Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Приѐмы и материалы для коррекции психических процессов
у детей с нарушениями интеллекта
Психические процессы
Приѐмы и материалы для коррекции
Слуховое восприятие
Развитие слухового восприятия необходимо осуществлять в двух направлениях: развивать восприятие обычных звуков и развивать восприятие речевых звуков, т.е. формировать фонематический слух.
Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия: формирование умения вслушиваться, правильно определять направление, откуда идѐт звук; узнавание знакомых звуков и голосов; различение шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности; развитие фонематического слуха.
При обучении ребѐнка различению на слух неречевых звуков можно соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя,шелест листьев,журчание воды и др.;



звуки, которые издают животные и птицы:лай собаки,мяуканье кошки,карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;



звуки, которые издают предметы и материалы:стук молотка,звон бокалов,скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;



транспортные шумы: сигналы автомобилей,стук колѐс поезда,скрип тормозов,гудение самолета и т.п.;


звуки, которые издают различные звучащие игрушки:погремушки,свистульки,


трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных инструментов:колокольчик,барабан,бубен,дудочка,


металлофон, гармошка, пианино и др.;

звуки музыки.

В процессе развития слухового восприятия можно использовать специфические приѐмы:

воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещениях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским);

декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов
(дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали);

составление рассказов по слуховым образам проводится после проведения предварительной лексико-грамматической работы по определѐнной теме; после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики; прослушивания отдельных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой;

возможность видеть выражение лица, мимику говорящего оказывает определенную помощь акустическому восприятию устной речи.
Игры: «Тук-тук-тук», «Что гудит?», «Кто там?» (учить прислушиваться к неречевым звукам; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чѐм-то сообщать, предупреждать),
«На чѐм играл Зайка?» (учить различать звучание двух резко различных инструментов
(барабана и гармони), «Весѐлый Петрушка» (вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук), «Шагаем и танцуем» (различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать), «Клоуны» (различать более близкие по
17


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух-трѐх инструментов; развивать слухо-зрительное восприятие), «Кто играл?» (учить различать близкие по звучанию инструменты, учить различать их на слух с закрытыми глазами; воспитывать слуховое внимание), «Звени, колокольчик», «Поймай меня» (учить по звуку определять направление в пространстве, действовать по звуковому сигналу),
«Где позвонили?»
(учить определять месторасположение звука), «Кто за дверью?»,
«Кто как кричит?»
(учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию), «Какая у меня картинка?» (определять слова, резко различные по звуковому составу), «Лото (определи слово)» (учить различать близкие по звучанию слова), «Угадай, кто пришѐл?», «Кто тебя позвал?» (учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей), «День рождения куклы»
(учить воспринимать на слух слова с различным фонетическим составом), «Кто в домике живѐт?» (учить воспринимать слова с близким звуковым составом), «Поезд» (обратить внимание на звуковой состав слова; учить выделять первый и последний звуки в слове),
«Кто что слышит?» (учить обозначать словом звуки – стучит, звенит, шуршит, гудит, играет и др.), «Шумящие коробочки» (развивать слуховое внимание и слуховую память),
«Дождик» (различать ритм постукиваний по металлофону), «Послушай, что за окном»,
«Волшебная ложечка» (определить, по чему стучит ложечка), «Хлопни, как я: один хлопок, два хлопка, три хлопка», «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика), «Самолет летит высоко – низко» (высота голоса), «Звуковые ручейки»: высокое звучание: «буль-буль», низкое звучание «буль-буль», «Ветер-шалун»
(слышать тихое и громкое шуршание листьев), «Кто летит?» (жуки жужжат «Ж-Ж-Ж», комарики звенят: «З-З-З-З»), «Кто услышит то, что не услышат другие?», «Морская раковина», «Спрятанный звук» (ориентировка в пространстве по звуковому сигналу).
Имитация и дифференциация голосов: грубый – тонкий, высокий – низкий, мужской, женский, детский; определение настроения человека по его голосу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Зрительное восприятие
Восприятие формы
Ребѐнка необходимо учить различать шесть основных форм – треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник – сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе – различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние.
Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям с интеллектуальной недостаточностью сложно. Постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать еѐ по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.
Ребѐнок учится различать форму предметов в процессе действий с ними. Поэтому игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которыми и нужно научить ребѐнка.
В дальнейшем ребѐнок вычленяет форму зрительно, проверяя точность с помощью наложения и примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания у ребѐнка возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять еѐ из предмета и соотносить с формой других предметов. Ребѐнок должен научиться устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Дай такой же кубик, шарик и т.д.», подбирать парные фигуры.
На следующем этапе ребѐнок учится находить идентичные предметы, соотносить форму предмета с образцом-эталоном («Дай такой же предмет»).
Постепенно задача усложняется. Ребѐнок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а взрослый комментирует его действия («На что похожа эта фигура?»)
Игры: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина?»,
«Коврик», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно», «Зрительный диктант», «Определи форму предмета»,
«Обведи фигуру», «Узнай фигуру на ощупь», «Собери бусы», «Сложи картинку из фигур», «Чем похожи домики?», «Подбери силуэт к предмету», «Дорисуй фигуры»,
«Подбери заплатку», «Узнай, кто это?».
Восприятие величины
Величину ребѐнок учится различать практически, действуя с предметами.

