Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 467
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
«Достань шарики», «Столкни мяч», «Напои птичку», «Построй забор», «Покатай матрѐшек», «Плавает или тонет?», «Почему шарик не упал?», «Угадай, что в коробочке»,
«Качели».
Наглядно-образное
В процессе формирования наглядно-образного мышления используются следующие
мышление педагогические приѐмы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребѐнка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчѐт о последовательных действиях; приѐм припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на тактильной панели сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий:
рисование и раскрашивание;
прохождение лабиринтов;
работа по конструированию (не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он должен, прежде всего, продумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать);
прохождение лабиринтов по словесной инструкции;
ролевые игры;
задания типа «Найди лишний предмет», «Составь рассказ по картинке», «Соедини части одного предмета»;
собирание пазлов.
Дополнительные игры: «Полей цветок», «Помоги достать игрушку»,Как построить поезд?», «Помоги детям украсить зал», «Как достать колпачок», «Рыболов», «Помоги рыбкам», «Зимой», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Увядшие цветы», «Ветреная погода», «Шкодливая кошка», «Разбитая чашка», «Шарик упал», «Кошка и молоко»,
«Сломанная ветка», «Купание куклы», «Утро мальчика», «Одевание на прогулку»,
«Зайчик и снеговик», «Исключение лишнего», «Подбери заплатку к коврику», «Раздели на группы», «Логические цепочки», «Ёж и гриб» «На приѐме у доктора», «В зоопарке».
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Словесно-логическое
В процессе обучения необходимо ставить перед детьми больше конкретных задач,
мышление сочетать словесные и наглядные средства обучения и делать это в условиях практической деятельности.
Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира.
Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т. д.). Затем учим сравнивать один предмет с другими, непохожими, а после этого — с похожими объектами. Так как различие устанавливается легче, чем сходство, следует больше внимания уделить работе по обучению умению устанавливать общие признаки. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.
Эффективные игровые задания:
задания на подсчѐт букв и звуков в слове;
решение лѐгких примеров по математике;
нахождение отличий на 2 картинках;
загадки, ребусы, шарады и другие «игры со словами»;
игровые задания на коррекцию и развитие:
- умения рассуждать: «Бывает - не бывает» (предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает);
- «Зачем и почему?» (педагог задаѐт вопросы, а дети на них должны логично ответить.
Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий);
- установление причинно-следственных связей (взрослый рассказывает о событии одним предложением: «Дети бросили в лесу зажженную спичку». Дети должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: педагог называет следствие, а дети выясняют варианты причин (в лесу начался пожар.);
- рассказ по алгоритму: педагог предлагает детям последовательность описания событий:
86
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник кто – что – где – зачем – как – когда - …;
- пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают своѐ объяснение смысла;
- логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты;
- характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт;
- узнавание предметов по описанию: дети должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая педагогу вопросы относительно свойств и качеств предмета. Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми;
- сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей -
…; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга);
- группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах
(гласные-согласные), словах и т.д.;
- классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …);
- сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности
(числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.);
- сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда);
- конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…);
- определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки);
- сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро- вечер, растения-животные, дождь-снег…);
- исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст);
- выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода;
- смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?;
- смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определѐнные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши.
Кто учился лучше (хуже) всех?
Дополнительные игровые задания:
«Что круглое, а что квадратное?», «Съедобное – несъедобное», «Живое – не живое»,
«Что бывает вверху, а что внизу?», «Что бывает сладким?», «Отвечай быстро»,
«Определи понятие», «Отгадывание загадок», «Летает, плавает, ползает», «Чем походи?», «Придумай слово», «Угадай, какое слово не подходит!», «Угадай, плывѐт или тонет!», «Загадки и отгадки», «Бывает – не бывает», «Закончи предложение», «Придумай предложение», «Наоборот», «Простые аналогии»; рассказы-загадки «Шарик упал»,
«Почему укатился мячик?», «Что было ночью?»,
«Рассказ о маленьком Вове», «Экскурсия», «Зима наступила», «Не покатались!»,
«Снежный колобок», «Дождливая погода», «Почему?».
87
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Рекомендации для родителей по воспитанию ребѐнка со зрительным дефектом [5; 18]
Особой задачей родителей становится ознакомление ребѐнка с предметным миром посредством осязания, а при наличии остаточного зрения и посредством зрения. Очень важно научить ребѐнка обследовать предметы, выработать у него желание познавать мир, не бояться незнакомых предметов. Для этого родители должны использовать любые подходящие ситуации – прогулки, экскурсии, поездки за город и т.д.
Очень важно, чтобы сами родители не стеснялись дефекта своего ребѐнка, останавливались у каждого незнакомого для ребѐнка предмета и давали ему возможность его обследовать, направляли руки, указывая существенные и характерные признаки предмета.
В процессе ознакомления с окружающим родители должны учить ребѐнка узнавать предметы, явления по доступным для слепых признакам (например, узнавать предметы по звукам, которые они издают), учить делать простейшие умозаключения.
С теми предметами, которые ребѐнку нельзя дать в руки, его можно познакомить через игрушки. Игрушки нужно покупать с большим выбором. В некоторых из них не выдержаны пропорции. Это создаѐт у слепого неправильные представления. Такие игрушки покупать не следует.
Для слепого ребѐнка очень важно, чтобы поверхность игрушки была похожей на поверхность натурального предмета. Хороши озвученные игрушки. Многие родители могут их сделать сами. Например, чтобы ребенок мог играть с мячом, нужно его озвучить. Сделать это очень просто: в обыкновенную волейбольную камеру положить горох. В такой мяч слепой ребѐнок сможет без специальной помощи играть вместе со своими зрячими товарищами.
Для развития движений очень хорош велосипед. Ребѐнок может кататься на нем в безопасном месте.
Самым главным в этот период является воспитание у детей стремления к движению.
Ограничение движений слепого ребѐнка приводит к тому, что у него не развивается вся двигательная сфера, в особенности руки – основные орудия познания слепого, появляются навязчивые стереотипные движения.
Знания маленькому ребѐнку следует давать в занимательной форме.
С раннего детства следует приучать слепого ребѐнка к самостоятельности в самообслуживании – научить его одеваться, обуваться.
При обучении навыкам самообслуживания детей с глубокими нарушениями зрения родителям необходимо знать некоторые общие требования и приѐмы работы со слепым и слабовидящим ребенком. При обучении его какому-либо новому действию взрослый встаѐт сзади ребѐнка, укладывает свои руки на руки ребѐнка и его руками производит те движения, которыми должен овладеть ребѐнок. Все действия необходимо называть, объяснять их назначение и порядок выполнения.
Каждое действие выполняется в строго определѐнной последовательности, которая сохраняется в течение всего времени обучения до усвоения ребѐнком этого действия и его автоматизации.
Вторым важным условием формирования навыков по самообслуживанию является постепенное уменьшение помощи ребѐнку при выполнении действий. Можно начать осуществление действия, закончить или выполнить наиболее трудную часть, но основное – это предоставление ему все большей самостоятельности при постоянном контроле за правильностью выполнения действий.
Третье условие состоит в том, чтобы добиться от ребѐнка с нарушением зрения точного и правильного выполнения навыков самообслуживания. Необходимо быть с ребенком терпеливым, не делать того, что он уже может сам, не опережать событий и не подгонять его.
Особое внимание следует обратить на процесс раздевания, соблюдение его строгой последовательности, сопровождая свои действия словесным описанием одежды. Следует знакомить с частями одежды: воротник, рукава, молния, пуговицы, карманы и т.д.
Большое затруднение вызывает у слепых овладение застегиванием пуговиц, шнуровкой ботинок. Эти навыки они также постепенно приобретают, но целесообразнее использовать одежду и обувь с молниями, липучками.
88
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Важно выработать у ребѐнка привычку самостоятельно убирать на выделенное ему место в шкафу свою одежду и обувь, четко соблюдать это правило, что позволит ему быть более самостоятельным в их нахождении и выборе.
Выдержка и доброжелательное отношение к ребѐнку, для которого овладение всеми этими навыками без контроля зрением очень трудно, обеспечат положительный результат в воспитании.
Есть еще очень важная задача в воспитании слепого ребѐнка – развитие его рук. Ведь рукой он будет читать и писать. Она должна быть физически крепкой и очень ловкой, способной к нежным и лѐгким движениям. Застѐгивая пуговицы, определяя по осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребѐнок упражняет руку, готовит ее к восприятию шрифта
Брайля.
У многих незрячих детей может быть нарушена координация и сила рук. Часто они сопротивляются обучению действиям указанным способом, вырывают свои руки из рук взрослого, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому воспитательный эффект может быть достигнут на основе предварительно созданного доверительного отношения к взрослому и положительно окрашенного эмоционального общения.
В трудовом и нравственном воспитании слепого на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители слепых детей часто освобождают ребѐнка от трудовых обязанностей (включая и самообслуживание), что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые и вообще все окружающие зрячие должны заботиться о нѐм. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому, незаметно помогая своим слепым детям справиться с трудовыми операциями, родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда, труда по самообслуживанию, укрепляя веру ребѐнка в то, что он может непосредственно участвовать в труде всей семьи.
Необходимо определить для незрячего ребѐнка некоторые домашние обязанности, выполнение которых позволит ему почувствовать себя полноправным членом семьи, свою значимость в ее жизни.
Следует привлекать его к уборке квартиры (комнаты, кухни); ему доступны вытирание пыли с мебели, сервировка стола, поливка цветов.
Музыкальное воспитание служит одним из главных средств эстетического воспитания слепого. Детские музыкальные передачи по радио, телевидению, магнитофонные записи детских песен, пьес позволят родителям научить детей понимать мир музыки, научить прислушиваться к ритму жизни, понимать и слышать природу.
В эстетическом воспитании слепого огромную роль играет чтение художественной литературы. Пока ребѐнок не умеет читать, родители выбирают стихи, рассказы и сказки, знакомящие слепых с жизнью. Одновременно с чтением необходимо объяснять слова, непонятные детям, знакомить с предметами, стоящими за незнакомыми словами.
Огромное место в эстетическом воспитании занимает активное воспроизведение – заучивание и рассказывание стихотворений, разучивание песен.
В семейном воспитании слепого дошкольника следует широко использовать лепку, аппликации. Они развивают руки, подготавливают к письму и к восприятию шрифта Брайля.
Полезны и специальные занятия по ознакомлению с брайлевскими колодками, прибором, грифелем, упражнения в написании и узнавании групп точек при различном их расположении.
Вся эта работа подготавливает слепого ребенка к школе.
89
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Приѐмы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений
детей с нарушениями зрения на коррекционно-развивающих занятиях [5; 18]
Основные задачи формирования коммуникативных умений:
- формирование алгоритма восприятия речи, лица и тела;
- обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» в микро- и макропространстве;
- обучение воспроизведению изолированных элементов речи, мимики, жестов, интонации;
- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
- обучение передаче своего эмоционального состояния неречевыми и речевыми средствами;
- развитие, укрепление и стимуляция общей и мелкой моторики;
- обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;
- формирование приѐмов воспроизведения речевых конструкций, основных эмоций;
- формирование потребности в сопереживании;
- формирование интереса к общению;
- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.
Алгоритм формирования коммуникативных умений:
1 этап. Усвоение эталонов вербального и невербального общения.
Невербальные сигналы включают в себя несколько подсистем: пространственная (межличностное пространство); взгляд; оптико-кинетическая (внешний вид собеседника, мимика, пантомимика – позы и жесты); околоречевая (качества голоса); внеречевая (темп речи, паузы, смех и т. д.).
2 этап. Узнавание одних и тех же объектов в различных ситуациях.
3 этап. Использование сложного сюжета для восприятия и осмысления. Соотнесение с прежним
зрительным и речевым опытом.
Необходимо учитывать, что восприятие детей с нарушениями зрения отличается от нормы по темпу, степени адекватности реальному образу, полноте, точности, дифференцированности, поэтому важно соблюдать следующие требования:
- предварительная работа по обогащению сенсорного, речевого и социального опыта ребѐнка;
- доступность упражнений;
- реализация личностно-ориентированного подхода;
- многоэтапность занятия, взаимосвязь всех компонентов;
- выбор темпа восприятия;
- повторение, закрепление в различных ситуациях.
Основным источником моторных новообразований у детей с нарушениями зрения является
непосредственный показ нового движения и требование выполнить его в хорошо организованных условиях (спокойная обстановка, комфортное освещение, наличие зеркала и др.) Знакомя детей с жестами и позами, необходимо использовать приѐм сопряжѐнных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо чѐтко выражать словами. Закрепление и отработку выразительных движений лица и тела целесообразно осуществлять в этюдах и играх.
Начинать знакомство с мимическим воспроизведением различных эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций (радость, удовольствие, удивление, любовь), потому что они распознаются легче, чем отрицательные (печаль, отвращение). Важно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов.
Игра-драматизация по сюжету сказки или рассказа с детьми старшего дошкольного возраста способствует употреблению ими жестов, поз, мимики. Она даѐт им возможность понять связь между эталонами неречевых средств общения и собственным поведением.
Приѐм театрализации очень помогает детям с нарушением зрения усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движения рук, позы.
Одним из основных приѐмов формирования представлений о чувствах и отношениях является
чтение художественных произведений и их анализ.Особая роль отводится сказкам.Через их
90