Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профилактическая работа в школе может быть эффективной тогда, когда в ней объединят свои усилия родители, педагоги, учащиеся.
1 2 3
Во втором параграфе «Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций» исследуется роль семьи.
Основным и первостепенным социальным институтом, воздействующим на формы и уровень проявления подростковых девиаций, является семья. Процесс социализации в семье оказывает значительное влияние на формирование личности подростка, на его поведение и ценностные ориентации. Когда ребенок воспитывается в семье, где присутствуют такие формы поведения как табакокурение, употребление спиртных напитков, агрессивность, грубость и т.п., то подросток преимущественно будет осваивать асоциальные формы самоутверждения.
В работе особое внимание уделяется следующим характеристикам семьи, как факторов, обуславливающих формы и уровень проявления подростковых девиаций:
-
Тип семьи: полные семьи, неполные семьи, смешанные семьи, опекаемые дети. -
Материальные условия жизнедеятельности семьи: уровень дохода семьи, жилищные условия. -
Уровень образования родителей. -
Взаимоотношения между взрослыми в семье, характер взаимоотношений между подростком и взрослыми в семье. -
Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакокурение, употребление алкогольных напитков, сквернословие, агрессивность, грубость). -
Досуг семьи.
Перечисленные факторы не являются изолированными, а находятся в тесном взаимодействии между собой. Они оказывают комплексное влияние на формы и уровень проявления подростковых девиаций.
Установлено, что у подростков, проживающих в неполных семьях (только с матерью или только с отцом), девиантные формы поведения проявляются чаще, чем у подростков из полных семей. Кроме того, проживание подростка только с матерью, или только с отцом приводит к повышенной агрессивности, грубости. Здесь играет роль такой факт, как отсутствие единства «мужского» и «женского» воздействия на сознание и поведение ребенка, которое в большей степени достигается в полных семьях.
В смешанных семьях (проживание подростка с матерью и отчимом или отцом и мачехой) девиантные формы поведения проявляются чаще, чем у подростков из полных семей, что порождает такие формы девиаций, как побеги из дома, бродяжничество, употребление алкоголя. В научной литературе данное обстоятельство объясняется тем, что в смешанных семьях наличие «чужого» человека приводит к утверждению жесткой системы требований к ребенку или отсутствие внимания к тем проблемам, которые возникают в его жизни. Обманы и курение проявляется в поведении подростков, как из неполных, так и из смешанных семей в равной степени.
Для учащихся из опекаемых семей характерны такие формы девиантного поведения, как курение, хулиганские действия и поступки, школьные прогулы. Эти формы проявляются в поведении учащихся из опекаемых семей чаще, чем в поведении учащихся из полных семей.
Таким образом, в неполных, смешанных, опекаемых семьях подростковые девиации проявляются чаще по сравнению с полными семьями. Нами выявлены существенные различия в самих формах девиантного поведения подростков в зависимости от типа семьи.
Немаловажную роль играет материальное благосостояние семей. 87,4 % респондентов относят себя к категории малообеспеченных семей, при этом процент таких семей значительно выше в профилактической школе. Выявлено, что среди ценностных ориентаций родителей школы № 1 и школы № 2 на первом месте находится материальное благополучие семьи.
Ориентация на материальное благополучие и стремление заработать как можно больше денег преобладает и у подростков профилактической школы. Подросток, проживающий в малообеспеченной семье и испытывающий постоянный недостаток карманных денег, одежды и прочих вещей, стремится как можно быстрее окончить школу и устроиться на работу. Кроме того, низкий уровень знаний не позволяет подростку поступить в высшее учебное заведение, в средне-специальное заведение, и, осознавая это, еще в 8 - 9 классе, учащийся ориентирует себя не на дальнейшее обучение, а на трудоустройство с целью заработать и стать независимым от своих родителей. В результате теряется ценность образования, что ведет к низкой успеваемости и школьным прогулам.
