Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

Игра «Третий лишний»

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослые, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Например:

Голубой, красный, спелый. (спелый)

Кабачок, огурец, лимон. (лимон)

Пасмурно, ненастно, ясно. (ясно)

Осень, лето, суббота, зима. (суббота)

Понедельник, вторник, лето, воскресенье. (лето)

День, ночь, утро, весна. (весна)

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

«Что каким бывает?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Взрослый: Летают.

Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Кто, где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры: Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.


Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Вариант 1.

Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

Вариант 2.

Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

«Как назвать того, кто. ?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии»

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать того, кто.

• Кто на паровозе ездит? (Машинист)

• Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

• Кто песни сочиняет? (Композитор)

• Кто играет на рояле? (Пианист)

• Кто все ломает? (Хулиган)

• Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).

«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»

Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает.

Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

Капель - что делает? Звенит.

Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

«Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры: Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Взрослый: собака;

Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);



Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок. пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда…ложь

Быстро…медленно

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко. близко

Можно…нельзя

Трудно…легко

Начало. конец.

Говорить…молчать

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

добрый – злой,

вежливый - грубый,

аккуратный – неряшливый,

чистый – грязный,


ясный – пасмурный,

хороший – плохой.

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

«Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. У тигра - тигрёнок, у льва —львёнок,

у слона - слонёнок, у оленя - оленёнок, у лося — лосёнок,

у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок,

у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок,

у зайца — зайчонок,

у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок,

у коровы — теленок, у лошади – жеребенок,

у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок,

у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

«Скажи, похожее слово»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать -… (размышлять,

открыть -… (отворить,

отыскать -… (найти,

зябнуть -… (мерзнуть,

поразить -… (удивить,

шалить -… (баловаться,

забавлять -… (развлекать,

прощать -… (извинять,

звать. (приглашать,

реветь -… (плакать,

мчаться -… (нестись,

вертеться -… (крутиться,

опасаться -… (бояться).

«Кто, что делает?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей по теме «Профессии».

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря:

Врач — лечит. Учитель — учит.

Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает.

Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.

Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.


Основная литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 290 с.

  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.: ил.

  4. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 248 с.

  5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: МозаикаСинтез, 2005. – 64 с.

  6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие, 5-е изд. М.: Академия, 2012. – 256 с.

  7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.

  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Дополнительная литература:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. - (Логопед в ДОУ).

  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. – 221 с.