Файл: Особенности девиантного поведения подростков социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Выделены основные формы девиаций подростков и их иерар­хия: табакокурение, школьные прогулы, сквернословие, агрессив­ные методы разрешения конфликтной ситуации, периодическое употребление алкогольных напитков.

  2. Впервые проведен сравнительный анализ влияния обычной средней общеобразовательной школы и школы открытого типа (профилактической) на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Выявлено, что школьная среда профилак­тического учреждения является фактором, поддерживающим и воспроизводящим девиантные формы поведения. Система воспи­тания и перевоспитания в профилактической школе не отличается от применяемой в обычной общеобразовательной школе, в ней от­сутствует специальная технология формирования у подростков ус­тановок на господствующие в социуме моральные и правовые нормы.

  3. Выявлены особенности влияния семей на формы и уровень про­явления девиантного поведения подростков. В неполных, сме­шанных, опекаемых семьях подростковые девиации проявляются чаще, они также отличаются своими формами.

  4. Разработаны рекомендации по профилактике девиантного пове­дения в подростковом возрасте.

Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубо­кому пониманию специфики девиантного поведения подростков, роли семьи и школы в проявлении девиаций деструктивной на­правленности. Материалы диссертации и публикации автора могут быть использованы:

  • для расширения, упорядочения и систематизации категориально­го аппарата социологии девиантного поведения;

  • в практической деятельности социальных работников и социаль­ных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведе­ния подростков;

  • в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций подростков семей «групп рис­ка»;

  • для преподавания курсов «Социология и психология девиантно­го поведения», «Девиантология», «Социология семьи», «Теория и технология социальной работы», «Социальная педагогика» и раз­личных спецкурсов по проблеме девиантного поведения;

  • для разработки программ по профилактике отклоняющегося поведения подростков;

  • для разработки общеметодологических, теоретических основ и совершенствования социальной политики в области образования и воспитания молодежи.


Апробация работы. Рекомендации по предупреждению деви­антного поведения подростков, разработанные в ходе исследова­ния, внедрены в работу двух школ г. Екатеринбурга. Выводы ис­следования и его материалы используются при чтении лекций сту­дентам вузов, педагогам и родителям в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга, при проведении круглых столов с уча­щимися школ, при чтении курса лекций для старшеклассников по практической психологии, при проведении консультаций с роди­телями и педагогами школ.

Основные положения диссертации представлены в публикаци­ях автора, в выступлениях на следующих конференциях и семина­рах:

  • международная научно-практическая конференция «Современ­ные психосоциальные технологии: проблемы освоения и исполь­зования» (Москва, 2001);

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Большой Урал - XXI век» (Екатеринбург, 2001);

  • научно-практическая конференция «Реализация гуманистических идей в России» (Екатеринбург, 2002);

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и молодежная политика в современной России» (С-Петербург, 2002);

  • Международная научно-практическая конференция «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка в системе высшего образования» (Екатеринбург, 2002);

  • семинар - совещание «Профилактика правонарушений среди не­совершеннолетних» (Екатеринбург, 2003).


Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения. Содержа­ние работы изложено на 159 страницах, библиография содержит 162 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи ис­следования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава - «Методологические подходы к исследова­нию девиантного поведения» состоит из двух параграфов, и по­священа раскрытию концептуального содержания понятия «деви­антное поведение» как особого вида социального поведения. В главе рассматриваются различные трактовки природы и причин социальных девиаций, раскрывается специфика девиантного пове­дения деструктивной направленности в подростковом возрасте, дается классификация форм подростковых девиаций и описывает­ся механизм формирования девиантного поведения подростков. Исследуется система отношений подростка с семьей, школой, сверстниками и влияние этих групп на формы и уровень проявле­ния подростковых девиаций

В первом параграфе «Основные направления изучения де­виантного поведения: биологический, психологический, со­циологический подходы» рассматриваются различные теоретико­методологические подходы к исследованию девиантного поведе­ния в отечественной и зарубежной социологии, раскрываются сущность и причины девиантного поведения. Выделяются и под­робно анализируются антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психологические теории И.Ю. Борисова, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни; синте­зированный подход Н. Смелзера и социально-психологический подход С. Линга и Р. Харре.

Отмечается, что в ряде теорий наблюдается явное доминиро­вание каких-то одних факторов: сторонники биологического под­хода пытаются объяснить девиации природными факторами, сто­ронники психологического подхода - психологическими особен­ностями личности и т.п.


Важное место отводится социологическому подходу к объяс­нению девиантного поведения, представленному целым рядом концепций: социетальным подходом, включающим в себя теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона; культурной теорией А. Мил­лера, Э. Сатерленда; теорией социального научения А. Бандуры; теорией стигматизации Г. Беккера; конфликтологической теорией О. Тура. Анализируются социологические теории девиантного по­ведения, образующие в настоящее время самостоятельные иссле­довательские направления - девиантологию, представленную В.С. Афанасьевым, Я.И. Гилинским, Б.М. Левиным, М.Е. Поздняковой. Также затрагиваются имеющие отношение к изучаемой проблеме труды по современной социологии права (работы В.П. Казимир- чука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева и др.).

В социологическом подходе причинами возникновения девиа­ций считаются, прежде всего, сами процессы, происходящие в об­ществе. Отмечается, что в периоды общественных потрясений, кризисов тенденция к нарушению социальных норм усиливается: люди лишаются привычных норм, установок поведения, теряют социальные ориентиры. Возникают благоприятные условия для зарождения аномии. Подобная ситуация сложилась в нашей стра­не, и это объясняет повышенный интерес к более глубокому изу­чению девиантного поведения как социального явления, а также к созданию эффективных технологий его профилактики.

Особую тревогу вызывает влияние сложившейся ситуации на подрастающее поколение. В ходе общения подростков с теми, кто адаптируется к новым условиям посредствам проявления эгоисти­ческих ориентаций и установок, демонстрации силы, происходит обучение и усвоение образцов отвергаемого большинством людей форм самоутверждения.

В результате теоретического осмысления концептуальных подходов к исследованию девиантного поведения автор делает вы­вод о его многофакторной обусловленности. Систематизация ос­новных методологических подходов позволила определить специ­фику социологических теорий, акцентирующих внимание на со­циальных факторах, детерминирующих девиации (роль общества, культуры, социальных институтов и групп, общественных процес­сов и социальных взаимодействий).

Во втором параграфе «Специфика девиантного поведения подростков» рассматриваются особенности подросткового перио­да и влияние ближайшего окружения подростка (семьи, школы, сверстников) на формы и уровень проявления девиантного пове­дения, уточняется понятие «девиантное поведение деструктивной направленности в подростковом возрасте», дается классификация подростковых девиаций, описывается механизм формирования от­клоняющегося поведения подростков.


Подростковый возраст является переходным периодом от дет­ства к взрослости. Этот период многими авторами трактуется как критический для развития личности. Организм отличается повы­шенной сенситивностью (чувствительностью) к внешним и внутренним факторам. Фактор биологического созревания влияет на формирование личности подростка, воздействует на проявление определенных форм поведения, в том числе и девиантного, но он не является решающим. Биологические предпосылки индивида приобретают определенную форму выражения только в той или иной социальной структуре. В подростковый период система цен­ностных ориентаций находится в стадии формирования, мировоз­зренческие и моральные принципы не устойчивы, поступки неред­ко слабо контролируемы, малоосознаны.

Первичная социализация подростка осуществляется в рамках двух основных институтов - семьи и школы. Большое влияние на поведение подростка оказывают и референтные группы.

Семья является важнейшим социальным институтом, в кото­ром происходит первичная социализация ребенка. Она представ­ляет собой сложную систему, состоящую из множества компонен­тов, участвующих в процессе социализации. На развитие подрост­ков оказывают влияние: условия жизни семьи, образ жизни, поведение родителей и их отношение к детям, особенности воспитания, тип семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их образования и т.п. Нарушение в функционировании этих элементов нередко приводит к девиантному поведению.

Школа представляет собой институт социализации, микромо­дель общества, воспроизводящую систему его социальных отно­шений и ценностей. Специфика контингента учащихся, особенно­сти взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, формы проведения досуга учащихся - эти и другие факторы переплетают­ся и взаимодействуют, оказывая влияние на подростка.

Огромную роль в жизни подростка играют сверстники и рефе­рентные группы. По мнению ряда ученых, люди, не умевшие ла­дить со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубости, к преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера. Разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к самым раз­личным формам социальной дезадаптации.