Файл: Рабочая программа учебного предмета Естествознание 89 класс, Разработана Якуниной Т. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.Организм человека - единое целое.
Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды».
Практическая работа № 15 «Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье»
Раздел 10. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ
9 класс
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Раздел 2. Признаки и свойства живых организмов
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Определение жизни по М.В. Волькенштейну. Уровни организации живых систем.
Раздел 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Инфекционные заболевания человека: грипп, гепатит. ВИЧ- инфекция. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.
Кишечнополостные. Плоские
черви.
Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски.
Членистоногие. Тип Хордовые.
Общая характеристика надклассов классов:
Характеристика классов типа Хордовых животных:
Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
Птицы.
Млекопитающие.
Усложнение животных в процессе эволюции.
Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными, переносчиками возбудителей болезней.
Этапы эволюции. Причины и движущие силы эволюции
Раздел 4. Человек и его здоровье
Биосоциальная сущность и высшая нервная деятельность человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Сон и его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека. Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы.
Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств, их роль в жизни человека. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Ткани. Органы, системы органов. Питание, Система пищеварения, роль ферментов в пищеварении.
Обмен веществ в организме человека.
Витамины.
Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, курение и употребление алкоголя. Инфекционные заболевания (кишечные).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, угарным газом, спасении утопающего. Дыхание. Система дыхания. Обмен веществ в организме человека.
Газообмен в легких и тканях.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении угарным газом, спасении утопающего Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. Первая помощь при кровотечениях. Кровеносная система.
Сердце. Работа и регуляция.
Движение крови по большому и малому кругу кровообращения. Строение и функции мочевыделительной системы.
Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках. Функции кожных покровов. Строение кожи.
Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой
системы.
Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов.
Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД. Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей.
Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Врождённые и приобретенные формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него.
Раздел 5. Экология
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Экосистемная организация живой природы. Учение о биосфере
Раздел 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ.
Анализ типичных ошибок. Рекомендации по выполнению
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.Организм человека - единое целое.
Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды».
Практическая работа № 15 «Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье»
Раздел 10. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ
9 класс
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Раздел 2. Признаки и свойства живых организмов
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Определение жизни по М.В. Волькенштейну. Уровни организации живых систем.
Раздел 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Инфекционные заболевания человека: грипп, гепатит. ВИЧ- инфекция. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.
Кишечнополостные. Плоские
черви.
Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски.
Членистоногие. Тип Хордовые.
Общая характеристика надклассов классов:
Характеристика классов типа Хордовых животных:
Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
Птицы.
Млекопитающие.
Усложнение животных в процессе эволюции.
Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными, переносчиками возбудителей болезней.
Этапы эволюции. Причины и движущие силы эволюции
Раздел 4. Человек и его здоровье
Биосоциальная сущность и высшая нервная деятельность человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Сон и его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека. Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы.
Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств, их роль в жизни человека. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Ткани. Органы, системы органов. Питание, Система пищеварения, роль ферментов в пищеварении.
Обмен веществ в организме человека.
Витамины.
Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, курение и употребление алкоголя. Инфекционные заболевания (кишечные).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, угарным газом, спасении утопающего. Дыхание. Система дыхания. Обмен веществ в организме человека.
Газообмен в легких и тканях.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении угарным газом, спасении утопающего Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. Первая помощь при кровотечениях. Кровеносная система.
Сердце. Работа и регуляция.
Движение крови по большому и малому кругу кровообращения. Строение и функции мочевыделительной системы.
Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках. Функции кожных покровов. Строение кожи.
Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой
системы.
Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов.
Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД. Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей.
Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Врождённые и приобретенные формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него.
Раздел 5. Экология
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Экосистемная организация живой природы. Учение о биосфере
Раздел 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ.
