Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 350

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2). в зависимости от применения наглядного материала:

  • занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

3). в зависимости от этапа обучения:

  • речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);

  • речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).

4). в зависимости от количества участников:

  • фронтальные (со всей группой);

  • индивидуальные.

5). в зависимости от дидактических целей (предложенная А. М. Бородич):

  • занятия по сообщению нового материала;

  • занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

  • занятия по обобщению и систематизации знаний;

  • итоговые занятия;

  • комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

6). требования к занятиям по развитию речи:

  • Четкая структура занятия.

4.Художественная литература.

Сказка и детские литературные произведения развивают восприятие и понимание речи ребенком. Слушая произведение, дошкольник сосредотачивается на сложном сюжете с несколькими линиями, одновременно держит в памяти и отслеживает судьбу нескольких героев, погружается в описание событий и улавливает множество деталей. Более того, старший дошкольник самостоятельно определяет главную идею рассказа, мораль сказки, дает оценку персонажам.

Уже с трехлетнего возраста слушание и рассказывание сказок, историй, стишков выполняют две важнейшие речевые функции:

  • выделяющая;

  • синтезирующая.

Выделяющая функция при восприятии литературных текстов (а также устных повествований, которые наполняют нашу жизнь) отвечает за то, чтобы ребенок вычленил главные моменты, которые составляют содержание произведения или пространного обращения к нему. Простыми словами, благодаря выделяющей функции ребенок понимает, о чем идет речь.

Задача синтезирующей функции – объединить отдельные элементы в единый сюжет или применить знакомые образы и речевые обороты в новом контексте.


Можно сказать, что использование литературы в воспитании детей оказывает глобальное влияние на их речевое развитие. Ребенок учится улавливать главное, получает пример выражения мыслей, усваивает готовые речевые обороты и пр.

Где, как не в литературных произведениях, ребенок услышит столько художественных приемов речи. Эпитеты, сравнения и другие выразительные средства дошкольник сначала использует механически, пересказывая сюжет. Со временем средства языковой выразительности  прочно закрепляются в словарном запасе ребенка и используются произвольно.

Сказка как средство развития речи дошкольников.

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать. 

Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников.

Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка;

  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры;

  • показывает пример составления различных предложений;

  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.


Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно благотворно влияет на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.


Развитие связной речи дошкольников посредством сказки.

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.

Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

Пересказ.

Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.

Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения.

Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно.

Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:


  • Куда направился главный герой?

  • Кто первым встретился на пути?

  • Какие волшебные предметы были у героя?

  • Что помогло победить?

  • О чем должен помнить герой?

Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.

Сочинение сказочных историй.

Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом.

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:

  • герой нарушил запрет;

  • перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее;

  • отъезд героя;

  • волшебные находки;

  • испытания в пути;

  • преодоление злобного противника;

  • возвращение домой.