Файл: Рабочая программа учебного предмета Естествознание 89 класс, Разработана Якуниной Т. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.Организм человека - единое целое.

Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды».

Практическая работа 15 «Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье»

Раздел 10. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ
9 класс

Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Раздел 2. Признаки и свойства живых организмов

Нарушения в строении и функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов.

Определение жизни по М.В. Волькенштейну. Уровни организации живых систем.

Раздел 3. Система, многообразие и эволюция живой природы

Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Инфекционные заболевания человека: грипп, гепатит. ВИЧ- инфекция. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.

Кишечнополостные. Плоские
черви.

Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски.

Членистоногие. Тип Хордовые.

Общая характеристика надклассов классов:

Характеристика классов типа Хордовых животных:

Рыбы.

Земноводные.

Пресмыкающиеся.

Птицы.

Млекопитающие.

Усложнение животных в процессе эволюции.

Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными, переносчиками возбудителей болезней.

Этапы эволюции. Причины и движущие силы эволюции

Раздел 4. Человек и его здоровье

Биосоциальная сущность и высшая нервная деятельность человека.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Сон и его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека. Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы.

Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств, их роль в жизни человека. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Ткани. Органы, системы органов. Питание, Система пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

Обмен веществ в организме человека.

Витамины.

Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, курение и употребление алкоголя. Инфекционные заболевания (кишечные).

Предупреждение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, угарным газом, спасении утопающего. Дыхание. Система дыхания. Обмен веществ в организме человека.

Газообмен в легких и тканях.

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении угарным газом, спасении утопающего Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. Первая помощь при кровотечениях. Кровеносная система.

Сердце. Работа и регуляция.

Движение крови по большому и малому кругу кровообращения. Строение и функции мочевыделительной системы.

Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках. Функции кожных покровов. Строение кожи.

Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой
системы.

Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов.

Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД. Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей.

Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Врождённые и приобретенные формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление.

Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него.

Раздел 5. Экология

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.

Экосистемная организация живой природы. Учение о биосфере

Раздел 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ.

Анализ типичных ошибок. Рекомендации по выполнению


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы






Тема

Кол-во часов

8 класс

1.

Введение

2

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Сходство и различия

человека и человекообразных обезьян.

1

2.

Практическая работа 1 ««Решение тестовых заданий пот теме «Человек как часть живой природы. Происхождение человека».

1

3.

Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов

6

Уровни организации организма человека. Системы органов. Ткани животных и человека.

1

4.

Практическая работа№ 2 «Решение тестовых заданий по теме «Ткани.органы. Системы органов

человека».

1

5.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

6.

Лабораторная работа № 2«Изучение микроскопического строения крови».

1

7.

Лабораторная работа 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

1

8.

Практическая работа №3 «Решение тестовых заданий по теме «Сходство и различия в строении

органов человека и животных».

1

9.

Нервная система. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы

7

Гуморальная регуляция. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы.

1

10.

Практическая работа №4

«Решение тестовых заданий по теме «Гуморальная регуляция».

1

11.

Лабораторная работа № 4«Изучение строения головного мозга человека».

1

12.

Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по теме «Строение нервной системы».

1

13

Практическая работа №6 «Тест на определение темперамента».

1

14

Практическая работа №7 «Решение тестовых заданий по теме «Нервная регуляция».

1

15

Лабораторная работа № 5«Изучение изменения размера зрачка».

1

16

Сердечнососудистая система

5

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Заболевания органов кровообращения и их предупреждение.

1

17

Практическая работа №8

«Решение тестовых заданий по теме «Сердечно - сосудистая система».

1

18

Лабораторная работа 6

«Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Измерение кровяного давления».

1

19

Лабораторная работа 7

«Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

1

20

Практическая работа №9

«Решение тестовых заданий по теме «Движение крови по сосудам».

1

21

Иммунная система

2

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки.

1

22

Практическая работа №10

«Решение тестовых заданий по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет».

1

23

Костная система. Мышечная система

5

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Мышечная система. Основные

группы мышц, их функции. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика

1

24.

Практическая работа №11

«Решение тестовых заданий по теме «Опорно- двигательная система организма человека».

1

25.

Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения костей».

1

26.

Лабораторная работа 9

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

1

27.

Практическая работа № 12

«Решение тестовых заданий по теме «Строение мышц. Группы мышц, заболевания органов опорно- двигательной системы».

1

28.

Пищеварительная система

3

Строение органов пищеварения. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Гигиена питания. Лабораторная работа 10

«Изучение клеток слизистой полости рта человека».

1

29.

Лабораторная работа №11

«Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

1

30.

Практическая работа № 13 Решение тестовых заданий по теме «Пищеварительная система».

1

31.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Регуляция дыхания.

Практическая работа 14 «Решение тестовых заданий по теме «Дыхательная система».

1

32.

Человек и его здоровье

2

Человека и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа 12

«Анализ и оценка влияния на здоровье человека

факторов окружающей среды».

1

33.

Практическая работа 15 «Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье».

1

34.-35.

Решение демонстрационного варианта ОГЭ

2

9 класс

1

1.Естествознание как наука

1

2

2-3.Признаки и свойства живых организмов.

2

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

9




4-5.Царство Растения.

2




6.Царство Бактерии

1




7.Царство Грибы. Лишайники.

1




8-11. Царство Животные.

4




12.Учение об эволюции органического мира.

1

4

Человек и его здоровье

16




13. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1




14. Нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

1




15. Питание. Система пищеварения. Роль

ферментов в пищеварении.


1




16. Дыхание. Система органов дыхания

1




17-18.Внутренняя среда организма человека.

2




19-20. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

2




21. Обмен веществ. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система органов выделения.

1




22. Покровы тела и их функции.

1




20. Размножение и развитие организма

человека

1




23. Опора и движение.

1




24-25. Органы чувств, их роль в жизни человека

2




26-27. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

2

5

28-31.Экология.

4

6

32-34.Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

3