Файл: Актуальность. Современный уровень развития конькобежного спорта свидетельствует о скачке в результатах преодоления дистанции спортсменами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время, отводимое на общеобразовательные упражнения, постепенно увеличивается от 20 до 40 минут, упражнения усложняются посредством применения отягощения (набивные мячи); упражнения, выполняемые без предметов, усложняются по координации. Большое внимание удаляется упражнениям на расслабление, выполняемым после бега трусцой [19].
Подвижные и спортивные игры по-прежнему занимают большое место в занятии, как одно из основных средств общей физической подготовки в летнее и зимнее время. Они проводятся в конце подготовительной части урока, как ее продолжение или в конце основной части занятия.
Пребывание в спортивно-оздоровительном лагере в период летних каникул используется для дальнейшего совершенствования в технике. Выполняются упражнения специальной направленности, имитирующие бег на коньках, катание на роликовых коньках.
Темповый (от 400 до 1000 метров), спринтерский (от 30 до 100 метров) и кроссовый бег, езда на велосипеде, прыжки и прыжковые упражнения, бег в гору и другие упражнения направлены на повышение уровня функциональной подготовленности, развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, совершенствование техники бега на коньках.
Бег на коньках. Только при передвижении на коньках должным образом совершенствуется техника бега, развиваются специальные двигательные качества, формируются необходимые двигательные навыки и умения [31]. С выходом на лед занятия по общей физической подготовке проводятся как самостоятельные и как дополнительные к тренировкам на льду. С увеличением объема тренировочной нагрузки на льду и ее интенсивности упражнения по общей физической подготовке выполняются в виде разминки (бег, упражнения на растягивание, гибкость, расслабление) до выхода спортсмена на лед. Объем тренировочной нагрузки в беге на коньках за одно занятие постепенно увеличивается и достигает 15-18 километров [20].
Мальчики 13-14 лет допускаются к участию в соревнованиях на дистанции 200, 500, 1000, 1500 метров, а девочки – на дистанции 200, 300, 400, 500 метров. В 15 лет мальчики и девочки допускаются к участию в спринтерском многоборье (500, 1000 м; 500, 1000м), троеборье (500, 1000, 1500 м) и малом многоборье (мальчики).
1.3 Физиологические параметры подготовки конькобежцев
Выносливость. Выносливость конькобежца - это способность выполнять мышечную работу без утомления и противостоять ему, когда оно возникает во время бега на дистанции. Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма конькобежца. Для развития выносливости важное значение имеет совершенствование аэробных и анаэробных энергетических возможностей [17].
Аэробные возможности. Установлено, что потребление кислорода растет с повышением мощности работы только до определенного уровня. Этот наивысший уровень окислительных процессов характеризует индивидуальную величину аэробных возможностей организма, одним из основных показателей которой является максимальное потребление кислорода в единицу времени (МПК). МПК измеряется объемом кислорода, поставляемым организмом мышцам во время работы за одну минуту. Оно зависит от возраста, пола, физической активности человека. Учитывая возрастные особенности развития аэробных возможностей, необходимо целенаправленную тренировку начинать с 9 лет. Именно с 9 до 16 лет создаются наиболее оптимальные условия для быстрого повышения способности к МПК [14]. Это необходимо учитывать в планировании многолетнего процесса в подготовке молодых конькобежцев. В начальный период тренировки молодых конькобежцев основная задача состоит в развитии общей выносливости путем постепенного повышения объема тренировочной работы, выполняемой равномерным, повторным, игровым методами и в форме общеразвивающих круговых тренировок. В дальнейшем с ростом общего объема нагрузок в кроссовом беге, езде на велосипеде, легкоатлетическом беге и в других средствах тренировки начинает увеличиваться интенсивность за счет применения таких методов, как повторно-темповый, переменный, интервальный. В фазе базовой специализированной тренировке постепенно увеличивается объем нагрузки специфических упражнениях. Тренировка становится все более направленной на развитие специальной выносливости в беге на короткие средние и длинные дистанции.
Анаэробные возможности. Установлено: если возможность работы такова, что потребление кислорода составляет свыше 50-70% от максимального, аэробного окисления уже не достаточно для полного обеспечения организма энергией, в этом случае в действие приводятся анаэробные процессы. Исследования возрастной динамики показали, что у детей и юношей анаэробная работоспособность находится на более низком уровне, чем у взрослых. В период полового созревания организм конькобежцев весьма чувствителен к недостатку кислорода, поэтому анаэробные формы работы отрицательно сказываются на функциях ЦНС и приводят к снижению физической работоспособности.
Поэтому анаэробные тренировки нужно начинать в 15 -16 лет, при наличии хорошо развитых аэробных возможностей. Но это не означает, что в тренировке молодых конькобежцев не должно присутствовать анаэробных форм работы. Такие формы допустимы: летом при выполнении специальных упражнений или в тренировке силы и быстроты, а зимой в беге на коньках на короткие и средине дистанции во время соревнований и при подготовке к ним. Важно, чтобы объем анаэробной нагрузки был не значительным [19].
Выносливость к статическим условиям. Несмотря на то, что скоростной бег на коньках является динамическим упражнением, млолодой конькобежец с сезонного начала тренировки встречается со статистической работой мышц. Планируя и осуществляя подготовку молодых конькобежцев необходимо постоянно учитывать все возрастные закономерности развития выносливости к статистическому усилию [15]. Строгое соблюдение принципа постепенности позволит избежать чрезмерного статистического перенапряжения нервно-мышечного аппарата молодых конькобежцев.
Наблюдения показали, что того объема специальных динамических упражнений (как в беге на коньках, так и период летней тренировки), который выполняют юные конькобежцы оказывается вполне достаточной для постепенного повышения выносливости к статистическим усилиям [29]. После выполнения упражнений статического характера следует использовать динамическую нагрузку, усиливающую кровообращение, легкий бег трусцой, различные динамические упражнения. Статические упражнения обязательно следует чередовать с упражнениям на растягивание мышц и их произвольное расслабление. Выполнение после статических упражнений динамических позволяет быстрее восстановить нормальное кровообращение в организме, снять излишнюю закрепощенность мышц и повысить их работоспособность. При определении длительности пауз отдыха учитывают не только интенсивность упражнений, но и отрицательные факторы статической нагрузки. Чем больше статическая нагрузка, тем более продолжительным должен быть отдых [19]. Гибкость. Определяет способность конькобежца выполнять бег на коньках, а также другие тренировочные упражнения с оптимальной амплитудой движений. Наблюдения показали, что уровень развития гибкости во многом лимитирует техническое мастерство конькобежцев, быстроту, силу и выносливость. Для конькобежца особенно важно обладать хорошей подвижностью в голеностопных и тазобедренных суставах, а также умением разворачивать ноги наружу, что особенно важно при беге со старта. Установлено, что именно в детском и младшем возрасте гибкость бывает максимальной благодаря высокой эластичности мышц и связочно-суставного аппарата [19]. С увеличением возраста эти показатели ухудшаются, способность к развитию гибкости уменьшается. Поэтому в фазе начальной общей тренировки следует стремиться к тому, чтобы общая и специальная гибкость конькобежцев достигла оптимального уровня. До 15 лет нужно в большом объеме выполнять упражнения на развитие гибкости не только в летний период, но и во время тренировок на льду зимой [11].
1.4 Психологическая подготовка спортсменов
Психологическая подготовка – система психолого–педагогического воздействия на спортсмена с целью достижения высоких результатов и надежности выступления в соревнованиях. Она осуществляется в учебно-тренировочном процессе на всех его периодах и этапах тренером, психологом и самим спортсменом. Данная подготовка ведется с первого дня занятий спортом и продолжается до их окончания. Общей целью психологической подготовки является достижения средствами спортивной тренировки и психовоспитательными действиями такого уровня психологических возможностей у спортсменов, который позволяет эффективно тренироваться и добиваться высоких стабильных результатов в соревнованиях [34].
Одной из важнейших сторон подготовки спортсмена является психологическая подготовка к соревнованиям [33]. Тренер должен внимательно наблюдать за своими учениками перед соревнованиями, определить их поведение, и в случае необходимости активно воздействовать на спортсмена. Специальной задачей в психологической подготовке спортсмена является обеспечение возможности успешно бороться с предстартовой лихорадкой, преодолевать отрицательные эмоции в ходе состязаний.
В психологической подготовке следует выделить две основные проблемы:
- Формирование стойких мотивов к тренировочным занятиям и соревнованиям в условиях все возрастающих физических и психологических нагрузок, конкуренции и роста спортивных результатов;
- Совершенствование регуляторных механизмов психики с целью противостояния негативным воздействиям предсоревновательным ситуациям.
Особое значение психическая подготовка приобретает на этапе спортивного совершенствования, когда интенсивные тренировочные сочетаются с высоким напряжением при участии в ответственных странах..
Психологическая подготовка организуется и планомерно осуществляется в процессе всей деятельности спортсмена. Формирование и совершенствование свойств его личности – это конечная цель, определяющая успех тренировок и выступления в соревнованиях.
Методы и средства психологической подготовки. Одной из основных и наиболее актуальных задач спортивной психологии является разработка эффективных практических методов и средств психической подготовки, которые помогли бы спортсменам адаптироваться ко всем более интенсивным нагрузкам во время тренировок и соревнований. Эти методы и средства способствуют повышению уровня психической активности, сохранению психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затраченной спортсменом в процессе спортивной деятельности. Из множества методов и средств, применяемых в психической подготовки, целесообразно использовать те, которые отвечают следующим требованиям: дают положительный результат, отсутствуют побочные эффекты [34]. Эти методы должны быть доступными и легкими в применении.
По способу воздействия методы психической подготовки подразделяются на те которые воздействуют на спортсмена – методы гетерорегуляции, и те, при помощи которых спортсмен регулирует свое состояние – методы ауторегуляции. Данная классификация средств и методов психической регуляции предложена Н.А.Худадовым, В.П.Некрасовым, Р.Фрестера и П.Пиккентайнен (1994).
Методы гетерорегуляции подразделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальные методы – гетерорегуляции – беседа, убеждение, внешние, разъяснение, приказ. К невербальным следует отнести мимику, жесты, акустические и оптические. С помощью методов гетеровоздействия можно решить следующие задачи:
1. оптимизацию усвоения всех элементов тренировочного процесса;
2. формирование психических состояний, соответствующих конкретной спортивной деятельности;
3. формирование значимых целевых и мотивационных установок;
4. проведение мероприятий по оптимизации восстановления психической работоспособности;
5. обучение спортсменов навыков саморегуляции.
Методы ауторегуляции решают следующие основные задачи:
1. Использование спортсменом приемов с помощью которых он сам воздействует на себя, оптимизируя психическое состояние;
2. Отвлечение спортсмена от навязчивых мыслей, устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.
Следует отметить:
- Психическая подготовка является важной составляющей учебно – тренировочного процесса. Она не терпит шаблона и требует учета индивидуальных особенностей каждого спортсмена;
- Общая психическая подготовка должна начинаться с первого дня занятий спортом и продолжаться на протяжении всей жизни.
- Особое место отводиться в ней нравственному воспитанию и формированию волевых качеств. Общая психическая подготовка неразрывно связанна с физической, технической и тактической подготовкой. Она готовит спортсмена не только к успешной спортивной деятельности, но и к преодолению различных сложных жизненных ситуаций;
- Психологическая подготовка предусматривает использование обширной батареи методов и средств как внешнего, так и внутреннего воздействия [34].
- На этапе спортивного совершенствования тренер должен научить спортсмена приемам саморегуляции, самоубеждению, самовнушению, самоободрению;
- Регуляции своего состояния, способствует успешному надежному выступлению. Помогают эффективно его регулировать такие средства, как психологическая, психорегулирующая и идеомоторная тренировки, однако чтобы овладеть ими необходимо упорно и систематически тренироваться;