства, создание стимулов к деловой инициативе, Сунь Ятсен не видел большой опасности в нарождавшемся мелком национальном капитализме. Он опасался лишь появления капитализма западного типа — крупного, монополистического, которому сопутствует множество социальных противоречий, в особенности классовая борьба. В целях модернизации Китая Сунь Ятсен предлагал использовать кроме частного национального капитала также иностранный капитал. Несомненно, что Сунь Ятсен, обосновывая свои проекты «государственного социализма», исходил из искренних побуждений о благе народа и страны. Идеи Сунь Ятсена восприняли многие китайские революционеры-демократы. Они выступали с резкой критикой капиталистических монополий, в частности трестов. Основные положения программы Сунь Ятсена и его соратников, направленные на демократизацию страны, ломку феодальных отношений, союз с широкими народными массами, создание республики, были прогрессивными и радикальными. Идеи Сунь Ятсена получили широкое распространение в Китае и оказали существенное влияние на многих китайских революционеров.