Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объясните наблюдаемое явление:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 2. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его.

Объясните наблюдаемою картину:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты.



При отражении света от поверхностей пластин, образующих зазор, возникают яркие радужные полосы – кольцеобразные или неправильной формы. При изменении силы, сжимающей пластинки, изменяются расположение и форма полос.

Объясните наблюдаемою картину:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).



Объясните наблюдаемые явления:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите вывод. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции, а в каких дифракции:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое свет?

  2. Кем было доказано, что свет – это электромагнитная волна?

  3. Что называют интерференцией света? Каковы условия максимума и минимума при интерференции?

  4. Что называют дифракцией света?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12

Тема: Определение показателя преломления стекла.

Цель работы: определить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.


Оборудование: плоскопараллельная пластинка, булавки, ли­нейка, транспортир.

Описание работы: После прохождения через стеклянную плоскопараллельную пластинку луч света смещается, однако его направление остается прежним. Анализируя ход луча света, можно с помощью геомет­рических построений определить показатель преломления стекла n = sinα/sinβ , где α и β — соответственно угол падения и угол прелом­ления светового луча.

Ход работы

1. Положите на стол лист картона, а на него — стеклянную пластинку.

2. Воткните в картон по одну сторону пластинки две булав­ки — 1 и 2 так, чтобы булавка 2 касалась грани пластин­ки (см. рисунок). Они будут отмечать направление падающего луча.

3. Глядя сквозь пластинку, воткните третью булавку так, чтобы она закрывала первые две. При этом третья булавка тоже должна касаться пластины.

4. Уберите булавки, обведите пластину карандашом и в мес­тах проколов листа картона булавками поставьте точки.

5. Начертите падающий луч 12, преломленный луч 2—3, а также перпендикуляр к границе пластинки (см. рисунок).

6. Отметьте на лучах точки А и В, для которых ОА = ОВ. Из точек А и В опустите перпендикуляры АС и BD на перпенди­куляр к границе пластинки (см. рисунок).

7. Измерив АС и BD, вычислите показатель преломления стек­ла, используя формулы:

, sinα = АС/ОА, sinβ = BD/OB = BD/OA, n = AC/BD.

8. Повторите опыт и расчеты, изменив угол падения α.

9. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, помещенную в тетради для лабораторных работ. Ниже приведены первые две строки этой таблицы.


№ опыта

АС, мм

BD, мм

п
















































10. Запишите в тетради для лабораторных работ вывод: что вы измеряли и какой получен результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность явления преломления света, и какова причина этого явления?

2. При каком угле падения луч света, проходя сквозь плоскопараллельную пластину, не смешается?

3. Что можно сказать о длине и частоте светового луча при переходе его из воздуха в алмаз?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

  2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

  3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

  4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

  5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

  6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.