Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель работы: определить тип заряженной частицы по результатам сравнения ее трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.
Оборудование:фотографии треков заряженных частиц, лист кальки, угольник, линейка, карандаш.
Описание работы: Работа проводится с фотографией треков двух заряженных частиц, движущихся в магнитном поле, — протона и частицы, тип которой надо определить. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоскости фотографии. Начальные скорости частиц равны и перпендикулярны краю фотографии. Тип частицы определяется сравнением ее удельного заряда с удельным зарядом протона.
На рисунке трек 1 принадлежит протону, трек 2 - частице, которую надо идентифицировать. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда с удельным зарядом протона. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Отношение удельных зарядов частиц равно обратному отношению радиусов их траекторий.
Для того чтобы идентифицировать частицу, перенесите сначала на кальку треки частиц с фотографий, а затем в рабочую тетрадь.
Для измерения радиуса кривизны трека вычерчивают две различные хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры из центров хорд.
Центр окружности лежит на пересечении этих перпендикуляров. Радиус окружности измеряют линейкой.
Ход работы
-
Ознакомьтесь с фотографией треков двух заряженных частиц — ядер легких элементов (см. рисунок). Трек I принадлежит протону, трек II — частице, тип которой надо определить. -
Определите знак электрического заряда неизвестной частицы на фотографии.
______________________________________________________________
-
Перенесите на кальку треки частиц с фотографии и с помощью описанного выше геометрического построения найдите радиусы траекторий неизвестной частицы и протона. -
Сравните удельные заряды неизвестной частицы и протона.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Определите тип неизвестной частицы.
Результаты измерений и вычислений, а также сделанный вами вывод о типе неизвестной частицы запишите в тетрадь для лабораторных работ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
-
Почему различна кривизна треков протона и частицы? -
Почему радиусы кривизны на разных участках трека одной и той же частицы различны?
3. Как направлен вектор магнитной индукции относительно плоскости фотографии треков ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №9
Тема: Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити
Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с нитью, секундомер.
Ход работы.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:
Величина/№
1
2
3
4
5
Длина (см)
5
20
45
80
125
Число колебаний
30
30
30
30
30
Время, с
Период с
Частота Гц
-
Закрепите перекладину в муфте у верхнего края стержня штатива. Штатив разместите на столе так, чтобы конец перекладины выступал за край поверхности стола. Подвесьте к перекладине с помощью нити груз. -
Отклоните груз на 5-6 см от положения равновесия и замерьте время, за которое груз совершит 30 полных колебаний (при отклонении груза следите, чтобы угол отклонения не был велик). -
Повторить эксперимент для всех длин нити. Внести полученные данные в таблицу. -
Вычислить периоды колебаний маятника по формуле: , для всех экспериментов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислить частоту колебаний маятника по формуле: , для всех экспериментов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сделайте вывод по работе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
-
Какие колебания называют вынужденными? -
Чему равна частота вынужденных колебаний? -
Что называют механическим резонансом? -
В каких системах может возникнуть резонанс? -
Каково условие возникновения резонанса? -
Отчего зависит высота амплитуды при резонансе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №10
Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза
Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, набор грузов по 100 грамм, секундомер.
Ход работы.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:
№/Величина
Масса груза m, кг
Число колебаний
Время t, с
Период T, с
Частота Гц
1
20
2
20
3
20
4
20
-
Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз. -
Измерить время колебаний. -
Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов. -
Вычислить жёсткость пружины по формуле:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислите период колебаний по формуле: , для всех экспериментов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислите частоту колебаний по формуле: , для всех экспериментов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сделайте вывод по работе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
-
В каком положении маятника скорость будет максимальной? -
В каком положении маятника скорость равна нулю
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №11.
Изучение интерференции и дифракции света
Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.
Оборудование: электрическая лампа с прямой нитью накала (одна на класс), две стеклянные пластинки, стеклянная трубка, стакан с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой диаметром 30 мм., компакт-диск.
Ход работы.
Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.
Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнки.