Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На правах рукописи

Тачина Светлана Валентиновна

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Специальность 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук


Екатеринбург — 2003

Работа выполнена на кафедре социологии и социальной психологии

Уральского государственного экономического университета

Научный руководитель

- доктор социологических наук, профессор ЗАБОРОВА Е.Н.

Официальные оппоненты

  • доктор социологических наук, профессор ПОПОВ В.Г.

  • кандидат социологических наук, ШАЛАГИНА Е.В.

Ведущая организация

- Уральский государственный университет путей сообщения

Защита состоится «» ноября 2003 г. в часов на заседа­

нии диссертационного совета Д 212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького по адресу: 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина 51, ком. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ураль­ского государственного университета им. А.М. Горького.

Автореферат разослан «»2003 г.



Кораблева Г.Б.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование ста­новится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаи­модействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, воз­никающие в процессе адаптации представителей тех или иных со­циальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы со­циальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление норматив­но-нравственной регуляции общественных отношений, - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную за­дачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведе­ния и его субъектов - девиантной личности (девианта) и асоциаль­ных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).


Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям со­временной сложной экономической, политической, духовной жиз­ни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков яв­ляется, с одной стороны, результатом разнонаправленных по со­держанию и формам реализации процессов, происходящих в об­ществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые проис­ходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить ос­новной механизм и тенденции функционирования и развития де­виантного поведения как социального феномена.

Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом, повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентаций, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изме­нившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего по­коления, которое может послужить причиной формирования де­виантного поведения.

Социологический анализ проблем подростковой девиации дает возможность разработать более эффективную методику педагоги­ческого, психологического воздействия на детей, имеющих опре­деленную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования семейного и школьного воспитания, вырабо­тать рекомендации по профилактике подростковых девиаций. Эф­фективная профилактика девиантного поведения подрастающего поколения может быть обеспечена на основе организации научно­обоснованной работы по формированию у молодых людей спо­собности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема де­виантного поведения широко освещена в зарубежной и отечест­венной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте пред­ставляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.



В своей работе диссертант опирался как на общеметодологи­ческие, так и на частные теории. Исследованию девиаций посвя­щены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культуро­логические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфлик­тологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзе- ра; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; со­временной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисов­ского, И.А. Невского, А.С. Харчева.

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подро­стков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кума­рина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подрост­ков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменно- го, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренко- ва, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Л. Рыбцовой, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения уча­щихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантно­го поведения, проблема подростковых девиаций в условиях ры­ночной экономики требует дальнейшего изучения.

Объект исследования - подростки в возрасте от 14 до 17 лет двух типов школ, а также педагоги и родители учащихся.


Предмет исследования - типичные формы девиантного поведения несовершеннолетних и особенности влияния семьи, школы на их поведение, ценностные ориентации и установки.

Цель диссертационной работы - исследование особенностей влияния различных типов семей и школ на ценностные ориента­ции и установки детей с девиантным поведением.

Достижение этой цели предполагает решение следующих ис­следовательских задач:

  • систематизировать основные методологические подходы к изу­чению девиантного поведения;

  • уточнить понятие «девиантное поведение деструктивной на­правленности в подростковом возрасте»;

  • раскрыть основные элементы механизма формирования деви­антного поведения подростков;

  • выявить типичные формы подростковых девиаций в разных ти­пах школ и их иерархию;

  • исследовать влияние различных типов семей на формирование девиантного поведения подростков;

  • провести сравнительный анализ влияния обычной средней об­щеобразовательной школы и школы открытого типа (профилакти­ческой) на поведение подростков, склонных к девиации;

  • разработать рекомендации по профилактике девиантного пове­дения в подростковом возрасте.

Теоретическую и методологическую основу диссертацион­ной работы составили социологические идеи и концепции класси­ков мировой социологической мысли, труды отечественных и за­рубежных социологов, философов, психологов и педагогов, по­священные проблемам девиаций, монографии и статьи российских и зарубежных ученых в области девиантного поведения подрост­ков, а также научно-публицистические статьи, вышедшие в свет в последнее время.

Исследование девиантного поведения подростков опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социо­логию молодежи, социологию семьи, социологию личности.

Девиантное поведение в подростковом возрасте предусматри­вает междисциплинарное изучение этой проблемы, поэтому в ра­боте используется комплексный и системный подходы, позволяю­щие всесторонне проанализировать объект изучения. Также при­меняется структурно-функциональный подход, описывающий се­мью и школу как динамичные, многофакторные, изменчивые фе­номены.


Эмпирическую базу диссертационной работы составили ма­териалы социологического исследования, посвященного изучению влияния семейной и школьной среды на проявление девиантных форм поведения подростков. В исследовании использованы каче­ственные и количественные методы сбора информации: метод включенного наблюдения; анализ документов (материалов, пред­ставленных администрацией школ, подразделениями и комиссией по делам несовершеннолетних, протоколов психолого-медико­педагогической комиссии); метод анкетного опроса девиантных подростков школы открытого типа (профилактической) и подрост­ков средней общеобразовательной школы; интервью с педагогами, учащимися и родителями двух типов школ.

Для исследования были отобраны подростки, педагоги и роди­тели учащихся двух типов школ. Диссертант использовал количе­ственный метод сбора информации на основе многоступенчатой целевой выборки. Было опрошено 848 респондентов (524 учащих­ся, 324 родителя). Проведено 30 интервью с применением целевой выборки. Обращение к качественным методам вызвано необходи­мостью глубже проанализировать роль семейной и школьной сре­ды в проявлении девиантного поведения подростков.

Научная новизна диссертационного исследования заключа­ется в следующем:

  1. Уточнено понятие девиантного поведения деструктивной на­правленности в подростковом возрасте, которое рассматривается как отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализа­ции и самоутверждения личности на этапе первичной социализа­ции. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризу­ется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных дейст­вий и поступков над противоправными.

  2. Представлены элементы механизма формирования девиантного поведения подростков:

  • наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одобряемого стереотипа выполнения нормативных требований;

  • разрешение проблемной ситуации осуществляется путем доми­нирования установок, в которых выражается потребность в реали­зации сиюминутных побуждений, в формах неконтролируемых действий, которые могут превратиться в стереотип асоциального поведения;

  • в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми личностями и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинст­вом людей ориентаций и установок.