Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в социальной структуре достаточно широко распростра­няются социальные группы, отрицающие общечеловеческие нор­мы, то в социуме появляются разрушающие его целостность фор­мы взаимодействия между людьми. Семьи, а также образователь­ные учреждения, которые оказываются неспособными противо­стоять распространению асоциальных по содержанию ориентаций и установок, начинают невольно участвовать в воспроизводстве негативных форм девиаций, прежде всего среди подрастающего поколения.

В параграфе анализируется предложенная в научной литерату­ре классификация девиантного поведения по разным основаниям: по типу нарушаемой нормы (аморальное и противоправное пове­дение); по характеру нарушаемой нормы (национальные и между­народные отклонения); по субъекту (отклонения отдельных индивидуумов и социальных групп); по объекту (в зависимости от сфер общественной жизни; от социальной направленности; от ценностей и интересов, выступающих в качестве непосредственных объектов правонарушений или аморальных поступков); по целевой направленности (отклонения корыстной ориентации, агрессивной ориентации, отклонения социально­пассивного типа); по ориентации поведения (на внешнюю среду или на самого себя); по динамике социальных отклонений (неодобряемое, порицаемое, девиантное, предпреступное, пре­ступное поведение); в зависимости от комплекса последствий для человека (деструктивное, недеструктивное поведение).

В эмпирической части работы автор опирался на классифика­цию подростковых девиаций по типу нарушаемых норм. Согласно данной классификации, подростковые девиации можно разделить на две группы - аморальные и противоправные. В первую группу входят те, которые связаны с нарушением, прежде всего, мораль­ных норм. Они представляют собой отклонения от нравственных устоев и принципов общества. К ним относятся табакокурение, сквернословие, нарушение дисциплины, школьные прогулы, побе­ги из дома, бродяжничество и т.п. Нарушение этих норм порожда­ет конфликтные отношения индивида с социумом на этапе пер­вичной социализации.

Вторая группа подростковых девиаций (противоправные) включает совершение таких действий, которые ведут за собой уго­ловное наказание. К ним относят хулиганство и воровство, посяга­тельство на здоровье и жизнь других людей. Нередко первый тип девиаций вызывает переход к действиям, которые приводят к на­рушению правовых норм. Нарушая закон, подросток ставит себя вне общества, становясь для него изгоем.


В работе предпринята попытка выделить основные элементы механизма формирования девиантного поведения подростков:

  • наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одобряемого стереотипа выполнения нормативных требований, предъявляемых чаще всего взрослыми. В результате возникает конфликт между должным и желаемым;

  • разрешение проблемной ситуации осуществляется путем доми­нирования установок, в которых выражается потребность в реали­зации сиюминутных побуждений, в неконтролируемых действиях, нередко превращающихся в стереотип асоциального поведения;

  • в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми людьми и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинст­вом людей ориентаций и установок на повседневную жизнь.

В основе этого механизма лежат как биологические, так и со­циальные факторы. К биологическим факторам можно отнести природные склонности подростка, сиюминутные побуждения, уз­коэгоистические инстинкты, неосознанность совершаемых по­ступков и действий. К социальным факторам - средовые факторы (влияние семьи и школы) и воспитательные образцы, в которых утверждалась система аморального поведения, отсутствие навыка самоконтроля.

Девиация подростков представляет собой результат неспособ­ности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в социуме.

Вторая глава — «Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения под­ростков» посвящена особенностям проявления девиантного пове­дения подростков в основных сферах их социализации: в семейной и школьной. Проводится сравнительный анализ семей, где воспи­тываются дети с девиантным поведением и семей обычных подро­стков, анализируются особенности организации процесса воспита­ния и перевоспитания в обычной образовательной школе и в про­филактической школе открытого типа.

В первом параграфе «Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций» исследуются особенности образовательного учреждения, в котором обучается подросток, выявляются типичные формы девиантного поведения и их иерар­хия, устанавливается роль школы как фактора, влияющего на про­явление подростковых девиаций, разрабатываются основные на­правления совершенствования деятельности школы с целью про­филактики отклоняющегося поведения подростков.



В работе рассматриваются особенности типа образовательного учреждения; специфика контингента учащихся; особенности взаи­моотношений (между учащимися в классе, между учащимися и преподавателями); формы досуга учащихся.

Исследуется два типа школ: первый (школа № 1) - профилак­тическая школа открытого типа, предназначенная для подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Эти подростки характе­ризуются устойчивыми аморальными и нередко противоправными действиями, они отказываются посещать общеобразовательные школы, отстают в усвоении учебного материала.

Второй тип (школа № 2) является обычной средней общеобра­зовательной школой. В ней преобладают учащиеся, в целом ус­пешно справляющиеся с учебной программой, в большинстве сво­ем не совершающие грубых аморальных действий и антиправовых поступков.

В исследовании было выявлено, что наиболее распространен­ными формами девиаций среди подростков в возрасте 14-17 лет в обеих школах являются такие, как табакокурение, (эта форма де­виации наблюдается у 32,5 % опрошенных); школьные прогулы (21,0 %); сквернословие (20,0 %); агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями (12,3 %); употребление алкогольных напитков (11,3 %); хулиганские дейст­вия и поступки (5,2 %).

Все выявленные формы подростковых девиаций проявляются в поведении учащихся школы № 1 значительно чаще, чем в пове­дении учащихся школы № 2: табакокурение встречается на 40,8 % чаще в поведении подростков школы № 1, чем в поведении подро­стков школы № 2; школьные прогулы — чаще на 34,2 %; употреб­ление алкогольных напитков — на 31,1 %; токсикомания — на 16,0 %; нарушение дисциплины в школе — на 13,4 %; хулиганские действия и поступки — на 13,2 %; воровство вне дома — на 12,3 %; сквернословие — на 11,3 %; побеги из дома и бродяжничество

  • на 10,1 %; воровство в кругу семьи и употребление наркотиков

  • на 8,5 %; обманы и мошенничество — на 8,0 %; агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учи­телями — на 3,8 %.

Изучалось влияние системы взаимоотношений учащегося с учителями и одноклассниками на формы и уровень подростковых девиаций. В ходе интервью с учителями двух типов школ было ус­тановлено, что неблагоприятные отношения с учителями, отсутст­вие взаимопонимания, взаимоуважения, оскорбления учащихся со стороны учителей, авторитарный стиль преподавания порождают конфликты, грубое и агрессивное поведение у подростков, а также приводят и к другим формам девиантного поведения. Отсутствие учета индивидуальных особенностей личности учащегося, недо­оценка его способностей, плохая организация досуга в школе, за­груженность преподавателей, нехватка у педагогов знаний о зако­номерностях психического и социального развития личности уча­щегося снижает результат профилактической работы.


В ходе исследования выявлено, что многие педагоги школы открытого типа (профилактической) фактически заранее соглашаются с тем, что им не удастся существенно изменить поведение девиантных подростков, ввиду того, что продолжительность обучения учащихся в этой школе составляет всего лишь один - два года. За такой короткий срок невозможно провести эффективную коррекционную работу по изменению сознания и поведения учащегося. Следовательно, возникает риск, что аморальные формы девиантного поведения постепенно перерастут в противоправные. По мнению педагогов, основная задача школы как общеобразовательного учреждения, заключается, прежде всего в передаче знаний, в то время как вос- питаАиалиэтруздднолучөнйьіе результаты, диссертант приходит к следующим выводам.

Школа открытого типа (профилактическая) является средой, поддерживающей и воспроизводящей девиантные формы поведе­ния. Попадая в профилактическую школу открытого типа с опре­деленным контингентом учащихся, подростки не изменяют пове­дение в лучшую сторону, а количество девиаций не уменьшается. Важно отметить, что подростки не только слабо осознают совер­шаемые ими девиантные поступки, но и в определенной мере до­рожат ими, поскольку эти поступки выступают способом сохране­ния дружбы. В результате подавляющее большинство подростков лишь признает наличие у себя действий и установок, осуждаемых взрослыми, однако, каких-либо практических шагов, направлен­ных на изменение своего сознания и поведения, они совершать не хотят. В итоге массовое скопление учащихся с девиантным пове­дением в одном учебном заведении способствует воспроизводству и распространению девиантных форм поведения среди однокласс­ников, сверстников.

Неблагоприятные взаимоотношения подростка с учителями, одноклассниками приводят к конфликтному поведению, к агрес­сивности и грубости подростков.

Школа открытого типа призвана компенсировать недостатки семейного воспитания, изменять отношение ребенка к учебе, к учителям, к сверстникам, сложившееся на протяжении нескольких лет обучения в обычной общеобразовательной школе. Однако в этой школе, как правило, используются обычные педагогические воспитательные методики работы. Педагогам школы открытого типа не хватает знаний о закономерностях психического и соци­ального развития личности учащегося.


Результаты исследования подтвердили правильность выделен­ных в концептуальной части работы основных элементов меха­низма формирования подростковых девиаций.

Мы установили, что подросток, попадая в проблемную ситуа­цию, выражающуюся в отставании усвоения учебной программы в заданном для всех темпе и объеме, теряет возможность самоутвер­диться путем реализации нормативных учебных требований. У не­го начинают преобладать ориентации и установки на утверждение себя среди учителей, одноклассников, сверстников с помощью де­монстрации мнимой взрослости и самостоятельности, что неиз­бежно порождает конфликт. Последствия конфликта выражаются в действиях и поступках, противоречащих нормативным требова­ниям школы, семьи, общества в целом. При этом наблюдается оп­ределенная динамика: первоначально эти поступки связаны с про­явлением дезадаптации и аддиктивного поведения, которые в дальнейшем могут перерасти в делинквентное поведение. Совер­шаемые подростками поступки в своем большинстве являются не­мотивированными (совершил «просто так»), что свидетельствует о их стихийной природной основе; неосознанными («совершил, по­тому что не думал о последствиях»); они совершаются в компании, за компанию («чтобы не быть хуже других»), что говорит о реали­зации тех образцов поведения, которые демонстрирует асоциаль­ная по своему характеру референтная группа.

На основе сделанных выводов разработаны основные направ­ления совершенствования деятельности школы с целью профилак­тики отклоняющегося поведения подростков.

Необходимо повышать профессиональный уровень педагогов, обучать их специальным методам и формам работы с детьми с де­виантным поведением.

Требуется разработка специальных воспитательных и образо­вательных систем, обеспечивающих эффективную коррекцию соз­нания и поведения детей, обучающихся в учреждениях открытого типа.

Сегодня особенно необходимы специальные программы, но­вые методы работы, формирующие ценностные ориентации и ус­тановки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно про­тивостоять агрессивной среде.

Следует рассмотреть вопрос о более раннем выявлении факто­ров отклоняющегося поведения и внедрении профилактических мероприятий на начальных этапах формирования личности.

Педагогу, работающему с девиантными подростками, важно учитывать, что в своем большинстве они живут в неблагополуч­ных семьях, где наблюдается искажение норм и ценностей, приня­тых в обществе. Следовательно, необходимо усилить работу с семьями учащихся, а в самой школе открытого типа делать упор не на обучение, а на воспитание учащихся.