Файл: Вопросы для обсуждения Япония в ВерсальскоВашингтонской системе международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Образование КНР. Начало строительства социалистической экономики. Политика «большого скачка» и народных коммун (1953–1966 гг.).


Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате длительного революционного процесса. В сентябре 1945 г. после разгрома милитаристской Японии вновь вспыхнула гражданская война (1946–1949). Главной революционной базой коммунистов стал северо-восток Китая (Маньчжурия). Решающую помощь китайским коммунистам в победном завершении войны оказал Советский Союз. В стране была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК), именно так именовались в период гражданской войны вооруженные силы китайских коммунистов. Весной – летом 1949 г. на территории, контролируемой НОАК, прошло оформление Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), на сессии которого 1 октября 1949 г. было провозглашено образование КНР.

На сессии НПКСК были приняты следующие документы:

  • Общая программа НПКСК, которая до принятия конституции должна была исполнять роль основного закона КНР. Программа определила государственную власть в Китае как "демократическую диктатуру народа", основанную на союзе рабочего класса и крестьянства. Для решения национального вопроса предусматривалось создание автономий. Старое законодательство отменялось, новое формировалось исходя из установок программы.

  • Организационный статут НПКСК, который определил его статус как организации Единого фронта.

  • Закон об организации Центрального народного правительства. Главой правительства был избран Мао Цзедун, он же исполнял функции глаы государства.

  • Постановления о государственном флаге, гимне, гербе, переходе на новое летоисчисление, переносе столицы в Пекин.

На сессии были сформированы высшие органы власти и управления. Высшим органом власти в восстановительный период был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который осуществлял все полномочия высшего органа власти (законотворчество, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших должностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т.д.), представлял КНР вовне страны. Административный совет занимал в государственной структуре положение правительства, однако отличался от органов такого рода по составу и компетенции. На местах органами власти считались собрания народных представителей и народные правительства местных уровней. После образования КНР началось строительство системы органов суда и прокуратуры. Сначала были образованы Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура, которые являлись составной частью ЦНП. Затем создавались нижестоящие звенья судебной системы. Правоохранительные органы (суд и прокуратура) на местах включались в состав народных правительств. Председателем ЦНП стал председатель Центрального комитета компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета и исполнял функции главы государства. Придя к власти руководство взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяй­ства, создание основ советской модели социализма: было устранено вопиющее социальное неравенство, национализирована значительная часть промышлен­ности, недра, банки, уничтожены безграмотность, коррупция, воровство, про­ституция, наркомания. Национализация промышленности привела к концен­трации сил и освобождению от власти иностранного капитала. В ходе выполнения первого пятилетнего плана (1953—1957) предпочтение отдавалось развитию тяжелой промышленности (выпуск ее продукции уве­личился на 75%). К середине 60-х гг. благодаря усилиям «прагматиков» последствия «большого скачка» в экономике были в основном преодолены. В 1958 г. Мао Цзэдун, рассорившись с новым руководством СССР во главе с Н.С. Хрущевым, отошел от советской модели развития, высказывая недовольство прежними темпами роста. Закончилась советская эра китайской модернизации. Общее возвращение к
прежним методам хозяйствования не означало, что Мао Цзэдун оставил свои замыслы. В первой половине 60-х гг. в Китае усиленно пропагандировался опыт большой производственной бригады Дачжай в пров. Шаньси и дацинских нефтепромыслов (пров. Хэйлунцзян). Суть «опыта Дачжая и Дацина» заключалась в создании экономических структур, сочетающих в себе элементы как сельскохозяйственного, так и промышленного производства, ориентированных на почти полное само обеспечение.


  1. «Культурная революции». Политика утверждения маоистской модели коммунизма в Китае (1966–1976).


