Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №3
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения
Цель работы: убедиться в справедливости закона сохранения импульса путем проведения расчетов импульса тел и системы в целом.
Оборудование: лабораторная установка, листы бумаги, линейка измерительная, монеты достоинством 5 руб. и 2 руб.
Ход работы.
-
Положите на наклонную плоскость полосу бумаги таким образом, чтобы часть ее длиной 25-30 см находилась на горизонтальной поверхности стола. Монета, положенная на поверхность бумажной полосы на наклонной плоскости, должна плавно соскальзывать по ней и двигаться по горизонтальной поверхности до остановки. Подберите такую высоту плоскости, чтобы монета скользила по поверхности стола 15-20 см.
-
Отметьте начальное положение монеты на наклонной плоскости и её конечное положение на горизонтальной плоскости. Проведите на горизонтально расположенном участке бумажной полосы прямую, по которой двигался центр диска монеты. Отметьте положение центра монеты в начале горизонтального пути (точка А) и в его конце (точка В). Измерьте тормозной путь монеты (отрезок АВ). -
Нарисовать таблицу, в которую будете вносить все полученные величины:
μ | S, м | , м/с | , м | , м | , кг | , кг | , кг*м/с | , м/с | , кг*м/с | , м/с | , кг*м/с | , кг*м/с |
| | | | | | | | | | | | |
-
Вычислите коэффициент трения монеты о бумагу μ по формуле:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислите скорость монеты в начале горизонтального участка по формуле:
, где g=10 м/с2
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
На пути движения первой монеты поставить вторую монету так, чтобы столкновение произошло в тот момент, когда центр первой монеты находится в точке А, а центр второй монеты на отрезке АВ (центральный удар). -
Запустите первую монету с того же места на наклонной плоскости, как и в п.2. Отметьте конечное положение монет после удара. Центр первое монеты (точка Е), а центр второй монеты (точка D). -
Измерьте расстояние АЕ= и расстояние АD= -
Измерьте массы монет с помощью весов. -
Вычислите импульс первой монеты перед ударом по формуле:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислить импульс и скорость первой монеты после удара по формулам:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислить скорость и импульс второй монеты после удара первой формулам:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вычислить импульс обеих монет после удара по формуле:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В выводе сравнить значения и :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что такое импульс материальной точки? По какой формуле он находится?
2. Импульс – величина векторная или скалярная?
3. Запишите формулу и формулировку закона сохранения импульса?
4. Выполняется ли закон сохранения импульса при распаде тела?
5. Какое движение называется реактивным?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №4
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости
Цель работы: сопоставить изменение потенциальной энергии пружины с изменением потенциальной энергии тела, которое деформировало пружину.
Оборудование: динамометр, груз 100 г (2 шт.), спиральная пружина, желоб, стержень штатива с муфтой и лапкой, укладочный пенал.
Ход работы.
-
В лапке штатива закрепить пружину так чтобы она располагалась вертикально, свободным концом вниз. Желоб закрепить вертикально внешней шкалой к наблюдателю так чтобы расстояние между пружиной и желобом было не более 1-2 сантиметров. -
Найти коэффициент жесткости пружины. Для этого отметить положение ее свободного конца относительно шкалы желоба. На пружину вешают 2 груза и, после того как колебания прекратятся, вновь замечают положение конца пружины. Вычисляют её удлинение, и, зная суммарную массу грузов, вычисляют силу тяжести, действующую на них. По формуле найти искомую величину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Удерживая рукой верхний груз, его поднимают до тех пор, пока пружина вновь не окажется в нерастянутом состоянии. Затем груз отпускают и замечают величину максимального удлинения пружины. Опыт повторяют несколько раз и определяют среднее значение максимального удлинения, его и используют в дальнейших расчетах. -
По формуле вычисляют энергию деформированной пружины.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По формуле вычисляют изменение потенциальной энергии грузов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Все полученные данные внести в таблицу
№ п/п
k, Н/м
, м
Среднее значение , м
E, Дж
, Дж
1
2
3
-
Сравнить найденные значения и сделать вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Раскройте понятие механической энергии?
2.Какая энергия называется кинетической? По какой формуле она находится?
3.Какая энергия называется потенциальной? По какой формуле она находится?
4. Что называется полной механической энергией?
5.Сформулируйте закон сохранения механической энергии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №5.
Измерение влажности воздуха
Цель работы: овладеть практическим навыком определения относительной влажности воздуха с использованием термометра и психрометрической таблицы.
Оборудование: термометр, стакан с водой комнатной температуры, стержень штатива с муфтой и лапкой, укладочный пенал, нить, кусочек марли, психрометрическая таблица.
Ход работы:
-
Измерьте температуру воздуха в кабинете сухим термометром -
Закрепить нитью марлю на конце термометра, который будет опускаться в жидкость. Термометр с марлей закрепить в вертикальном положении лапкой штатива. -
Погрузить марлю, закрепленную на термометре в стакан с водой, дождаться момента, когда марля пропитается жидкостью и убрать стакан. -
После установления температуры на увлажненном термометре записать его показания в таблицу. -
Найти разницу показаний сухого и увлажненного термометра. -
Используя психрометрическую таблицу, определить относительную влажность воздуха в кабинете. -
Сравнить значение полученной влажности с показанием влажности психрометра.
Результаты
Показания сухого термометра, tсух, °C | Показания увлажненного термометра, tувл, °C | Разница показаний, tсух - tувл, °C | Влажность воздуха по самостоятельным измерениям, | Влажность воздуха по модели психрометра, |
| | | | |