Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объясните наблюдаемое явление:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его.
Объясните наблюдаемою картину:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 3. Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты.
При отражении света от поверхностей пластин, образующих зазор, возникают яркие радужные полосы – кольцеобразные или неправильной формы. При изменении силы, сжимающей пластинки, изменяются расположение и форма полос.
Объясните наблюдаемою картину:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 4. Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).
Объясните наблюдаемые явления:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите вывод. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции, а в каких дифракции:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
-
Что такое свет? -
Кем было доказано, что свет – это электромагнитная волна? -
Что называют интерференцией света? Каковы условия максимума и минимума при интерференции? -
Что называют дифракцией света?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
Тема: Определение показателя преломления стекла.
Цель работы: определить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.
Оборудование: плоскопараллельная пластинка, булавки, линейка, транспортир.
Описание работы: После прохождения через стеклянную плоскопараллельную пластинку луч света смещается, однако его направление остается прежним. Анализируя ход луча света, можно с помощью геометрических построений определить показатель преломления стекла n = sinα/sinβ , где α и β — соответственно угол падения и угол преломления светового луча.
Ход работы
1. Положите на стол лист картона, а на него — стеклянную пластинку.
2. Воткните в картон по одну сторону пластинки две булавки — 1 и 2 так, чтобы булавка 2 касалась грани пластинки (см. рисунок). Они будут отмечать направление падающего луча.
3. Глядя сквозь пластинку, воткните третью булавку так, чтобы она закрывала первые две. При этом третья булавка тоже должна касаться пластины.
4. Уберите булавки, обведите пластину карандашом и в местах проколов листа картона булавками поставьте точки.
5. Начертите падающий луч 1—2, преломленный луч 2—3, а также перпендикуляр к границе пластинки (см. рисунок).
6. Отметьте на лучах точки А и В, для которых ОА = ОВ. Из точек А и В опустите перпендикуляры АС и BD на перпендикуляр к границе пластинки (см. рисунок).
7. Измерив АС и BD, вычислите показатель преломления стекла, используя формулы:
, sinα = АС/ОА, sinβ = BD/OB = BD/OA, n = AC/BD.
8. Повторите опыт и расчеты, изменив угол падения α.
9. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, помещенную в тетради для лабораторных работ. Ниже приведены первые две строки этой таблицы.
№ опыта | АС, мм | BD, мм | п |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
10. Запишите в тетради для лабораторных работ вывод: что вы измеряли и какой получен результат.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. В чем состоит сущность явления преломления света, и какова причина этого явления?
2. При каком угле падения луч света, проходя сквозь плоскопараллельную пластину, не смешается?
3. Что можно сказать о длине и частоте светового луча при переходе его из воздуха в алмаз?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003. -
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001. -
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006. -
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002. -
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005. -
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.