Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если в социальной структуре достаточно широко распространяются социальные группы, отрицающие общечеловеческие нормы, то в социуме появляются разрушающие его целостность формы взаимодействия между людьми. Семьи, а также образовательные учреждения, которые оказываются неспособными противостоять распространению асоциальных по содержанию ориентаций и установок, начинают невольно участвовать в воспроизводстве негативных форм девиаций, прежде всего среди подрастающего поколения.
В параграфе анализируется предложенная в научной литературе классификация девиантного поведения по разным основаниям: по типу нарушаемой нормы (аморальное и противоправное поведение); по характеру нарушаемой нормы (национальные и международные отклонения); по субъекту (отклонения отдельных индивидуумов и социальных групп); по объекту (в зависимости от сфер общественной жизни; от социальной направленности; от ценностей и интересов, выступающих в качестве непосредственных объектов правонарушений или аморальных поступков); по целевой направленности (отклонения корыстной ориентации, агрессивной ориентации, отклонения социальнопассивного типа); по ориентации поведения (на внешнюю среду или на самого себя); по динамике социальных отклонений (неодобряемое, порицаемое, девиантное, предпреступное, преступное поведение); в зависимости от комплекса последствий для человека (деструктивное, недеструктивное поведение).
В эмпирической части работы автор опирался на классификацию подростковых девиаций по типу нарушаемых норм. Согласно данной классификации, подростковые девиации можно разделить на две группы - аморальные и противоправные. В первую группу входят те, которые связаны с нарушением, прежде всего, моральных норм. Они представляют собой отклонения от нравственных устоев и принципов общества. К ним относятся табакокурение, сквернословие, нарушение дисциплины, школьные прогулы, побеги из дома, бродяжничество и т.п. Нарушение этих норм порождает конфликтные отношения индивида с социумом на этапе первичной социализации.
Вторая группа подростковых девиаций (противоправные) включает совершение таких действий, которые ведут за собой уголовное наказание. К ним относят хулиганство и воровство, посягательство на здоровье и жизнь других людей. Нередко первый тип девиаций вызывает переход к действиям, которые приводят к нарушению правовых норм. Нарушая закон, подросток ставит себя вне общества, становясь для него изгоем.
В работе предпринята попытка выделить основные элементы механизма формирования девиантного поведения подростков:
-
наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одобряемого стереотипа выполнения нормативных требований, предъявляемых чаще всего взрослыми. В результате возникает конфликт между должным и желаемым; -
разрешение проблемной ситуации осуществляется путем доминирования установок, в которых выражается потребность в реализации сиюминутных побуждений, в неконтролируемых действиях, нередко превращающихся в стереотип асоциального поведения; -
в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми людьми и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинством людей ориентаций и установок на повседневную жизнь.
В основе этого механизма лежат как биологические, так и социальные факторы. К биологическим факторам можно отнести природные склонности подростка, сиюминутные побуждения, узкоэгоистические инстинкты, неосознанность совершаемых поступков и действий. К социальным факторам - средовые факторы (влияние семьи и школы) и воспитательные образцы, в которых утверждалась система аморального поведения, отсутствие навыка самоконтроля.
Девиация подростков представляет собой результат неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в социуме.
Вторая глава — «Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков» посвящена особенностям проявления девиантного поведения подростков в основных сферах их социализации: в семейной и школьной. Проводится сравнительный анализ семей, где воспитываются дети с девиантным поведением и семей обычных подростков, анализируются особенности организации процесса воспитания и перевоспитания в обычной образовательной школе и в профилактической школе открытого типа.
В первом параграфе «Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций» исследуются особенности образовательного учреждения, в котором обучается подросток, выявляются типичные формы девиантного поведения и их иерархия, устанавливается роль школы как фактора, влияющего на проявление подростковых девиаций, разрабатываются основные направления совершенствования деятельности школы с целью профилактики отклоняющегося поведения подростков.
В работе рассматриваются особенности типа образовательного учреждения; специфика контингента учащихся; особенности взаимоотношений (между учащимися в классе, между учащимися и преподавателями); формы досуга учащихся.
Исследуется два типа школ: первый (школа № 1) - профилактическая школа открытого типа, предназначенная для подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Эти подростки характеризуются устойчивыми аморальными и нередко противоправными действиями, они отказываются посещать общеобразовательные школы, отстают в усвоении учебного материала.
Второй тип (школа № 2) является обычной средней общеобразовательной школой. В ней преобладают учащиеся, в целом успешно справляющиеся с учебной программой, в большинстве своем не совершающие грубых аморальных действий и антиправовых поступков.
В исследовании было выявлено, что наиболее распространенными формами девиаций среди подростков в возрасте 14-17 лет в обеих школах являются такие, как табакокурение, (эта форма девиации наблюдается у 32,5 % опрошенных); школьные прогулы (21,0 %); сквернословие (20,0 %); агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями (12,3 %); употребление алкогольных напитков (11,3 %); хулиганские действия и поступки (5,2 %).
Все выявленные формы подростковых девиаций проявляются в поведении учащихся школы № 1 значительно чаще, чем в поведении учащихся школы № 2: табакокурение встречается на 40,8 % чаще в поведении подростков школы № 1, чем в поведении подростков школы № 2; школьные прогулы — чаще на 34,2 %; употребление алкогольных напитков — на 31,1 %; токсикомания — на 16,0 %; нарушение дисциплины в школе — на 13,4 %; хулиганские действия и поступки — на 13,2 %; воровство вне дома — на 12,3 %; сквернословие — на 11,3 %; побеги из дома и бродяжничество
-
на 10,1 %; воровство в кругу семьи и употребление наркотиков -
на 8,5 %; обманы и мошенничество — на 8,0 %; агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями — на 3,8 %.
Изучалось влияние системы взаимоотношений учащегося с учителями и одноклассниками на формы и уровень подростковых девиаций. В ходе интервью с учителями двух типов школ было установлено, что неблагоприятные отношения с учителями, отсутствие взаимопонимания, взаимоуважения, оскорбления учащихся со стороны учителей, авторитарный стиль преподавания порождают конфликты, грубое и агрессивное поведение у подростков, а также приводят и к другим формам девиантного поведения. Отсутствие учета индивидуальных особенностей личности учащегося, недооценка его способностей, плохая организация досуга в школе, загруженность преподавателей, нехватка у педагогов знаний о закономерностях психического и социального развития личности учащегося снижает результат профилактической работы.
В ходе исследования выявлено, что многие педагоги школы открытого типа (профилактической) фактически заранее соглашаются с тем, что им не удастся существенно изменить поведение девиантных подростков, ввиду того, что продолжительность обучения учащихся в этой школе составляет всего лишь один - два года. За такой короткий срок невозможно провести эффективную коррекционную работу по изменению сознания и поведения учащегося. Следовательно, возникает риск, что аморальные формы девиантного поведения постепенно перерастут в противоправные. По мнению педагогов, основная задача школы как общеобразовательного учреждения, заключается, прежде всего в передаче знаний, в то время как вос- питаАиалиэтруздднолучөнйьіе результаты, диссертант приходит к следующим выводам.
Школа открытого типа (профилактическая) является средой, поддерживающей и воспроизводящей девиантные формы поведения. Попадая в профилактическую школу открытого типа с определенным контингентом учащихся, подростки не изменяют поведение в лучшую сторону, а количество девиаций не уменьшается. Важно отметить, что подростки не только слабо осознают совершаемые ими девиантные поступки, но и в определенной мере дорожат ими, поскольку эти поступки выступают способом сохранения дружбы. В результате подавляющее большинство подростков лишь признает наличие у себя действий и установок, осуждаемых взрослыми, однако, каких-либо практических шагов, направленных на изменение своего сознания и поведения, они совершать не хотят. В итоге массовое скопление учащихся с девиантным поведением в одном учебном заведении способствует воспроизводству и распространению девиантных форм поведения среди одноклассников, сверстников.
Неблагоприятные взаимоотношения подростка с учителями, одноклассниками приводят к конфликтному поведению, к агрессивности и грубости подростков.
Школа открытого типа призвана компенсировать недостатки семейного воспитания, изменять отношение ребенка к учебе, к учителям, к сверстникам, сложившееся на протяжении нескольких лет обучения в обычной общеобразовательной школе. Однако в этой школе, как правило, используются обычные педагогические воспитательные методики работы. Педагогам школы открытого типа не хватает знаний о закономерностях психического и социального развития личности учащегося.
Результаты исследования подтвердили правильность выделенных в концептуальной части работы основных элементов механизма формирования подростковых девиаций.
Мы установили, что подросток, попадая в проблемную ситуацию, выражающуюся в отставании усвоения учебной программы в заданном для всех темпе и объеме, теряет возможность самоутвердиться путем реализации нормативных учебных требований. У него начинают преобладать ориентации и установки на утверждение себя среди учителей, одноклассников, сверстников с помощью демонстрации мнимой взрослости и самостоятельности, что неизбежно порождает конфликт. Последствия конфликта выражаются в действиях и поступках, противоречащих нормативным требованиям школы, семьи, общества в целом. При этом наблюдается определенная динамика: первоначально эти поступки связаны с проявлением дезадаптации и аддиктивного поведения, которые в дальнейшем могут перерасти в делинквентное поведение. Совершаемые подростками поступки в своем большинстве являются немотивированными (совершил «просто так»), что свидетельствует о их стихийной природной основе; неосознанными («совершил, потому что не думал о последствиях»); они совершаются в компании, за компанию («чтобы не быть хуже других»), что говорит о реализации тех образцов поведения, которые демонстрирует асоциальная по своему характеру референтная группа.
На основе сделанных выводов разработаны основные направления совершенствования деятельности школы с целью профилактики отклоняющегося поведения подростков.
Необходимо повышать профессиональный уровень педагогов, обучать их специальным методам и формам работы с детьми с девиантным поведением.
Требуется разработка специальных воспитательных и образовательных систем, обеспечивающих эффективную коррекцию сознания и поведения детей, обучающихся в учреждениях открытого типа.
Сегодня особенно необходимы специальные программы, новые методы работы, формирующие ценностные ориентации и установки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде.
Следует рассмотреть вопрос о более раннем выявлении факторов отклоняющегося поведения и внедрении профилактических мероприятий на начальных этапах формирования личности.
Педагогу, работающему с девиантными подростками, важно учитывать, что в своем большинстве они живут в неблагополучных семьях, где наблюдается искажение норм и ценностей, принятых в обществе. Следовательно, необходимо усилить работу с семьями учащихся, а в самой школе открытого типа делать упор не на обучение, а на воспитание учащихся.