Впервые призыв к началу «культурной революции» прозвучал 18 апреля 1966 г. со страниц главной армейской газеты. К этому времени, очевидно, сформировались основные представления Мао Цзэдуна о ее целях. Ближайшую задачу «культурной революции» Мао Цзэдун видел в борьбе с «крамолой», поселившейся в среде художественной, преподавательской, научной интеллигенции, позволявшей себе критически относиться к Мао Цзэдуну и тем самым подрывавшей престиж установленного им режима личной власти. Седьмого мая в письме к Линь Бяо Мао Цзэдун изложил свою социально-экономическую программу, реализация которой также должна была стать одной из целей «культурной революции». Суть ее сводилась к созданию во всей стране замкнутых аграрно-промышленных общин, что являлось продолжением его замыслов периода «большого скачка» и отчасти было реализовано в «опыте Дачжая и Дацина». Цели «культурной революции» Мао Цзэдун изложил на расширенном совещании политбюро ЦК КПК в мае 1966 г. в Пекине. Победа, одержанная Мао Цзэдуном на совещании, досталась ему тяжело и привела к убеждению, что на его стороне находится меньшая часть руководства партии, а большинство будет сопротивляться осуществлению его планов. В этой ситуации Мао Цзэдуну предстояло найти силу, которую можно было бы использовать в борьбе против тех в партии, кто составлял активную оппозицию. Такой силой стала молодежь, прежде всего студенчество и учащиеся средних школ. Первые «красные охранники» (хунвэйбины) появились в высших и средних заведениях столицы в начале лета 1966 г. Критика, которой подвергали руководство учебными заведениями, распространилась на региональное партийное руководство, в первую очередь связанное с идеологической работой. Летом 1966 г. «культурная революция» достигла большого размаха: в учебных заведениях устраивались массовые судилища, во время которых партийных работников, известных профессоров не только подвергали критике, принуждая сознаваться в несовершенных преступлениях, но и унижали, обряжая в шутовские колпаки, и просто избивали. С самого начала хунвэйбиновскому движению был придан организованный характер по типу военных структур. Армия принимала самое непосредственное участие в его развитии, создавая специальные пункты по приему хунвэйбинов, центры связи, снабженные транспортными средствами, типографским оборудованием, финансами. В такой обстановке состоялся очередной XI пленум ЦК КПК (август 1966 г.). В его работе уже не участвовали члены ЦК, репрессированные к этому времени, и их место заняли представители «массовых революционных организаций». В декабре 1966 г. в городах стали создаваться отряды «бунтарей» (цзаофаней). «Прагматики», не представлявшие из себя сплоченной оппозиции с четко выраженной программой действий, а бывшие скорее движением в рамках КПК, стремившимся противодействовать эксцессам «культурной революции», пытались саботировать выполнение планов Мао Цзэдуна. В декабре 1966 г. хунвэйбины провели операцию по захвату Пэн Чжэня. На глазах жены и четырех детей Председателя КНР, одетого только в нижнее белье, избивали руками и ногами, били цитатником Мао Цзэдуна по голове. Ситуация, сложившаяся в стране к началу 1967 г., была весьма неоднозначной. С одной стороны, «левым» удалось захватить в свои руки контроль над высшими партийными органами, с другой — сопротивление курсу Мао Цзэдуна на региональном уровне не ослабевало. Центр политического движения вновь переместился в Шанхай. «Захват власти» происходил под выдвинутым Мао Цзэдуном лозунгом создания новых органов власти по типу Парижской коммуны. Результатом сложившейся ситуации могло быть только установление в стране военного контроля. В феврале 1967 г. в обстановке продолжающегося «захвата власти» против «культурной революции» открыто выступила группа высших деятелей КПК. Результатом «февральского противотечения» стало лишь усиление репрессий

против кадровых работников всех уровней, включая и тех, кто не помышлял о сопротивлении «культурной революции» и пытался всеми силами проводить в жизнь политику Мао Цзэдуна. Тем не менее оппозиция не оставляла попыток противодействия политике Мао Цзэдуна. Наиболее широкий размах столкновение между сторонниками Мао Цзэдуна и оппозицией приняло в июле 1967 г. в Ухане. Произошла повсеместная ликвидация органов государственной власти на местах. Осенью 1967 г. Мао Цзэдун заявил о необходимости возобновления деятельности партии, о проведении подготовки к созыву очередного IX съезда. Мао Цзэдун рассчитывал что восстановить КПК, удастся и что она превратиться в послушное орудие его безраздельной власти. Но это ему не удалось. Мао Цзэдуну и его ближайшему окружению предстоял непростой выбор: продолжать поддерживать «бунтарей» ради достижения утопической цели раз и навсегда покончить с возможной оппозицией в восстанавливаемой партии или удовлетвориться достигнутым и попытаться восстановить политическую стабильность в обществе. В июле 1968 г. на встрече с руководителями хунвэйбиновских организаций Пекина Мао Цзэдун заявил о необходимости прекращения «борьбы с применением силы» и пригрозил, что, если эксцессы будут продолжаться, то последует неминуемая расправа. В целом воздействие «культурной революции» в ее активной фазе на жизнь страны было не менее разрушительным, чем «большой скачок». Не меньший ущерб был нанесен внешней политике. В этой обстановке собрался IX съезд КПК (апрель 1969 г.), призванный закрепить результаты, достигнутые группировкой Мао Цзэдуна в годы «культурной революции», и одновременно ознаменовавший завершение ее наиболее ожесточенной фазы. Военным принадлежало более половины мест в ЦК КПК. Наконец, высший армейский чин, министр обороны Линь Бяо получил официальное при знание в качестве «преемника» Мао Цзэдуна.


  1. Китайская «перестройка».


После смерти Мао Цзэдуна (1976) в конце 70-х годов по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавил Дэн Сяопин, была провозглашена "политика реформ и открытости". Китайские реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики маоизма. Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян, и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик. Дэн Сяопин объявил принцип «четырёх модернизаций» основой всех реформ. По этому принципу экономика была поделена на 4 сектора — оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку и промышленное производство. В качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики». Дэн утверждает, что Китай находится на первой ступени развития социализма, что долгом партии является развитие «социализма с китайской спецификой». На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму, однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Вскоре Китай переориентировался от закрытой плановой системы к рыночной экономике. Реформы начались с деколлективизации сельского хозяйства и расширились путем постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям. В 1978 г. фермеры продали лишь 8% продукции на конкурентном рынке, но к 1990 г. эта доля увеличилась до 80%. Деколлективизация привела к быстрому росту производительности и эффективности труда. В 1985 году, впервые за много лет, Китай стал экспортером зерна.


6. Современное развитие КНР.
В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем, держит 1 место по продажам автомобилей и в целом по объемам экспорта. Государственный сектор в промышленности составляет приблизительно 30% ВВП.
По данным МВФ в 1 полугодии 2014 года ВВП по ППС КНР по предварительным итогам обогнал ВВП по ППС США, при этом доля и объём к концу года составили 16,48% и 17,632 трлн долларов против 16,28% и 17, 416 трлн долларов. В 2019 году ВВП составил $14,172 триллионов. Темп роста ВВП Китая в 2019 году составил 6,1%.  Годы стремительного роста ВВП принесла китайская экономическая модель дешёвого производства за счёт своей крупной рабочей силы и импорта иностранных технологий.. Уникальные экономические достижения КНР объясняются созданием мощной производительной базы мирового технологического уровня, что при низких затратах на оплату труда позволило уверенно наращивать экспорт. Темпы роста экономики Китая настолько высоки, что правительства сознательно их сдерживает, стремясь избежать «перегрева» и кризиса. Таким образом, можно сделать заключение, что Китай — страна, занимающая одну из лидирующих позиций на экономической и политической мировой арене, обладающая при этом огромным потенциалом и оказывающая значительное влияние на состояние мировой экономики. Однако её время подошло к концу. Сегодня, по мере увеличения заработных плат в стране и появление конкуренции со стороны других экономик с низкой оплатой труда, преимущества китайского сектора трудоемкого производства, сходят на нет. При этом развитие экономики идет неравномерно по регионам, накапливаются социальные диспропорции в уровне жизни. Районы, расположенные вглубь континента, на северо-востоке страны отстают в развитии от южных и приморских провинций