Файл: Актуальность. Современный уровень развития конькобежного спорта свидетельствует о скачке в результатах преодоления дистанции спортсменами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Нетрадиционные средства: дыхательные упражнения, ионизация воздуха, фармакология, "наивная" психорегуляция помогают сохранить психическую свежесть, оптимальное нервное напряжение;
- Приемы и средства психологического воздействия должны быть индивидуализированы, так как то, что помогает одним спортсменам, может быть вредно для других [34].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Необходимо знать закономерности детского организма в подростковом и юношеском периодах. К общим особенностям подросткового периода следует отнести: а) появление новых проявлений мужских и женских био – физиологических признаков; б) развитие эндокринной системы; в) рост тканей и мышц; г) начало полового созревания. К общим особенностям юношеского возраста следует отнести: а) завершение био – физиологического развития; б) более быстрый рост мускульной системы; в) достижение половой зрелости; г) начало периода социальной зрелости, социального выбора.
В данной главе мы убедились в том, что в возрасте 14-16 лет в основном заканчивается половое созревание. Этот период наиболее удачный для развития у мальчиков силы мышц, быстроты и координации движений, а у девочек гибкости. Масса мышц продолжает увеличиваться и совершенствоваться функционально развитие организма протекает на столько бурно, что рост сердца не поспевает за увеличением массы всего тела. Здесь необходимо правильное использование физических упражнений, которое благоприятно сказывается на сердечно – сосудистой системе подростков.
Кроме того, необходимо знать физиологические параметры подготовки молодых конькобежцев, т.е. как изменяется основная направленность и содержание силовой подготовки, выносливости, быстроты и гибкости молодых конькобежцев в различных фазах тренировки: а) фаза начальной общей тренировки – до 12 – 13 лет; б) фаза базовой специализированной тренировки с 13 до 18 лет;
Из средств физической подготовки следует выделить упражнения, направленные на тренировку специальной выносливости, которые занимающиеся начинают подробно изучать целыми комплексами. Время, отводимое на общеобразовательные упражнения, постепенно увеличивается, упражнения усложняются посредством применения, а те упражнения, которые выполняются без предметов, усложняются по координации. Большое внимание удаляется упражнениям на расслабление. Подвижные и спортивные игры по-прежнему занимают большое место в занятии, как одно из основных средств общей физической подготовки в летнее и зимнее время. Они проводятся в конце подготовительной части урока, как ее продолжение или в конце основной части занятия.
Большое внимание уделяется в этом возрасте психологической подготовке спортсменов, т.е. тренер должен внимательно наблюдать за своими учениками перед соревнованиями, определить их поведение и, в случае необходимости, активно воздействовать на спортсмена.
Большую роль играет семья, ведь проявляя интерес к занятию своего ребенка конькобежным спортом, они стимулируют его на достижение более высоких результатов, могут способствовать снятию стрессовых ситуаций. Перечисленные особенности необходимо учитывать в работе с детьми в каждом конкретном возрастном периоде.
Подготовка в группах спортивного совершенствования
Ведущий принцип учебно-тренировочной работы в этих группах -- специализированная подготовка, в основе которой лежат игровые функции и индивидуальные особенности занимающихся. Специализация осуществляется на базе универсальной подготовки.
Основная направленность в работе с детьми этого возраста -- привитие стремления к постоянному совершенствованию физических возможностей, технического и тактического мастерства. Расширяется арсенал техники, улучшается качество выполнения приемов. Наряду с продолжением решения задач предыдущего этапа нужно осуществить следующее:
а) расширение круга двигательных возможностей на основе широкого использования средств физической подготовки и совершенствования специальных качеств, подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО I ступени «Сила и мужество»;
б) расширение арсенала техники в процессе овладения новой техникой -- сочетанием различных приемов, приспособлением техники к индивидуальным особенностям, определенным функциям, выполняемым в команде;
в) овладение разнообразными взаимодействиями с учетом условий соревнований и поведения противника;
г) закрепление игровой функции и расширение навыков, обеспечивающих ее выполнение;
д) приобретение игрового опыта в результате систематического участия в соревнованиях различного масштаба;
е) повышение эффективности техники и тактических взаимодействий;
ж) подведение юниоров к требованиям, предъявляемым к команде высокой квалификации.
Занятия проводятся группами по 12--15 человек. Используются следующие методы: групповой (для дозированных упражнений), поточный, как правило, в небольших группах или индивидуально. Арсенал приемов расширяется благодаря разнообразию форм организации упражнений. Метод показа уступает место методу слова, упражнений -- игровому методу. Широко используются в занятиях тренажеры, а также приборы, позволяющие контролировать интенсивность и анализировать ее.
В тренировочных занятиях применяется преимущественно два вида нагрузок: относительно продолжительная работа (90--120 мин) умеренной активности и непродолжительная работа субмаксимальной интенсивности с соответствующими интервалами отдыха.
Большое место в этот период занимает игровая подготовка. В атлетической подготовке все больший удельный вес занимают упражнения, развивающие специальные физические качества. Продолжается работа над быстротой, гибкостью, ловкостью; особое внимание уделяется развитию силы и выносливости. Неправильное дозирование упражнений, направленных на развитие силы, неблагоприятно сказывается на росте костей и формировании всего тела. Нельзя часто, прибегать к максимальным напряжениям. Методика проведения таких упражнений должна соответствовать методике выработки взрывной силы.
На данном этапе по-прежнему отдается предпочтение скоростным упражнениям. Упражнения на выносливость должны носить специфический характер, свойственный игровой деятельности: они должны выполняться с предельной быстротой, в условиях перемещений в течение продолжительного времени.
В технической подготовке внимание сосредоточивается на овладении скоростной техникой. Для совершенствования техники применяются самые разнообразные упражнения:
-- многократное выполнение приемов или их комплексов в одних и тех же условиях для совершенствования двигательной структуры;
-- выполнение приемов или их комплексов в изменяющихся условиях, где заранее обусловлена ситуация с интервалами отдыха;
-- то же, но ситуация меняется внезапно;
-- обеспечение наиболее эффективного решения при возрастающем противодействии;
-- выполнение приемов и взаимодействий при различных функциональных и психологических состояниях. Основные задачи тактической подготовки:
-- воспитание способности к быстрому овладению тактическими взаимодействиями в небольших группах и в команде;
-- воспитание умения проявить их в зависимости от избранной системы ведения игры и ее вариантов;
-- развитие инициативы в процессе реализации общего тактического плана.
Большой удельный вес в занятиях этих групп занимает игровая подготовка. Здесь обращают внимание на сыгранность команды, умение решать индивидуальные задачи, сообразуясь с общими задачами. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальной тактике.
Учебный материал по видам подготовки в годичном цикле для группы спортивного совершенствования распределяется таким образом: с общим увеличением часов значительно увеличивается объем тактической и интегральной подготовки.