Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На правах рукописи
Тачина Светлана Валентиновна
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Екатеринбург — 2003
Работа выполнена на кафедре социологии и социальной психологии
Уральского государственного экономического университета
Научный руководитель | - доктор социологических наук, профессор ЗАБОРОВА Е.Н. |
Официальные оппоненты |
|
Ведущая организация | - Уральский государственный университет путей сообщения |
Защита состоится «» ноября 2003 г. в часов на заседа
нии диссертационного совета Д 212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького по адресу: 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина 51, ком. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Автореферат разослан «»2003 г.
Кораблева Г.Б.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов - девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.
Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом, повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентаций, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.
Социологический анализ проблем подростковой девиации дает возможность разработать более эффективную методику педагогического, психологического воздействия на детей, имеющих определенную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования семейного и школьного воспитания, выработать рекомендации по профилактике подростковых девиаций. Эффективная профилактика девиантного поведения подрастающего поколения может быть обеспечена на основе организации научнообоснованной работы по формированию у молодых людей способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
В своей работе диссертант опирался как на общеметодологические, так и на частные теории. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзе- ра; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.
Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменно- го, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренко- ва, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Л. Рыбцовой, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - подростки в возрасте от 14 до 17 лет двух типов школ, а также педагоги и родители учащихся.
Предмет исследования - типичные формы девиантного поведения несовершеннолетних и особенности влияния семьи, школы на их поведение, ценностные ориентации и установки.
Цель диссертационной работы - исследование особенностей влияния различных типов семей и школ на ценностные ориентации и установки детей с девиантным поведением.
Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
-
систематизировать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения; -
уточнить понятие «девиантное поведение деструктивной направленности в подростковом возрасте»; -
раскрыть основные элементы механизма формирования девиантного поведения подростков; -
выявить типичные формы подростковых девиаций в разных типах школ и их иерархию; -
исследовать влияние различных типов семей на формирование девиантного поведения подростков; -
провести сравнительный анализ влияния обычной средней общеобразовательной школы и школы открытого типа (профилактической) на поведение подростков, склонных к девиации; -
разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили социологические идеи и концепции классиков мировой социологической мысли, труды отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов, посвященные проблемам девиаций, монографии и статьи российских и зарубежных ученых в области девиантного поведения подростков, а также научно-публицистические статьи, вышедшие в свет в последнее время.
Исследование девиантного поведения подростков опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию молодежи, социологию семьи, социологию личности.
Девиантное поведение в подростковом возрасте предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, поэтому в работе используется комплексный и системный подходы, позволяющие всесторонне проанализировать объект изучения. Также применяется структурно-функциональный подход, описывающий семью и школу как динамичные, многофакторные, изменчивые феномены.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологического исследования, посвященного изучению влияния семейной и школьной среды на проявление девиантных форм поведения подростков. В исследовании использованы качественные и количественные методы сбора информации: метод включенного наблюдения; анализ документов (материалов, представленных администрацией школ, подразделениями и комиссией по делам несовершеннолетних, протоколов психолого-медикопедагогической комиссии); метод анкетного опроса девиантных подростков школы открытого типа (профилактической) и подростков средней общеобразовательной школы; интервью с педагогами, учащимися и родителями двух типов школ.
Для исследования были отобраны подростки, педагоги и родители учащихся двух типов школ. Диссертант использовал количественный метод сбора информации на основе многоступенчатой целевой выборки. Было опрошено 848 респондентов (524 учащихся, 324 родителя). Проведено 30 интервью с применением целевой выборки. Обращение к качественным методам вызвано необходимостью глубже проанализировать роль семейной и школьной среды в проявлении девиантного поведения подростков.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
-
Уточнено понятие девиантного поведения деструктивной направленности в подростковом возрасте, которое рассматривается как отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности на этапе первичной социализации. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными. -
Представлены элементы механизма формирования девиантного поведения подростков:
-
наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одобряемого стереотипа выполнения нормативных требований; -
разрешение проблемной ситуации осуществляется путем доминирования установок, в которых выражается потребность в реализации сиюминутных побуждений, в формах неконтролируемых действий, которые могут превратиться в стереотип асоциального поведения; -
в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми личностями и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинством людей ориентаций и установок.