Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лесу" и "пошли в лес!");
-
Про научившуюся ходить сестренку подруги: "Она
уже может идти" (умеет ходить);
-
Зуб, который я убилась ("которым я ударилась").
Аналогичные примеры расширения сферы референции слова:
-
«Насори мне луку»;
-
«Разгрызи мне зернышки молотком»; -
«Мы эту выкройку приклеили булавками»; -
«Как медведь мяучит?».
Слово мяукать использовано в расширенном значении:
-
«издавать звуки (любые), характерные для животного»; -
конкретное значение «мяу» оказалось неучтенным.
Много недоразумений связано с использованием сложных слов: (кривоногий, длинноухий), если ребенок расшифровывает только один корень слова, не замечая другой.
Отсюда рассуждения: о «кривоногих руках», «толстопузой голове» и т.п.
Расширение референции слова, при котором не учитывается одна или несколько дифференциальных схем, характерно и для большого числа непроизводных слов.
Ребенок не учитывает ограничений, налагаемых на сочетаемость слов с другими словами.
На основании анализа речи взрослых ребенок делает заключение о возможностях того или иного употребления слов, но границы этих возможностей ему предстоит определить самостоятельно, поскольку никто не демонстрирует ему неправильных случаев словоупотребления, сопровождаемых оценкой «так говорить нельзя».
В работах зарубежных специалистов это именуется «проблемой отсутствия свидетельств об отрицательном употреблении».
Например, ребенок неоднократно слышал слово шофер в ситуациях, где речь шла о разных автомобилях, но если ему не встречалось другое слово в разговорах о поездах, трамваях и троллейбусах, то он вполне может соотнести с ними слово шофер.
Чувство нормы (языковое чутье) складывается отнюдь не сразу. Для этого необходим достаточный объем речевого материала в соединении со способностью и склонностью к его неосознанному анализу.
Вернемся, однако, к слову шофер. Дети часто используют его не в нормативном значении
«водитель автомобиля», а в значении просто «водитель» (любого транспортного средства), отсюда возможность расширенного использования.
Шофер оказывается у трамвая, троллейбуса, электрички и даже у повозки с лошадью: «Смотри: шофер лошадь погоняет, а она не едет».
Во многих случаях, когда не учитываются дифференциальные признаки, входящие в семантическую структуру слова, она становится равной семантической структуре слова-гиперонима и смещается на одну ступеньку вверх в иерархии слов.
Так, многие дети называют:
-
любую монету копейкой, -
любой металл - железом.
Нелли Н. в трехлетнем возрасте называла любую обувь сапогами, любое первое блюдо — супом.
-
« Что у нас сегодня на суп? Куриный бульон?»; -
«Смотри, какая роза на подсолнухе выросла», — говорит Тоня (3 г.).
Слово роза употребляется в значении «цветок вообще, любой цветок», т. е. остается одна родовая сема.
Распространенная ошибка всех детей: называют одинаково, т. е. какое-нибудь одно слово занимает позицию гиперонима:
-
«У этого жука скоро будут птенцы!», -
«Под кроватью живут мышкины птенчики»; -
«Плывет уточка, и с ней - щенки».
Один день недели может обозначать любой день:
-
«Какой сегодня понедельник: суббота или воскресенье?»
Слово воскресенье часто используется детьми расширительно — в значении «выходной день»:
-
«У тебя воскресенье в субботу будет?»
Расширительно используется многими детьми и слово шелуха. Оно может обозначать оболочку любого вида:
-
«Вот шелуха от куриного яйца» (вместо скорлупа), -
«Свари сосиски в шелухе» (в полиэтиленовой оболочке), -
«Мандарин съела, а шелуха в кармане» (вместо кожура).
Такие процессы соотносятся не только с существительными, но и с любой частью речи.
Глагол включить многие дети используют в расширительном значении «сделать так, чтобы нечто начало функционировать»:
-
«включи зонтик», -
«включи ручку», -
«включи спичку».
Почти все дети путают в определенном возрасте слова писать и рисовать (вместе с приставочными производными).
Глаголы чинить и починить употребляются в расширенном значении «вернуть исходное состояние, позволяющее нормально функционировать».
Взрослые, употребляя этот глагол, имеют в виду лишь неодушевленные предметы.
Дети этого ограничения не знают:
-
«Почему доктор так долго чинит маму?»; -
«Меня в больнице доктор починит».
Во взрослом языке всегда есть ограничения в сочетаемости понятий:
-
о птицах мы говорим стая, -
о коровах — стадо, -
о цветах — букет, о людях — толпа и т. п.
Однако эти ограничения усваиваются ребенком не сразу.
Поэтому в речи детей можно услышать:
-
о «стадах бабочек», -
«толпе бананов», -
«стае мыльных пузырей» и т. п.
Наряду с расширением сферы референции слова встречается и сужение. Возможно, случаев такого рода не меньше, но они с трудом поддаются регистрации, так как относятся к сфере перцептивной, а не продуктивной речи.
Они обнаруживаются при противопоставлениях:
-
«Это не для людей, а для детей!» - заявляет пятилетний мальчик, не одобряя папиного намерения покататься на детских каруселях.
Семантическая структура слова человек/люди приобрела новый окказиональный компонент значения, связанный с ограничением в возрасте.
-
«Я просила у тебя яичницу, а ты глазунью сделала» — говорит девочка, из чего становится ясно, что значение слова яичница в языковом сознании ребенка сужено — слово яичница понимается как кушанье из разболтанных яиц. -
«К нам такая красивая тетя приходила: волос нет, одни кудри!» Слово волосы также стало беднее по значению — предполагается, что они должны быть непременно прямыми, не вьющимися.
5).Подберите дидактические игры и упражнения, направленные на решение задач словарной работы в ДОО.
Картотека дидактических игр на развитие словаря.
Игра «Потому что»
Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).
Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.
Речевой материал:
• Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
• В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
• Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
• Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
• В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
• Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.
Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
Речевой материал:
• По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
• По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;
• По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
• По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;
• По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;
• По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра мячом «Хорошо — плохо»
Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Ход игры. Дети сидят в кругу.
Вариант 1. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года).
Педагог: Зима.
Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: