Файл: В досудебном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 сравнительного исследования, истребовать документы и пред- меты, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, требо- вать производства документальных проверок, ревизий, иссле- дований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обяза- тельное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, назначать судебную экс- пертизу, принимать участие в ее производстве и получать за- ключение эксперта в разумный срок, производить осмотр не только места происшествия, но и документов, предметов, тру- пов, а также освидетельствование (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). При этом лицам, участвующим в производстве процессуальных дей- ствий при проверке сообщения о преступлении, подобно тому, как принято на стадии предварительного расследования, разъ- ясняются их процессуальные права и обязанности, в том числе права, определяемые через понятия «привилегии от самообви- нения» и «свидетельский иммунитет», а также право пользо- ваться услугами адвоката. Названным лицам обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые про- цессуальные решения затрагивают их интересы. При необхо- димости в отношении их могут применяться меры безопасно- сти, ранее применявшиеся только после возбуждения уголовно- го дела (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).
Завершает комплекс законодательных нововведений, подни- мающих гарантии прав личности и возможности исследования
(на фоне изложенного привычный термин «доследственная про- верка» выглядит уже устаревшим и неадекватным реальной дей- ствительности) обстоятельств, указываемых в сообщении о пре- ступлении, до невиданного ранее уровня, новелла, предусмот- ренная в ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, провозглашающая, что «полу- ченные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».
На страницах юридической печати произошедшее изменение регламентации и оценки результатов проверки сообщения о пре- ступлении неспроста вызвало всплеск повышенного внимания.
Оценки даются разные. Одну из них представляется возможным разделить: законодатель «”под соусом” введения дознания в со- кращенной форме провел широкую реформу стадии возбужде-

12 ния уголовного дела... в результате реформы практически оказа- лась стерта грань между стадией возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»
9
Поскольку задачей прокурорского надзора в стадии возбуж- дения уголовного дела следует считать обеспечение законности всех действий должностных лиц органов дознания и предвари- тельного следствия, их многообразная деятельность по проверке сообщения о преступлении должна являться предметом при- стального внимания прокурора, тем более что предусматриваю- щие проведение проверки отдельные положения ст. 144 УПК РФ страдают изъянами правовой определенности относительно как пределов полномочий следователя, дознавателя, так и гарантий прав участников проверочных действий.
Осуществление прокурорского надзора за исполнением
органами предварительного расследования требований за-
кона при принятии итоговых решений в стадии возбуждения
уголовного дела. Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, до- знавателем, следователем, руководителем следственного органа принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; отказе в возбуждении уголовного дела; передаче сообщения по подследственности, а по делам част- ного обвинения — в суд. Данное решение является промежуточ- ным между двумя первыми, поскольку в конечном итоге рас- смотрение сообщения о преступлении завершается либо возбуж- дением уголовного дела, либо отказом в возбуждении уголовно- го дела. Поэтому в рассмотрении данного решения прокурором необходимости не усматривается.
Наиболее действенен прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения дознавателем уголовного дела, отнесенного к категории дел частного обвинения, поскольку в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено исключительно с согласия прокурора
(ч. 4 ст. 147 УПК РФ).
О законности возбуждения уголовных дел публичного и част- но-публичного обвинения, а также о законности возбуждения уголовного дела частного обвинения следователем, руководите-
9
Махмутов М. В. Закон о дознании в сокращенной форме и реформа стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2013. № 7. С. 41.


13 лем следственного органа прокурор может судить первоначально лишь по копиям постановлений, содержащих соответствующие решения. Копии постановлений о возбуждении уголовного дела и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела под- лежат незамедлительному направлению прокурору, который обязан их рассмотреть и в случае сомнения в их законности и обоснованности истребовать материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела для изучения.
Если прокурор признает постановление о возбуждении уго- ловного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послу- живших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлитель- но направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
При выявлении фактов незаконности, необоснованности вы- несения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ выносит постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В такой ситуации реакция прокурора дифференцируется законодателем в зависимости от субъекта принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела: признав постановление органа дознания, дознавателя об отка- зе в возбуждении уголовного дела незаконным или необосно- ванным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указания- ми, установив срок их исполнения; признав отказ руководителя следственного органа, следовате- ля в возбуждении уголовного дела незаконным или необосно- ванным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента полу- чения материалов проверки о преступлении отменяет постанов- ление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных об- стоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).
Обеспечение законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следственными органами, заслу- живает особого внимания прокурора. Следует подчеркнуть, что в случае ошибки, допущенной при принятии решения о возбужде-

14 нии уголовного дела, она может быть исправлена на последую- щих стадиях уголовного судопроизводства, чего нельзя сказать об ошибке, допущенной при принятии решения об отказе в воз- буждении уголовного дела. Изучение материалов процессуаль- ных проверок, по которым были приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, свидетельствует о том, что зача- стую такие решения принимались преждевременно и в дальней- шем отменялись прокурорами. Наиболее распространенными являются такие нарушения прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела, как незаконные решения об отказе в возбужде- нии уголовного дела при очевидных признаках преступления, фальсификация материалов проверок. Уполномоченные лица при проведении проверок сообщений о преступлении не выяс- няют объективные обстоятельства произошедшего, нередко фальсифицируют объяснения потерпевших и свидетелей, тем самым умышленно искажают истинную картину происшествий с целью искусственного завышения показателей работы.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации растет число отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, распространены случаи неодно- кратного вынесения данных постановлений при наличии призна- ков преступления либо по неполно проверенным данным. Толь- ко в 30 охваченных проверкой Генеральной прокуратуры Рос- сийской Федерации регионах два и более раза прокурорами от- менялось 170 тыс. таких решений, почти 2,3 тыс. из них — свы- ше 10 раз. Например, в Ставропольском крае прокурор вынуж- ден был пять раз отменять незаконные постановления следовате- ля по факту безвестного исчезновения человека, пока добился возбуждения уголовного дела об убийстве
10
Приведенные выше примеры и статистические данные наглядно показывают, что прокуратуре удается предотвратить принятие большого количества незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, обеспечивая тем самым соблюдение прав и свобод граждан. Как показывает практика производства в стадии возбуждения уголовного дела,
10
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
27 апреля 2013 г. [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Российской
Федерации : офиц. сайт. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/interview- andappearences/appearences/82414/ (дата обращения: 15.04.2018).


15 именно на прокурора, осуществляющего от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, возлагается обязанность по созданию условий для реализации принципа охраны прав и сво- бод человека и гражданина в первой стадии уголовного судо- производства.

§ 2. Прокурорский надзор
за соблюдением общих условий
предварительного расследования,
законностью приостановления
и прекращения следователем,
дознавателем уголовного дела
Предварительное расследование является основной стадией досудебного производства. В указанной стадии осуществляется объективное, полное и всестороннее исследование всех обстоя- тельств совершенного преступления (преступлений) с последу- ющим принятием решения о направлении уголовного дела в суд или прекращении уголовного дела (ст. 158 УПК РФ). Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что именно здесь создаются необходимые предпосылки для успеш- ного разрешения уголовного дела судом по существу
11
. Вся дея- тельность органов предварительного следствия и дознания по расследованию преступлений осуществляется под строгим про- курорским надзором, от эффективности которого во многом за- висит результат всего досудебного производства.
В силу ограниченности объема учебного пособия особенно- сти прокурорского надзора в стадии предварительного расследо- вания рассматриваются в рамках тех наиболее важных вопросов, которые вынесены в заглавие данного параграфа.
Надзор за соблюдением общих условий предварительного
расследования. Прежде всего следует уделить внимание полно- мочиям прокурора при определении подследственности уголов-
ных дел. Прокурор должен свободно ориентироваться в правилах определения подследственности, иметь ясное представление о том, производство расследования по каким конкретно уголов- ным делам отнесено к компетенции следователей различных ве-
11
Якубович Н. А. Теоретические основы предварительного следствия. М.,
1971. С. 60.

16 домств: Следственного комитета Российской Федерации, орга- нов внутренних дел Российской Федерации, федеральной служ- бы безопасности и иных органов дознания.
Прокурор вправе в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать в случае необходимости любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. По письменному указа- нию прокурора уголовные дела о преступлениях небольшой и средней степени тяжести, отнесенные в соответствии с предмет- ным признаком, определяющим подследственность, к компетен- ции следователей, могут передаваться дознавателям для произ- водства дознания (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором (ч. 7 ст. 151 УПК РФ).
Споры о подследственности уголовного дела разрешает про- курор (ч. 8 ст. 151 УПК РФ). Следователь, дознаватель, устано- вив, что уголовное дело ему не подследственно, производит не- отложные следственные действия, после чего следователь пере- дает уголовное дело руководителю следственного органа, а до- знаватель — прокурору для направления по подследственности.
По мотивированному постановлению руководителя вышестоя- щего следственного органа дело может быть передано для про- изводства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении (чч. 6, 7 ст. 152 УПК РФ). Подобное уведом- ление направляется прокурору не только для сведения о том, где производится расследование по уголовному делу, но и для того, чтобы прокурор в случае необходимости мог убедиться в закон- ности и обоснованности принятого руководителем следственно- го органа решения.
Значительна роль прокурора в обеспечении надлежащего ис- полнения законов при решении органами предварительного рас- следования, особенно органами дознания, вопросов соединения уголовных дел, выделения уголовного дела и выделения в от- дельное производство материалов уголовного дела.
Соединение уголовных дел, находящихся в производстве сле- дователя, производится руководителем следственного органа, а уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, — прокурором. Решение о соединении уголовных дел о преступле- ниях, подследственных в соответствии со ст.ст. 150 и 151
УПК РФ разным органам предварительного расследования, при-


17 нимает руководитель следственного органа на основании реше- ния прокурора об определении подследственности. В случае ес- ли предварительное расследование осуществляется в форме до- знания, указанное решение принимает прокурор (ч. 3 ст. 153
УПК РФ).
Выделение уголовного дела производится на основании по- становления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предвари- тельного расследования нового преступления или в отношении нового лица, в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела (ч. 3 ст. 154 УПК РФ). В соответ- ствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ такое постановление незамедли- тельно направляется прокурору, который обязан его изучить и в случае сомнения в его законности и обоснованности отменить.
Если следователю, дознавателю в ходе расследования стано- вится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, должно быть выне- сено постановление о выделении соответствующих материалов из находящегося в производстве уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения согласно ст.ст. 144 и 145
УПК РФ. Когда прокурор усматривает наличие оснований для возбуждения уголовного дела, он выносит постановление о направлении указанных материалов в орган дознания или пред- варительного следствия для решения вопроса об уголовном пре- следовании (п. 4 ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Хотя в главе 21 УПК РФ и не фигурируют, но фактически от- носятся к общим условиям предварительного расследования правила о сроках его проведения, установленных для предвари- тельного следствия в ст. 162 УПК РФ, а для сроков дознания — в чч. 2, 4 и 5 ст. 223 и ст. 226.6 УПК РФ.
Соблюдению сроков как предварительного следствия, так и дознания на практике придается повышенное значение. С со- блюдением сроков связана эффективность предварительного расследования, предполагающая выяснение обстоятельств со- вершения преступления в возможно короткие сроки, что обеспе- чивает участников уголовного судопроизводства правом на до- ступ к правосудию в разумный срок. Напомним, что за предела- ми процессуальных сроков не могут применяться никакие меры процессуального принуждения, никакие следственные действия, а если таковые произведены, их результаты признаются недопу- стимыми доказательствами.

18
Из предусмотренных ст. 37 УПК РФ полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия вытекает его обязанность неукосни- тельно обеспечивать в деятельности дознавателей и следовате- лей как соблюдение сроков предварительного расследования в целом, так и сроков производства отдельных процессуальных действий, в частности срока предъявления обвинения (ч. 1 ст. 172 УПК РФ), срока проведения таких следственных дей- ствий, как контроль и запись переговоров (ч. 5 ст. 186 УПК РФ), допрос (чч. 2, 3 ст. 187 УПК РФ) и т. д.
При рассмотрении жалоб участников уголовного судопроиз- водства на нарушение разумных сроков в ходе досудебного про- изводства по уголовному делу прокурор должен учитывать такие обстоятельства, как сложность квалификации преступных дей- ствий, установления обстоятельств совершения преступлений, сбора доказательств по уголовному делу; учитывать поведение участников уголовного судопроизводства, а также ритмичность, достаточность и эффективность действий должностных лиц ор- ганов предварительного расследования, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования.
Генеральный прокурор Российской Федерации требует от про- куроров н
аладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевре- менным принятием процессуальных решений по уголовным де- лам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмот- ренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроиз- водства, предписывает ориентировать руководителей следствен- ных органов на незамедлительное представление прокурору ко- пий постановлений о продлении срока предварительного рассле- дования, а также принятых по делу процессуальных решений; в необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения
12
Реализуя полномочия, предоставленные ст. 223 УПК РФ, про- курор должен требовать от дознавателей представления ходатай- ства о продлении срока дознания до 60 суток за пять дней до ис- течения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше шести меся- цев — за 15 дней; учитывать, что сроки дознания до шести меся-
12
Пункт 1.13 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от
12 июля 2010 года № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполне- нием требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».