Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профилактическая работа в школе может быть эффективной тогда, когда в ней объединят свои усилия родители, педагоги, учащиеся.

1   2   3

Во втором параграфе «Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций» исследуется роль семьи.

Основным и первостепенным социальным институтом, воз­действующим на формы и уровень проявления подростковых де­виаций, является семья. Процесс социализации в семье оказывает значительное влияние на формирование личности подростка, на его поведение и ценностные ориентации. Когда ребенок воспиты­вается в семье, где присутствуют такие формы поведения как та­бакокурение, употребление спиртных напитков, агрессивность, грубость и т.п., то подросток преимущественно будет осваивать асоциальные формы самоутверждения.

В работе особое внимание уделяется следующим характери­стикам семьи, как факторов, обуславливающих формы и уровень проявления подростковых девиаций:

  1. Тип семьи: полные семьи, неполные семьи, смешанные семьи, опекаемые дети.

  2. Материальные условия жизнедеятельности семьи: уровень до­хода семьи, жилищные условия.

  3. Уровень образования родителей.

  4. Взаимоотношения между взрослыми в семье, характер взаимо­отношений между подростком и взрослыми в семье.

  5. Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакоку­рение, употребление алкогольных напитков, сквернословие, агрес­сивность, грубость).

  6. Досуг семьи.

Перечисленные факторы не являются изолированными, а на­ходятся в тесном взаимодействии между собой. Они оказывают комплексное влияние на формы и уровень проявления подростко­вых девиаций.

Установлено, что у подростков, проживающих в неполных семьях (только с матерью или только с отцом), девиантные формы поведения проявляются чаще, чем у подростков из полных семей. Кроме того, проживание подростка только с матерью, или только с отцом приводит к повышенной агрессивности, грубости. Здесь иг­рает роль такой факт, как отсутствие единства «мужского» и «женского» воздействия на сознание и поведение ребенка, которое в большей степени достигается в полных семьях.



В смешанных семьях (проживание подростка с матерью и от­чимом или отцом и мачехой) девиантные формы поведения прояв­ляются чаще, чем у подростков из полных семей, что порождает такие формы девиаций, как побеги из дома, бродяжничество, употребление алкоголя. В научной литературе данное обстоятель­ство объясняется тем, что в смешанных семьях наличие «чужого» человека приводит к утверждению жесткой системы требований к ребенку или отсутствие внимания к тем проблемам, которые воз­никают в его жизни. Обманы и курение проявляется в поведении подростков, как из неполных, так и из смешанных семей в равной степени.

Для учащихся из опекаемых семей характерны такие формы девиантного поведения, как курение, хулиганские действия и по­ступки, школьные прогулы. Эти формы проявляются в поведении учащихся из опекаемых семей чаще, чем в поведении учащихся из полных семей.

Таким образом, в неполных, смешанных, опекаемых семьях подростковые девиации проявляются чаще по сравнению с пол­ными семьями. Нами выявлены существенные различия в самих формах девиантного поведения подростков в зависимости от типа семьи.

Немаловажную роль играет материальное благосостояние се­мей. 87,4 % респондентов относят себя к категории малообеспе­ченных семей, при этом процент таких семей значительно выше в профилактической школе. Выявлено, что среди ценностных ори­ентаций родителей школы № 1 и школы № 2 на первом месте на­ходится материальное благополучие семьи.

Ориентация на материальное благополучие и стремление зара­ботать как можно больше денег преобладает и у подростков про­филактической школы. Подросток, проживающий в малообеспе­ченной семье и испытывающий постоянный недостаток карман­ных денег, одежды и прочих вещей, стремится как можно быстрее окончить школу и устроиться на работу. Кроме того, низкий уро­вень знаний не позволяет подростку поступить в высшее учебное заведение, в средне-специальное заведение, и, осознавая это, еще в 8 - 9 классе, учащийся ориентирует себя не на дальнейшее обуче­ние, а на трудоустройство с целью заработать и стать независи­мым от своих родителей. В результате теряется ценность образо­вания, что ведет к низкой успеваемости и школьным прогулам.