Образование родителей также оказывает влияние на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Девиантные формы поведения, такие как курение, школьные прогулы, проявление агрессии, грубости, обманы, мошенничество, токсикомания, сквернословие, школьные прогулы, употребление алкоголя проявляются в поведении учащихся, родители которых имеют уровень образования ниже среднего, значительно чаще. Отсутствие у этой категории родителей даже общих педагогических знаний, а также слабый интерес к чтению специальной педагогической литературы приводят к использованию неэффективных методов воспитания подростков. По мнению диссертанта, требуется специальная педагогическая работа с родителями детей, склонных к девиантному поведению. Нужна постоянная консультационная служба, позволяющая родителям сориентироваться во множестве тех проблем, которые возникают при воспитании детей в семье.
Взаимоотношения между взрослыми в семье, а также между взрослыми и самим подростком оказывают существенное воздействие на формы и уровень проявления девиаций. Нарушение межличностных отношений в семье на уровне взрослый - взрослый, взрослый - ребенок способствует формированию девиантных форм поведения подростков.
Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие, грубость и жестокость) усиливает проявление девиантных форм поведения у подростков. Побеги из дома, бродяжничество, курение, нарушение дисциплины, воровство вне дома, агрессивность, грубость, сквернословие, употребление алкоголя проявляются чаще в поведении учащихся, родители которых применяют физическое наказание, проявляют грубость и жестокость в отношении с ребенком.
Досуг семьи. Досуг учащихся школы № 1 и школы № 2, является в большинстве своем пассивным, однотипным по структуре. Для учащихся школы № 1 досуг является в основном внесемей- ным, для учащихся школы № 2 - внутрисемейным. В структуре проведения досуга на первом месте у подростков школы № 1 находится общение с друзьями - это 20,8 % ответивших; у подростков школы № 2 эта форма досуга занимает третье место (17,0 %). Второе место у учащихся школы № 1 занимает слушание музыки - 18,3 %, у учащихся школы № 2 эта форма досуга занимает первое место - 17,9 %. На третьем месте у учащихся школы № 1 находится просмотр телепередач - 17,5 %, у учащихся школы № 2 эта форма досуга занимает второе место - 17,2 %.
Установлена корреляция между характером проведения досуга родителей и детей. Досуг родителей школы № 1 характеризуется как внесемейный, пассивный, а досуг родителей школы № 2 как внутрисемейный, пассивный. Характер досуга родителей совпадает с характером досуга подростков.
Особо изучался вопрос о степени влияния разных социальных элементов (общества, семьи, школы, сверстников, самого подростка) на проявление негативных поступков. Согласно самооценке подростков обеих школ, выстраивается следующая иерархия (структура): на первом месте по степени влияния на совершение поступков находится сам подросток; на втором месте — сверстники, друзья; на третьем и четвертом местах по степени влияния находится школа; на пятом — семья и общество.
Мнение подростков разных типов школ в данном вопросе абсолютно совпадает. Подростки школы № 1 и школы № 2 осознают свою вину за совершенные ими негативные поступки, большое значение придают влиянию сверстников (друзей) и школы, и в меньшей степени оценивают роль семьи и общества.
Мнение родителей профилактической школы открытого типа в целом совпадает с мнением их детей. По первым двум пунктам они также ставят на первое место самого ребенка, на второе - его сверстников, друзей, а только потом - семью, школу и общество. По ответам же родителей школы № 2, семья играет ведущую роль в совершении ребенком негативных поступков, затем - сам ребенок, сверстники, друзья, школа и общество.
Родители школы № 2 в большей степени осознают воздействие семьи на формы и уровень проявления девиаций, в то время как родители школы № 1 склонны перекладывать вину за совершенные ребенком негативные поступки на самого ребенка и его друзей. И те и другие считают, что семья оказывает большее влияние на поведение и поступки ребенка, чем школа. По ответам педагогов, семья также имеет первостепенное значение.
Таким образом, в деле профилактики девиантного поведения подростков фактор семьи можно считать более доминантным, чем фактор школы.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и практические рекомендации администрации школ, классным руководителям, социальным педагогам и учителям.
По теме диссертации опубликованы следующие работы: