Файл: Отчет по производственной практике на материалах умп Городской центр торговли.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Анализ использования материальных ресурсов

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния.

Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материальных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.

Номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции.

Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах.

Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства. В общей совокупности затрат на производство они составляют примерно 70%, что является свидетельством высокой материалоемкости продукции. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и снижение себестоимости.

Задачами анализа использования материальных ресурсов являются:

определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;

анализ уровня материалоемкости продукции в динамике;

изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

выявление потерь вследствие вынужденных замен материалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;

оценка влияния организации материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции;


выявление неиспользованных возможностей (внутрихозяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.

Источниками информации анализа обеспеченности хозяйствующих субъектов материальными ресурсами служат данные:

бизнес-плана;

данные оперативно-технического и бухгалтерского учета;

сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов;

форма №3.

Цель анализа материальных ресурсов состоит в повышении эффективности производства за счет рационального использования ресурсов.

Рост потребности в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным и интенсивным путем.

Экстенсивный путь удовлетворения потребности в материальных ресурсах предполагает приобретение или изготовление большего количества материалов, что ведет к росту удельных материальных затрат. Однако себестоимость продукции может снизиться, если увеличен объем производства или сокращены постоянные затраты.

Интенсивный путь удовлетворения потребностей в материальных ресурсах предполагает более экономное расходование материалов в процессе производства, что обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижает себестоимость продукции.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, соотношений темпов роста объемов производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, использование материалов.

Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует, сколько произведено продукции с каждого рубля потреблённых материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

МО=

Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.



МЕ=

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Уд=

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкости, металлоёмкости, топливоемкости, энергоемкости и др.).

Таблица 19

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

УМП «Городской центр торговли» за 2020-2021гг.

Показатель

2020г

2021г

Абсолютный прирост(+;-)

Темп роста, %

Выручка, тыс.руб.

46429

58973

12544

127,01

Себестоимость продукции, тыс. руб.

45596

44522

-1074

97,64

Материалоемкость, руб.

0,97

0,75

-0,75

97,93

Материалоотдача, руб.

1,01

1,32

0,31

130,69

В результате анализа прибыли на 1 рубль материальных затрат стало ясно, что этот показатель имеет отрицательные значения. Это объясняется наличием отрицательного значения прибыли от продаж. То есть в данном случае, определяя прибыль на 1 рубль затрат, мы определяем убыток, приходящийся на каждый рубль затрат. В 2020 году этот показатель составил 0,97 руб., а в 2021 году значение показателя значительно ухудшилось и составило 0,75 руб.

5. Анализ затрат на производство

Анализ себестоимости продукции - это выраженный в денежной форме анализ затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В себестоимость продукции включаются затраты материальных ресурсов, амортизация основных фондов, расходы на оплату труда рабочих и служащих предприятия (заработная плата

с начислениями), отчисления на социальное страхование, расходы по реализации продукции и другие расходы предприятия, связанные с организацией и обслуживанием производства. Следовательно, себестоимость продукции показывает, во что обходится каждому предприятию производство и реализация продукции, созданной усилиями всего коллектива.


Систематическое снижение себестоимости продукции - один из основных источников роста прибыли, а следовательно, и темпов производства, повышения его эффективности.

Задачи анализа себестоимости на предприятиях пищевой промышленности следующие: определение степени выполнения плана по себестоимости; выявление факторов, повлиявших на отклонение от плановой себестоимости продукции; вскрытие резервов дальнейшего снижения себестоимости товарной продукции за счет лучшего использования сырья и материалов; сокращение потерь и порчи сырья и продукции при хранении, переработке и транспортировке; экономия вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии; лучшее использование оборудования и т. д.; разработка предложений по мобилизации резервов с целью дальнейшего снижения себестоимости продукции и увеличения рентабельности производства.

Таблица 20

Рентабельность затрат УМП «Городской центр торговли» за 2020-2021 гг.

Показатель

2020 год

2021 год

Изменение (+;-)

Темп роста ,%

Валовая прибыль, тыс. руб.

833,00

2163,00

6818,00

240,96

Затраты, тыс. руб

45596,00

44522,00

-1074,00

97,64

Рентабельность затрат, %

1,83

4,85

3,03

265,02

Проведя анализ затрат на производство продукции за 2020-2021 гг., видно что, общая сумма затрат на производство и реализацию снизилась на 1074 тыс. руб.

Из таблицы рентабельности затрат видно, что в 2020 году рентабельность затрат в процентном выражении составила 1,83%, а в 2021 году возросла на 3,03% и составила 4,85%.

6. Анализ объемов производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получать с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.


Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщённой оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно - натуральных измерителях.

Таблица 21

Динамика объемов выпуска и реализации продукции УМП «Городской центр торговли» за 2020-2021гг.

Показатели

2020 год

2021 год

Абсолютное отклонение (+,-)

Темп роста, %

Выручка

46429

58973

12544

127,01

Себестоимость

45596,00

44522,00

-1074,00

97,64

Прибыль от продаж

833,00

2163,00

1330,00

259,66

Рентабельность от продаж

1,79

4,85

3,06

270,94

Рентабельность от продаж = Прибыль от продаж / Выручка *100

На основе анализа динамики объемов и реализации товарной продукции УМП «Городской центр торговли» за 2020-2021 гг. можно сказать что, предприятия не испытывает проблем в объемах производства так как наблюдается положительная динамика по всем расчётным показателям. Так к примеру, расчётная прибыль увеличилась на 1330 тыс. рублей или на 270,94%.