Образование родителей также оказывает влияние на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Девиант­ные формы поведения, такие как курение, школьные прогулы, проявление агрессии, грубости, обманы, мошенничество, токсико­мания, сквернословие, школьные прогулы, употребление алкоголя проявляются в поведении учащихся, родители которых имеют уровень образования ниже среднего, значительно чаще. Отсутст­вие у этой категории родителей даже общих педагогических зна­ний, а также слабый интерес к чтению специальной педагогиче­ской литературы приводят к использованию неэффективных мето­дов воспитания подростков. По мнению диссертанта, требуется специальная педагогическая работа с родителями детей, склонных к девиантному поведению. Нужна постоянная консультационная служба, позволяющая родителям сориентироваться во множестве тех проблем, которые возникают при воспитании детей в семье.

Взаимоотношения между взрослыми в семье, а также между взрослыми и самим подростком оказывают существенное воздей­ствие на формы и уровень проявления девиаций. Нарушение меж­личностных отношений в семье на уровне взрослый - взрослый, взрослый - ребенок способствует формированию девиантных форм поведения подростков.

Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакоку­рение, употребление алкоголя, сквернословие, грубость и жесто­кость) усиливает проявление девиантных форм поведения у под­ростков. Побеги из дома, бродяжничество, курение, нарушение дисциплины, воровство вне дома, агрессивность, грубость, сквер­нословие, употребление алкоголя проявляются чаще в поведении учащихся, родители которых применяют физическое наказание, проявляют грубость и жестокость в отношении с ребенком.

Досуг семьи. Досуг учащихся школы № 1 и школы № 2, явля­ется в большинстве своем пассивным, однотипным по структуре. Для учащихся школы № 1 досуг является в основном внесемей- ным, для учащихся школы № 2 - внутрисемейным. В структуре проведения досуга на первом месте у подростков школы № 1 на­ходится общение с друзьями - это 20,8 % ответивших; у подрост­ков школы № 2 эта форма досуга занимает третье место (17,0 %). Второе место у учащихся школы № 1 занимает слушание музыки - 18,3 %, у учащихся школы № 2 эта форма досуга занимает первое место - 17,9 %. На третьем месте у учащихся школы № 1 находит­ся просмотр телепередач - 17,5 %, у учащихся школы № 2 эта форма досуга занимает второе место - 17,2 %.


Установлена корреляция между характером проведения досуга родителей и детей. Досуг родителей школы № 1 характеризуется как внесемейный, пассивный, а досуг родителей школы № 2 как внутрисемейный, пассивный. Характер досуга родителей совпада­ет с характером досуга подростков.

Особо изучался вопрос о степени влияния разных социальных элементов (общества, семьи, школы, сверстников, самого подрост­ка) на проявление негативных поступков. Согласно самооценке подростков обеих школ, выстраивается следующая иерархия (структура): на первом месте по степени влияния на совершение поступков находится сам подросток; на втором месте — сверстни­ки, друзья; на третьем и четвертом местах по степени влияния на­ходится школа; на пятом — семья и общество.

Мнение подростков разных типов школ в данном вопросе аб­солютно совпадает. Подростки школы № 1 и школы № 2 осознают свою вину за совершенные ими негативные поступки, большое значение придают влиянию сверстников (друзей) и школы, и в меньшей степени оценивают роль семьи и общества.

Мнение родителей профилактической школы открытого типа в целом совпадает с мнением их детей. По первым двум пунктам они также ставят на первое место самого ребенка, на второе - его сверстников, друзей, а только потом - семью, школу и общество. По ответам же родителей школы № 2, семья играет ведущую роль в совершении ребенком негативных поступков, затем - сам ребе­нок, сверстники, друзья, школа и общество.

Родители школы № 2 в большей степени осознают воздействие семьи на формы и уровень проявления девиаций, в то время как родители школы № 1 склонны перекладывать вину за совершен­ные ребенком негативные поступки на самого ребенка и его дру­зей. И те и другие считают, что семья оказывает большее влияние на поведение и поступки ребенка, чем школа. По ответам педаго­гов, семья также имеет первостепенное значение.

Таким образом, в деле профилактики девиантного поведения подростков фактор семьи можно считать более доминантным, чем фактор школы.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследо­вания, формулируются основные выводы и практические рекомен­дации администрации школ, классным руководителям, социаль­ным педагогам и учителям.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: