Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 463
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Произвольное внимание
Основные пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте:
использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребѐнка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т.д.), педагог помогает ребѐнку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит на внутренний план (т.е. ребѐнок сам себе будет давать соответствующие команды);
применение обучающей игры, т.к. она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определѐнные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания;
полезно использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объѐм, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;
включение ребѐнка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т.п., которые направляют и организуют его внимание. Вводя ребѐнка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребѐнка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства;
активное использование игр с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых
черт характера, активности, самостоятельности и целеустремлѐнности.
Формирование произвольного внимания дошкольника зависит и от характера деятельности: однообразие ослабляет еѐ, многообразие усиливает.
Коррекционные игры: «Внимательные руки», «Переплетѐнные линии», «Кодирование»,
«Повторение нумерации», «Корректура», «Весѐлый счѐт», «Счѐтчики», «Пишущая машинка», «Будь внимателен», «Каких чисел недостаѐт?», «Найди отличия», «Борьба за цифру», «Сумеешь ли ты увидеть?», «Какие цифры скрыты?», «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики».
Память
Для детей самостоятельное нахождение и использование приѐмов запоминания является сложным видом интеллектуальной деятельности. Поэтому в работе по развитию памяти необходимо уделять внимание логической памяти и обучать специальным приѐмам для запоминания. К таким приѐмам относят: выделение смысловых опор (наглядных, словесных), смысловое соотнесение, составление плана, классификацию, группировку, структурирование, схематизацию, установление аналогий и др.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Материал, который запоминает ребѐнок, должен быть ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, т.к. малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребѐнка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребѐнку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребѐнка той информацией, которую он изучает, т.к. высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
Если ребѐнок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
Если ребѐнок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ ещѐ раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали. Задайте ему вопрос:
«О чѐм этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребѐнку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чѐм сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребѐнок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Можно помочь ребѐнку запомнить стихотворение через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребѐнок, потом наоборот.
Для лучшего запоминания можно предложить ребѐнку нарисовать (вылепить) то, о чѐм говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребѐнком всѐ то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.
Чѐткий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов,
21
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Игры: «Запомни и воспроизведи», «Вспомни и покажи», «Цепочка действий», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни картинки (фигуры)», «Запомни фразы»,
«Запоминаем парами», «Узнай фигуры», «Каскад слов», «Сложи такую же фигуру», «Я – фотоаппарат», «Слово-рисунок», «Вспомни, что было нарисовано на картинке».
Наглядно-действенное
В основу формирования наглядно-действенного мышления дошкольников положено
мышление
развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также формирование основных функций речи. В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений.
Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности по конструированию.
Эффективные виды деятельности:
игры с конструктором (деревянным, металлическим, пластмассовым), лепка из пластилина, выкладывание геометрических фигур из спичек, работа с ножницами и бумагой, рисование пальчиковыми красками, занятия оригами ,создание поделок из круп и сыпучих материалов.
Дополнительные игры: «Лови шарик». «Покорми мишку», «Покатаем зайчиков»,
«Достань ключик», «Собери картинку», «Построй дом», «Матрѐшка», «Пирамидка»,
«Достань шарики», «Столкни мяч», «Напои птичку», «Построй забор», «Покатай матрѐшек», «Плавает или тонет?», «Почему шарик не упал?», «Угадай, что в коробочке»,
«Качели».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Наглядно-образное
В процессе формирования наглядно-образного мышления используются следующие
мышление
педагогические приѐмы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребѐнка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчѐт о последовательных действиях; приѐм припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на фланелеграфе сюжета истории; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др.
Эффективные виды деятельности:
рисование и раскрашивание, прохождение лабиринтов, работа по конструированию (не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу, прохождение лабиринтов по словесной инструкции, ролевые игры, задания типа «Найди лишний предмет», «Составь рассказ по картинке», «Соедини части одного предмета»; собирание пазлов.
Дополнительные игры: «Полей цветок», «Помоги достать игрушку»,Как построить поезд?», «Помоги детям украсить зал», «Как достать колпачок», «Рыболов», «Помоги рыбкам», «Зимой», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Увядшие цветы», «Ветреная погода», «Шкодливая кошка», «Разбитая чашка», «Шарик упал», «Кошка и молоко»,
«Сломанная ветка», «Купание куклы», «Утро мальчика», «Одевание на прогулку»,
«Зайчик и снеговик», «Исключение лишнего», «Подбери заплатку к коврику», «Раздели на группы», «Логические цепочки», «Ёж и гриб» «На приѐме у доктора», «В зоопарке».
Словесно-логическое
В процессе обучения необходимо ставить перед детьми больше конкретных задач,
мышление
сочетать словесные и наглядные средства обучения и делать это в условиях практической деятельности.
Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира. Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). Затем учим сравнивать один предмет с другими, непохожими, а после этого – с похожими объектами. Так как различие устанавливается легче, чем сходство, следует больше внимания уделить работе по обучению умению устанавливать общие признаки. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.
Эффективные игровые задания:
задания на подсчѐт букв и звуков в слове, решение лѐгких примеров по математике, нахождение отличий на 2 картинках, загадки, ребусы, шарады, «игры со словами»;
- задания на умение рассуждать: «Бывает – не бывает» (предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, и ответить, почему так не бывает);
22
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
- «Зачем и почему?» (педагог задаѐт вопросы, а дети на них должны логично ответить.
Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий);
- установление причинно-следственных связей (взрослый рассказывает о событии одним предложением: «Дети бросили в лесу зажжѐнную спичку». Дети должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: педагог называет следствие, а дети выясняют варианты причин (в лесу начался пожар.);
- рассказ по алгоритму: педагог предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда – …;
- пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают своѐ объяснение смысла;
- логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?;
- характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт;
- узнавание предметов по описанию: дети должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая педагогу вопросы относительно свойств и качеств предмета. Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми;
- сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей -
…; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга);
- группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, 3 из которых принадлежат одной группе, а 4-ый – лишний;
- классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …);
- сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности
(числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.);
- сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда);
- конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…);
- определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки);
- сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия утро- вечер, растения-животные, дождь-снег…);
- исключение понятий: предлагают 4 слова, 3 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 4-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: берѐза, сосна, дуб, сирень;
- выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода;
- смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан-…?;
- смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определѐнные отношения между объектами. Надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня.
Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?
Дополнительные игровые задания:
«Что круглое, а что квадратное?», «Съедобное – несъедобное», «Живое – не живое»,
«Что бывает вверху, а что внизу?», «Что бывает сладким?», «Отвечай быстро»,
«Определи понятие», «Отгадывание загадок», «Летает, плавает, ползает», «Чем похожи?», «Придумай слово», «Угадай, какое слово не подходит!», «Угадай, плывѐт или тонет!», «Загадки и отгадки», «Бывает – не бывает», «Закончи предложение», «Придумай предложение», «Наоборот», «Простые аналогии»; рассказы-загадки «Шарик упал»,
«Почему укатился мячик?», «Что было ночью?», «Рассказ о маленьком Вове»,
«Экскурсия», «Зима наступила», «Не покатались!», «Дождливая погода», «Почему?».
23
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Рекомендации для родителей по воспитанию ребѐнка с умственной отсталостью:
Для ребѐнка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью.
Избегать крайностей в воспитании: отсутствия должного внимания ребѐнку либо требований от него невозможного, наказывая или браня за то, что он сам не может сделать; чрезмерной жалости и баловства ребѐнка, оберегая его от всех трудностей, стремясь, всѐ выполнить за него, невольно внушая ему этим, что он больной, слабый, немощный. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными, эгоистичными, безвольными.
Все усилия должны быть направлены на развитие самостоятельности ребенка. Необходимо активное включение ребѐнка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребѐнок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определѐнные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
От «особого» ребѐнка нужно требовать, не делая скидок на заболевание. Но, прежде всего его надо терпеливо всему научить, то есть серьѐзно и ответственно заняться его воспитанием и обучением в семье.
Надо уметь понять ребѐнка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию, т.к. иногда родители путают неумение, затруднение ребѐнка выполнить то или иное задание с нежеланием.
С детьми необходимо систематически и упорно заниматься с самого раннего возраста. При этом важно, чтобы задания были в меру трудными, но не слишком лѐгкими, то есть посильными для выполнения.
Для успешной работы с ребѐнком всем членам семьи, с которыми он будет общаться, полезно выработать по отношению к нему единые требования. Это очень важно, так как различные требования, привычки и установки, особенно противоречивые, отрицательно влияют на психику и поведение ребѐнка.
В семье нужно добиваться контакта с ребѐнком, его доверия к вам, откровенности и правдивости, а не спешить выполнять любые его прихоти и желания.
Советуем вам проводить совместные прогулки на природу не только с целью оздоровления, но и развития у ребенка наблюдательности, познавательного интереса к явлениям окружающей природы, еѐ изменениям в разное время года. Хорошо, если он будет не только наблюдать, но и принимать участие в занятиях и забавах детей в разное время года.
Целесообразно совместное просматривание детских театральных и телевизионных постановок, диафильмов с вашими комментариями, вводной беседой, объяснением непонятных слов и выражений, краткой заключительной беседой.
Настойчиво рекомендуем не включать ребѐнка в шумные поздние застолья – это травмирует его нервную систему, возбуждает ребѐнка, нарушает его режим дня и приводит к беспокойному сну.
Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребѐнка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.
Надо учить ребѐнка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребѐнка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребѐнок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д.
Не жалейте ребѐнка за то, что он не такой, как все.
Дарите ребѐнку любовь, но не забывайте, что есть и другие члены семьи.
Не лишайте ребѐнка обязанностей и проблем; делайте все дела вместе с ним.
Предоставляйте ребѐнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Не бойтесь отказывать ребѐнку в чем-то, если считаете его требования чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребѐнком; не ограничивайте его в общении с ровесниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
24