На основе длительного применения проб у ребѐнка возникает полноценное зрительное восприятия величины, умение вычленять еѐ, соотносит предметы по величине.
Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладели способом проб на разном материале.
18

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
На следующем этапе ребѐнок учится сопоставлять величины предметов зрительно. В случае затруднений ребѐнок проверяет свой выбор наложением.
Игры: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд», «Самая длинная,самая короткая», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Разложи по размеру»,
«Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Дальше - ближе».
Восприятие цвета
Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету. Понятие цвета дается на примере двух-трѐх контрастных цветов.
Следующий этап работы – задания, основанные на зрительном сближении, т.е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: жѐлтый, красный, синий, зелѐный, а также белый и чѐрный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.
Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зелѐный, лимон жѐлтый, и т.д.).
В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона - образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов.
Последним этапом развития цветового восприятия у детей является формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, создавать их по собственному замыслу.
Игры: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет предмета», «Сложи в жѐлтую корзину жѐлтые овощи»
(в зелѐную – зелѐные, красную - красные), «Подбери пару: обувь, носочки, варежки».
Восприятие целостного образа предмета
Восприятие предмета как целого формируется в определѐнной последовательности - от узнавания к восприятию и представлению.
Игры: «Найди свою игрушку», «Найди своѐ место», «Игрушки идут на праздник», «Что на картинке?», «Поставь правильно», «Найди свою половинку», «Чего не хватает?»,
«Что забыл нарисовать художник?», «Двойственные изображения», «Перепутанные изображения», «Угадай, чья тень?», «Зашумлѐнные изображения», «Собери целое»,
«Лото-вкладки», «Узнай овощ, фрукт по контуру».
Восприятие пространственных отношений между предметами их частями
Используется игровая форма занятий и подражание. Дети строят по подражанию действиям педагога несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное расположение элементов – внизу, наверху, рядом, ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, на шкафу и т.п.
Детей с нарушениями интеллекта нужно учить различать реальное объѐмное пространство и его изображение на плоскости, т.е. на бумаге, на доске, и соотносить их.
Для этого проводятся игры типа «Вертушки», конструирование по рисунку-образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а затем самими детьми.
Игры: «Петрушки(клоуны)», «Дом для матрѐшки», «Кто внимательный?», «Что стоит наверху, внизу, рядом?», «Положи верно», «Вертушка», «Картина», «Возьми игрушку»,
«Спрячем и найдѐм», «Угадай, кто за кем», «Письмо от Зайки».
Дидактические пособия и игрушки:пирамидки,матрѐшки,вкладыши,логические кубы,
«Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», различные виды мозаик, конструкторов.

Рекомендуется применять упражнения со зрительными стимулами. На конце указки прикрепляем яркий предмет (бабочка, лошадка, самолѐтик и т.д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении. Сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево-вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Чтобы ребѐнок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно сопровождать стихами. Эффективно использование лазерного фонарика.

19


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Тактильное восприятие
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами – путѐм ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания – объѐмный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении – контурный, плоскостной, он воспроизводится в рисунке.
Необходимо учить детей сначала узнавать и воспринимать целостные объѐмные предметы, а затем их контуры, т.е. сначала следует учить ощупыванию, а затем обведению по контуру.
Игры: «Найди свою игрушку в мешочке» (учить узнавать на ощупь знакомые предметы),
«Платочек для куклы» (узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала), «Чья это конура (норка, домик)?» (учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами), «Почтовый ящик», «Холодно- тепло-горячо», «Чудесный мешочек», «Найди кукле (мишке, зайке) игрушку», «Что лежит в мешочке?», «Магазин» (различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала),
«Обведи, покажи, назови» (учить узнавать предмет по обводящему движению), «Угости зверюшек», «Накроем стол для кукол» (осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции), «Ощупай и слепи», «Найди картинку» (соотносить тактильно- двигательный образ предмета со зрительным), «Маленькая няня» (учить находить по словесной инструкции тѐплый, холодный, горячий предметы), «Большие и маленькие шары» (учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь).

Развитию тактильно-двигательных ощущений способствуют:


- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Повышению тактильной чувствительности способствуют традиционная пальчиковая гимнастика, элементы массажа и самомассажа рук.



Хороший эффект даѐт использование массажных разных по форме, упругости и фактуре поверхности мячей-валиков, обеспечивающих широкий спектр разнообразных ощущений.



Новые тактильные ощущения дети получают, купаясь в шариковых ваннах, наполненных разноцветными пластмассовыми шариками, или опуская в них руки.



По аналогии можно применять «осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, жѐлуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.



Эффективно использование игрового тактильного панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук), изготовленного из ковролина и ряда съемных деталей (пенька, деревьев, кустов, цветов, ягод, ѐжика и др.), которые крепятся с помощью кнопок, крючков, различных застѐжек, липучек. Детали различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.



Полезна ходьба по «сенсорной тропе», на которой расположены разные по фактуре
«кочки» (мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.); использование резинового коврика с неострыми шипами (постоять, полежать, походить).



Эффективен самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щѐток, махровых рукавичек, колѐсикового массажѐра, массажного валика для ног.



По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причѐм разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.



Очень полезны игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги:
«Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребѐнок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает еѐ и называет.

20