Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель работы: определить тип заряженной частицы по резуль­татам сравнения ее трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.

Оборудование:фотографии треков заряженных частиц, лист кальки, угольник, линейка, карандаш.

Описание работы: Работа проводится с фотографией треков двух заряженных частиц, движущихся в магнитном поле, — протона и частицы, тип которой надо определить. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоско­сти фотографии. Начальные скорости частиц равны и перпендикулярны краю фотографии. Тип частицы определяется сравнением ее удельного заряда с удельным зарядом протона.

На рисунке трек 1 принадлежит протону, трек 2 - частице, которую надо идентифицировать. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда с удельным зарядом протона. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Отношение удельных зарядов частиц равно обратному отношению радиусов их траекторий.



Для того чтобы идентифицировать частицу, перенесите сначала на кальку треки частиц с фотографий, а затем в рабочую тетрадь.

Для измерения радиуса кривизны трека вычерчивают две различные хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры из центров хорд.



Центр окружности лежит на пересечении этих перпендикуляров. Радиус окружности измеряют линейкой.

Ход работы

  1. Ознакомьтесь с фотографией треков двух заряженных частиц — ядер легких элементов (см. рисунок). Трек I принадлежит протону, трек II — частице, тип которой надо определить.

  2. Определите знак электрического заряда неизвестной частицы на фотографии.

______________________________________________________________

  1. Перенесите на кальку треки частиц с фотографии и с помощью описанного выше геометрического построения найдите радиусы траекторий неизвестной частицы и протона.

  2. Сравните удельные заряды неизвестной частицы и протона.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите тип неизвестной частицы.

Результаты измерений и вычислений, а также сделанный вами вывод о типе неизвестной частицы запишите в тетрадь для лабораторных работ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

    1. Почему различна кривизна треков протона и частицы?

    2. Почему радиусы кривизны на разных участках трека одной и той же частицы различны?

3. Как направлен вектор магнитной индукции относительно плоскости фотографии треков ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №9


Тема: Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити

Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с нитью, секундомер.

Ход работы.

  1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

    Величина/№

    1

    2

    3

    4

    5

    Длина (см)

    5

    20

    45

    80

    125

    Число колебаний

    30

    30

    30

    30

    30

    Время, с
















    Период с
















    Частота Гц
















  2. Закрепите перекладину в муфте у верхнего края стержня штатива. Штатив разместите на столе так, чтобы конец перекладины выступал за край поверхности стола. Подвесьте к перекладине с помощью нити груз.

  3. Отклоните груз на 5-6 см от положения равновесия и замерьте время, за которое груз совершит 30 полных колебаний (при отклонении груза следите, чтобы угол отклонения не был велик).

  4. Повторить эксперимент для всех длин нити. Внести полученные данные в таблицу.

  5. Вычислить периоды колебаний маятника по формуле: , для всех экспериментов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вычислить частоту колебаний маятника по формуле: , для всех экспериментов.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод по работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Какие колебания называют вынужденными?

  2. Чему равна частота вынужденных колебаний?

  3. Что называют механическим резонансом?

  4. В каких системах может возникнуть резонанс?

  5. Каково условие возникновения резонанса?

  6. Отчего зависит высота амплитуды при резонансе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №10

Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза

Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, набор грузов по 100 грамм, секундомер.

Ход работы.

  1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

    №/Величина

    Масса груза m, кг

    Число колебаний

    Время t, с

    Период T, с

    Частота Гц

    1




    20










    2




    20










    3




    20










    4




    20










  2. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.

  3. Измерить время колебаний.

  4. Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.

  5. Вычислить жёсткость пружины по формуле:


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вычислите период колебаний по формуле: , для всех экспериментов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вычислите частоту колебаний по формуле: , для всех экспериментов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод по работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. В каком положении маятника скорость будет максимальной?

  2. В каком положении маятника скорость равна нулю

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №11.

Изучение интерференции и дифракции света

Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование: электрическая лампа с прямой нитью накала (одна на класс), две стеклянные пластинки, стеклянная трубка, стакан с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой диаметром 30 мм., компакт-диск.

Ход работы.

Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.



Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнки.