Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Выделены основные формы девиаций подростков и их иерархия: табакокурение, школьные прогулы, сквернословие, агрессивные методы разрешения конфликтной ситуации, периодическое употребление алкогольных напитков. -
Впервые проведен сравнительный анализ влияния обычной средней общеобразовательной школы и школы открытого типа (профилактической) на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Выявлено, что школьная среда профилактического учреждения является фактором, поддерживающим и воспроизводящим девиантные формы поведения. Система воспитания и перевоспитания в профилактической школе не отличается от применяемой в обычной общеобразовательной школе, в ней отсутствует специальная технология формирования у подростков установок на господствующие в социуме моральные и правовые нормы. -
Выявлены особенности влияния семей на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. В неполных, смешанных, опекаемых семьях подростковые девиации проявляются чаще, они также отличаются своими формами. -
Разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.
Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков, роли семьи и школы в проявлении девиаций деструктивной направленности. Материалы диссертации и публикации автора могут быть использованы:
-
для расширения, упорядочения и систематизации категориального аппарата социологии девиантного поведения; -
в практической деятельности социальных работников и социальных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков; -
в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций подростков семей «групп риска»; -
для преподавания курсов «Социология и психология девиантного поведения», «Девиантология», «Социология семьи», «Теория и технология социальной работы», «Социальная педагогика» и различных спецкурсов по проблеме девиантного поведения; -
для разработки программ по профилактике отклоняющегося поведения подростков; -
для разработки общеметодологических, теоретических основ и совершенствования социальной политики в области образования и воспитания молодежи.
Апробация работы. Рекомендации по предупреждению девиантного поведения подростков, разработанные в ходе исследования, внедрены в работу двух школ г. Екатеринбурга. Выводы исследования и его материалы используются при чтении лекций студентам вузов, педагогам и родителям в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга, при проведении круглых столов с учащимися школ, при чтении курса лекций для старшеклассников по практической психологии, при проведении консультаций с родителями и педагогами школ.
Основные положения диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на следующих конференциях и семинарах:
-
международная научно-практическая конференция «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» (Москва, 2001); -
Всероссийская научно-практическая конференция «Большой Урал - XXI век» (Екатеринбург, 2001); -
научно-практическая конференция «Реализация гуманистических идей в России» (Екатеринбург, 2002); -
Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и молодежная политика в современной России» (С-Петербург, 2002); -
Международная научно-практическая конференция «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка в системе высшего образования» (Екатеринбург, 2002); -
семинар - совещание «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (Екатеринбург, 2003).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения. Содержание работы изложено на 159 страницах, библиография содержит 162 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава - «Методологические подходы к исследованию девиантного поведения» состоит из двух параграфов, и посвящена раскрытию концептуального содержания понятия «девиантное поведение» как особого вида социального поведения. В главе рассматриваются различные трактовки природы и причин социальных девиаций, раскрывается специфика девиантного поведения деструктивной направленности в подростковом возрасте, дается классификация форм подростковых девиаций и описывается механизм формирования девиантного поведения подростков. Исследуется система отношений подростка с семьей, школой, сверстниками и влияние этих групп на формы и уровень проявления подростковых девиаций
В первом параграфе «Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы» рассматриваются различные теоретикометодологические подходы к исследованию девиантного поведения в отечественной и зарубежной социологии, раскрываются сущность и причины девиантного поведения. Выделяются и подробно анализируются антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психологические теории И.Ю. Борисова, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни; синтезированный подход Н. Смелзера и социально-психологический подход С. Линга и Р. Харре.
Отмечается, что в ряде теорий наблюдается явное доминирование каких-то одних факторов: сторонники биологического подхода пытаются объяснить девиации природными факторами, сторонники психологического подхода - психологическими особенностями личности и т.п.
Важное место отводится социологическому подходу к объяснению девиантного поведения, представленному целым рядом концепций: социетальным подходом, включающим в себя теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона; культурной теорией А. Миллера, Э. Сатерленда; теорией социального научения А. Бандуры; теорией стигматизации Г. Беккера; конфликтологической теорией О. Тура. Анализируются социологические теории девиантного поведения, образующие в настоящее время самостоятельные исследовательские направления - девиантологию, представленную В.С. Афанасьевым, Я.И. Гилинским, Б.М. Левиным, М.Е. Поздняковой. Также затрагиваются имеющие отношение к изучаемой проблеме труды по современной социологии права (работы В.П. Казимир- чука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева и др.).
В социологическом подходе причинами возникновения девиаций считаются, прежде всего, сами процессы, происходящие в обществе. Отмечается, что в периоды общественных потрясений, кризисов тенденция к нарушению социальных норм усиливается: люди лишаются привычных норм, установок поведения, теряют социальные ориентиры. Возникают благоприятные условия для зарождения аномии. Подобная ситуация сложилась в нашей стране, и это объясняет повышенный интерес к более глубокому изучению девиантного поведения как социального явления, а также к созданию эффективных технологий его профилактики.
Особую тревогу вызывает влияние сложившейся ситуации на подрастающее поколение. В ходе общения подростков с теми, кто адаптируется к новым условиям посредствам проявления эгоистических ориентаций и установок, демонстрации силы, происходит обучение и усвоение образцов отвергаемого большинством людей форм самоутверждения.
В результате теоретического осмысления концептуальных подходов к исследованию девиантного поведения автор делает вывод о его многофакторной обусловленности. Систематизация основных методологических подходов позволила определить специфику социологических теорий, акцентирующих внимание на социальных факторах, детерминирующих девиации (роль общества, культуры, социальных институтов и групп, общественных процессов и социальных взаимодействий).
Во втором параграфе «Специфика девиантного поведения подростков» рассматриваются особенности подросткового периода и влияние ближайшего окружения подростка (семьи, школы, сверстников) на формы и уровень проявления девиантного поведения, уточняется понятие «девиантное поведение деструктивной направленности в подростковом возрасте», дается классификация подростковых девиаций, описывается механизм формирования отклоняющегося поведения подростков.
Подростковый возраст является переходным периодом от детства к взрослости. Этот период многими авторами трактуется как критический для развития личности. Организм отличается повышенной сенситивностью (чувствительностью) к внешним и внутренним факторам. Фактор биологического созревания влияет на формирование личности подростка, воздействует на проявление определенных форм поведения, в том числе и девиантного, но он не является решающим. Биологические предпосылки индивида приобретают определенную форму выражения только в той или иной социальной структуре. В подростковый период система ценностных ориентаций находится в стадии формирования, мировоззренческие и моральные принципы не устойчивы, поступки нередко слабо контролируемы, малоосознаны.
Первичная социализация подростка осуществляется в рамках двух основных институтов - семьи и школы. Большое влияние на поведение подростка оказывают и референтные группы.
Семья является важнейшим социальным институтом, в котором происходит первичная социализация ребенка. Она представляет собой сложную систему, состоящую из множества компонентов, участвующих в процессе социализации. На развитие подростков оказывают влияние: условия жизни семьи, образ жизни, поведение родителей и их отношение к детям, особенности воспитания, тип семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их образования и т.п. Нарушение в функционировании этих элементов нередко приводит к девиантному поведению.
Школа представляет собой институт социализации, микромодель общества, воспроизводящую систему его социальных отношений и ценностей. Специфика контингента учащихся, особенности взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, формы проведения досуга учащихся - эти и другие факторы переплетаются и взаимодействуют, оказывая влияние на подростка.
Огромную роль в жизни подростка играют сверстники и референтные группы. По мнению ряда ученых, люди, не умевшие ладить со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубости, к преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера. Разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к самым различным формам социальной дезадаптации.