Анализ типичных ошибок. Рекомендации по выполнению
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Кол-во часов |
8 класс | ||
1. | Введение | 2 |
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 | |
2. | Практическая работа № 1 ««Решение тестовых заданий пот теме «Человек как часть живой природы. Происхождение человека». | 1 |
3. | Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов | 6 |
Уровни организации организма человека. Системы органов. Ткани животных и человека. | 1 | |
4. | Практическая работа№ 2 «Решение тестовых заданий по теме «Ткани.органы. Системы органов человека». | 1 |
5. | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 |
6. | Лабораторная работа № 2«Изучение микроскопического строения крови». | 1 |
7. | Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». | 1 |
8. | Практическая работа №3 «Решение тестовых заданий по теме «Сходство и различия в строении органов человека и животных». | 1 |
9. | Нервная система. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы | 7 |
Гуморальная регуляция. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. | 1 | |
10. | Практическая работа №4 «Решение тестовых заданий по теме «Гуморальная регуляция». | 1 |
11. | Лабораторная работа № 4«Изучение строения головного мозга человека». | 1 |
12. | Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по теме «Строение нервной системы». | 1 |
13 | Практическая работа №6 «Тест на определение темперамента». | 1 |
14 | Практическая работа №7 «Решение тестовых заданий по теме «Нервная регуляция». | 1 |
15 | Лабораторная работа № 5«Изучение изменения размера зрачка». | 1 |
16 | Сердечнососудистая система | 5 |
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Заболевания органов кровообращения и их предупреждение. | 1 | |
17 | Практическая работа №8 «Решение тестовых заданий по теме «Сердечно - сосудистая система». | 1 |
18 | Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Измерение кровяного давления». | 1 |
19 | Лабораторная работа № 7 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 |
20 | Практическая работа №9 «Решение тестовых заданий по теме «Движение крови по сосудам». | 1 |
21 | Иммунная система | 2 |
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. | 1 | |
22 | Практическая работа №10 «Решение тестовых заданий по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет». | 1 |
23 | Костная система. Мышечная система | 5 |
Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Мышечная система. Основные группы мышц, их функции. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика | 1 | |
24. | Практическая работа №11 «Решение тестовых заданий по теме «Опорно- двигательная система организма человека». | 1 |
25. | Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения костей». | 1 |
26. | Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | 1 |
27. | Практическая работа № 12 «Решение тестовых заданий по теме «Строение мышц. Группы мышц, заболевания органов опорно- двигательной системы». | 1 |
28. | Пищеварительная система | 3 |
Строение органов пищеварения. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Гигиена питания. Лабораторная работа № 10 «Изучение клеток слизистой полости рта человека». | 1 | |
29. | Лабораторная работа №11 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал». | 1 |
30. | Практическая работа № 13 Решение тестовых заданий по теме «Пищеварительная система». | 1 |
31. | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Регуляция дыхания. Практическая работа № 14 «Решение тестовых заданий по теме «Дыхательная система». | 1 |
32. | Человек и его здоровье | 2 |
Человека и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды». | 1 | |
33. | Практическая работа № 15 «Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». | 1 |
34.-35. | Решение демонстрационного варианта ОГЭ | 2 |
9 класс | ||
1 | 1.Естествознание как наука | 1 |
2 | 2-3.Признаки и свойства живых организмов. | 2 |
3 | Система, многообразие и эволюция живой природы | 9 |
| 4-5.Царство Растения. | 2 |
| 6.Царство Бактерии | 1 |
| 7.Царство Грибы. Лишайники. | 1 |
| 8-11. Царство Животные. | 4 |
| 12.Учение об эволюции органического мира. | 1 |
4 | Человек и его здоровье | 16 |
| 13. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 |
| 14. Нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 1 |
| 15. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 |
| 16. Дыхание. Система органов дыхания | 1 |
| 17-18.Внутренняя среда организма человека. | 2 |
| 19-20. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 2 |
| 21. Обмен веществ. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система органов выделения. | 1 |
| 22. Покровы тела и их функции. | 1 |
| 20. Размножение и развитие организма человека | 1 |
| 23. Опора и движение. | 1 |
| 24-25. Органы чувств, их роль в жизни человека | 2 |
| 26-27. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 2 |
5 | 28-31.Экология. | 4 |
6 | 32-34.Решение демонстрационных вариантов ОГЭ | 3 |